Проблемы и перспективы развития торговли обсудили в Даггосуниверситете

Проблемы и перспективы развития торговли обсудили в Даггосуниверситете

На базе факультета управления Дагестанского государственного университета сегодня, 30 марта, состоялась дискуссионная сессия на тему «Проблемы и перспективы развития торговли в Дагестане», сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе министерства промышленности и торговли РД.

Отметим, что мероприятие прошло в рамках Второго форума промышленников и предпринимателей Дагестана «Инженерная модернизация – основа новой экономики», который стартовал в Махачкале накануне, 29 марта.

Открывая мероприятие, заместитель министра промышленности и торговли РД Александр Гальмуков отметил, что вопросы развития торговли, как внутренней, так и внешней всегда стояли в ряду ведущих направлений финансово-экономического развития Дагестана. 

«Безусловно, в нашем регионе сложились устойчивые и достаточно эффективные основы ведения торговли и коммерческого дела, однако существуют еще проблемные стороны, которые требуют профессиональных обсуждений и принятия коллективных, коллегиальных решений. 

Надеюсь, что наша дискуссия сегодня выльется в конкретные предложения, четко сформулированные и качественно аргументированные, и мы сможем внести их в итоговую резолюцию данной дискуссионной сессии.

Кстати, считаю, что не случайно наше мероприятие сегодня проходит здесь, в ДГУ, ведь именно этот вуз – альма-матер развития торговли в республике, учитывая, что здесь функционирует профильный факультет, осуществляющий подготовку специалистов именно для сферы торговли», – сказал он.

По словам замминистра, торговля в Дагестане имеет свою специфику, ведь, в отличие от других крупных регионов и городов юга России, где торговлю определяют крупные гипермаркеты, для нашей республики определяющее место занимают рынки, которые позволяют более активно конкурировать, что становится сдерживающим фактором в росте цен. 


Декан факультета управления ДГУ Гамзат Магомедбеков своем выступлении отметил, что министерство промышленности и торговли активно сотрудничает с факультетом: создана даже базовая кафедра, готовящая специалистов в сфере торговли и коммерции.

«На факультете ведется обучение по направлению «Торговое дело» и, как показывает практика, специалисты данного направления пользуются спросом на рынке труда, а мы, в свою очередь, убеждаемся, что государственные органы и коммерческие структуры действительно нуждаются в таких кадрах», – отметил Магомедбеков.

Сопредседатель Ассоциации некоммерческих организаций РД Гусейн Джанбеков выделил возросшую за последние несколько лет роль НКО в развитии различного рода общественных отношений, именно они, по мнению докладчика, непосредственно участвуют в формировании действительно демократического, экономически развитого государства, в котором малый и средний бизнес чувствуют себя защищенными и наделенными определенным кругом прав.

«Несмотря на то, что существует множество видов взаимодействия некоммерческих организаций с государственными структурами, наиболее действенными из них, на наш взгляд, являются такие формы взаимодействия, как ассоциации и союзы.

Например, Ассоциация некоммерческих организаций Дагестана, сопредседателем которой я являюсь, разработала ряд предложений по созданию подобных ассоциаций и союзов по различным профилям и направлениям деятельности, к примеру, мы инициировали создание ассоциации ресторанов и баров, в скором времени ожидаем создание ассоциации гостиниц. 

Подобные ассоциации и союзы создаются для объединения усилий предпринимателей в решении общих для них проблем, однако основная функция заключается, конечно же, в защите прав и интересов членов созданных ассоциаций» – рассказал сопредседатель.

О возвышающейся роли маркетинга как одного из решающего фактора успеха на дагестанском рынке рассказала заведующая кафедрой маркетинга и коммерции Даггосуниверситета, профессор Татьяна Камалова. 

В своем сообщении представитель научного сообщества отметила, что,  несмотря на то, что маркетинг четко вошел в концепцию многих фирм республики. Поэтому  говорить о его реально возможном эффекте пока не приходится, так как у наших предпринимателей, как правило, отсутствует план проведения маркетинговых мероприятий, и даже если такие планы имеются, то они не адаптированы к изменяющейся внешней среде рынка.

«Мы уже не раз проводили анализы эффективности маркетинговой деятельности торговых предприятий республики, и, как правило, набольшую результативность демонстрируют здесь крупные предприятия. Но ведь наиболее приближены к потребителю мелкие магазины повседневного спроса или рынок. Это объясняется тем, что на многие продукты питания цены на мелкооптовых продовольственных рынках ниже, чем в магазинах, что немаловажно для большинства малоимущего населения Дагестана. Этот факт и определяет покупательские предпочтения»,- обратила внимание присутствовавших Татьяна Камалова.


