Екатерина Сойак

Генеральный директор компании EMTG
Член совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ)
Член Президиума правления НП «ОПОРА»
Председатель комиссии ОПОРЫ РОССИИ по франчайзингу

Окончила Московский экстерный гуманитарный университет и МГУ имени Ломоносова по специальности «журналистика».

1996 – 2002 годы жила в Стамбуле (Турция) и работала в турецкой выставочной компании Turkel, где координировала внешнеэкономическую деятельность компании, которая охватывала такие страны, как Украина, Россия, Греция, Израиль, Египет и Латвия.

В 2002 году возглавила филиал московского офиса компании Turkel, которым руководила вплоть до 2007 года. Живя между Москвой и Стамбулом, серьезно задумалась о том, чтобы окончательно вернуться в Москву и развивать собственный выставочный проект. Изучив рынок, остановилась на теме франчайзинга и в 2002 году начала подготовку к проведению первой выставки.

Рассказывает Екатерина Сойак:

«На тот момент о франчайзинге, как форме ведения бизнеса, в России знали единицы предпринимателей. Пришлось поднимать тему практически с нуля. Но оно того стоило. Начав с 400 квадратных метров и 20-и участников в 2003 году, к 2008 году мы вывели выставку в ТОП-6 крупнейших международных выставок данной тематики. Сегодня BUYBRAND Expo – крупнейшая выставка бизнеса по франчайзингу в России, странах СНГ, ближнего Востока и Восточной Европы.

Параллельно с выставкой мы активно занимались популяризацией франчайзинга среди российских компаний и предпринимателей. Так, в 2004 году мы начали выпускать журнал о франчайзинге «Купи Бренд», который со временем перерос в единственный в России информационно-аналитический портал, посвященный франчайзингу и партнерскому бизнесу BUYBRAND Inform.  В 2006 году появился клуб франчайзеров BUYBRAND Club, который сегодня открыт не только для франчайзеров, но и для франчайзи.

В том же 2006 году мы учредили Национальную Премию в области франчайзинга GOLDEN BRAND. Основная идея премии – поощрить наиболее устойчиво развивающиеся франчайзинговые компании и тем самым популяризовать высокие стандарты бизнеса. С 2013 года мы ужесточили систему определения лауреатов, внедрив более 40 критериев оценки компаний. Результатом стал уникальный для России рейтинг франчайзинговых компаний.

Далеко не все было гладко в реализации проектов. Основные проблемы, с которыми приходилось сталкиваться на первом этапе – это полное безразличие со стороны чиновников. Они не воспринимали серьёзно идею франчайзинга. Рынок развивался слабо. В ответ на доводы о том, что развитие бизнеса по франчайзингу даст новые рабочие места, можно было услышать: «Какие рабочие места? У нас же нефть». Спасибо тогдашнему министру правительства Москвы Евгению Владимировичу Егорову, он был один из немногих, кто проявил симпатию и поддержал проект.

Так получается, что я постоянно выбираю достаточно сложные темы для реализации. Но это дает больше драйва, азарта. Так, после запуска франчайзинга, мы взялись делать выставку вендинга VendExpo. На тот момент отрасль была очень сложная, мало развитая. Несколько лет мы раскачивали тему, и, наконец, раскачали. Многие зарубежные компании стали рассматривать VendExpo как стартовую площадку для выхода на российский рынок. Для российских же компаний VendExpo – это единственная профессиональная выставка в России, на которой они могут продемонстрировать свои достижения. В 2016 году одновременно с VendExpo мы провели новую выставку WRS5, посвященную инновационным решениям в ритейле и системам самообслуживания.

В 2013 году параллельно BUYBRAND Expo мы запустили еще один выставочный проект салон лицензирования брендов и образов Licensing Salon. Лицензирование – это очень интересная тема. На сегодняшний день она очень популярна в индустрии детских товаров. Мы же своим проектом хотим вывести лицензирование за рамки детского сегмента и показать владельцам брендов и производителям, какие форматы работы с лицензией возможны для них, почему это может быть выгодно для тех и для других.

Затевать что-то новое в кризис или период стагнации многим кажется безумной идеей. Я же думаю, что безумие – это не делать ничего, сидеть и ждать, когда все нормализуется. Надо постоянно двигаться вперед, меняться, не бояться от чего-то отказаться, если это необходимо. Только так можно удерживать лидирующие позиции. Именно поэтому в этом году мы решились на революционный шаг в выставочной индустрии и выводим на рынок новую платформу EXPOWL, которая позволит в разы увеличить отдачу от участия в выставках. Впервые мы опробуем платформу на нашей выставке франшиз BUYBRAND Expo в сентябре 2016 года».