По словам профессора, несмотря на то, что многие дагестанские предприятия торговли применяют маркетинговые технологии на интуитивном уровне, все чаще проявляются признаки того, что уже наступает пора профессионального подхода к маркетингу, и не последнее место здесь играют выпускники профильной кафедры – маркетинга и коммерции – которая уже с 2003 года выпускает профессиональных маркетологов, как правило, не испытывающих трудностей с трудоустройством.

Поддерживая необходимость развития маркетинговых, брендовых технологий и их эффективного применения маркетологами-специалистами в части продвижения на рынке продуктов и товаров местного производителя, руководителем ГАУ «Центр поддержки предпринимательства» Загиди Махмудовым было предложено организовать научно-исследовательскую площадку для студентов и молодых специалистов с целью проведения маркетинговых, брендовых и других макро- и микроэкономических исследований. 

По его  мнению,  благодаря реализации всевозможных грантов можно было создать научную, опытно-конструкторскую базу для того, чтобы провести конкретные маркетинговые исследования, например, региональные, чтобы студенты и молодые специалисты имели возможность проходить практику и по результатам собственных же исследований изучать состояние и конъюнктуру республиканского рынка.

Одним из основных докладчиков на дискуссионной сессии стал исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко, специально приглашенный из Москвы. Он затронул основные аспекты продвижения торговых брендов в регионах России, рассказал о современном состоянии франшизи и франчайзинга в целом и ответил на наиболее острые вопросы, поступавшие от некоторых дагестанских предпринимателей, присутствовавших на мероприятии.

«Сегодня в России еще много предпринимателей, которые хотят начать бизнес при поддержке успешной компании, но нуждаются в помощи, консультационной поддержке, находятся в поиске подходящей франшизы, либо готовы продвигать свой бренд, но не знают с чего начать. Для оказания именно такой помощи и была создана Ассоциация франчайзинга. 

На сегодняшний день она представляет собой 75 управляющих компаний. Особое внимание мы обращаем на работу с регионами – это одно из приоритетных направлений. Например, сейчас мы работаем над тем, чтобы привести «Hilton» в Дагестан. Придет «Hilton» – придут и другие крупные сети, а значит появится возможность развивать туризм. И таких проектов у нас немало», заявил эксперт.

В ходе беседы с местными предпринимателями – владельцами крупных и хорошо известных торговых сетей было отмечено, что в условиях кризиса и снижения покупательной активности населения упали операционные прибыли практически всех игроков потребительского рынка. 

«Компании стараются сократить разрыв в прибыли за счет расширения сети. Собственных средств у них на это, как правило, нет, а кредиты с такими ставками не являются лучшим выходом. В этих условиях франшиза становится тем спасательным кругом, на который надеются компании. Поэтому бренды, которые раньше даже не задумывались о франчайзинге, в спешном порядке и зачастую «на коленке» формируют франшизные пакеты. Они начинают их продвижение, обещая потенциальным франчайзи золотые горы. 

По нашему мнению, это очень опасная тенденция. В то же время частные инвесторы все чаще выбирают франшизу как объект инвестиций – вместо вложений в недвижимость и в средства роскоши. Готовый бизнес в условиях кризиса выглядит более стабильным с точки зрения сохранения денег», - пояснил Михайличенко. 

По мнению московского эксперта, дальнейшее развитие рынка будет идти по нарастающей. «Мы учимся работать по мировым стандартам и уже сами создаем неплохие бренды. Кризис заставит предпринимателей считать деньги и отучит заниматься самодеятельностью. Небольшая группа из 2–3 тысяч предпринимателей будет создавать и совершенствовать концепции, остальные – работать по франшизе: на проверенных бизнес-моделях, оптимизированных процессах. Классические стартапы и пустые инновации – не для кризиса. Здесь и сейчас главное – производительность труда, безошибочность технологии, лучшие условия по поставкам, лояльность потребителя и высочайшие стандарты деятельности. Франчайзинг поменяет лицо большей части рынка. Так было во всех странах – мы не исключение», – заметил он.

В заключение он подчеркнул, что продукты дагестанского производства вполне способны конкурировать с хорошо известными брендами из других регионов, если правильно и грамотно организовать не только их продвижение на рынке, но и систему реального отслеживания.

Затем по основным проблемам развития торговли и коммерции в Дагестане выступили представители Торгово-промышленной палаты Республики Дагестан и руководители ряда крупных торговых центров и коммерческих предприятий.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт