Наталья Ларионова: бизнес не должен сомневаться, он должен верить в себя

Наталья Ларионова: бизнес не должен сомневаться, он должен верить в себя

Корпорация МСП была образована чуть больше года назад для развития сегмента малого и среднего предпринимательства. В планах новой структурной организации было создание системы комплексной поддержки бизнеса взамен разрозненных опций. В числе приоритетных направлений работы Корпорации МСП - доступ малых и средних предприятий к закупкам крупнейших компаний с госучастием, финансовая, правовая и информационно-маркетинговая поддержка предпринимателей.

Заместитель генерального директора Корпорации МСП Наталья Ларионова рассказала в интервью ТАСС, что eй удалось осуществить и по каким направлениям сейчас идет работа.

- В каких регионах РФ сегодня наблюдается высокая предпринимательская активность? И что, на ваш взгляд, мешает созданию благоприятной среды для представителей малого и среднего бизнеса?

- Пока самостоятельных исследований предпринимательской активности в регионах Корпорация МСП не ведет, мы опираемся на рейтинг Агентства стратегических инициатив (АСИ). За 2015 год среди лидеров - Республика Татарстан, Калужская и Белгородская области. Рейтинг АСИ многофакторный, он включает в себя статистические данные и результаты ряда опросов предпринимателей, в том числе по оценке работы местных властей по поддержке бизнеса.

Если в целом говорить о создании благоприятной среды для развития предпринимательства, то важно подчеркнуть, что малый и средний бизнес сталкивается с теми же проблемами, что и экономика страны в целом. Конечно, есть и специфические особенности. Так, развитие малого бизнеса, в особенности деятельность индивидуальных предпринимателей (ИП), зависит от работы муниципальных властей. И здесь важную роль играет мэр города или глава поселения, который должен понимать, что данному сектору экономики надо уделять внимание. Если этого не происходит, то, что бы ни обсуждалось и внедрялось на федеральном уровне, до предпринимателя оно не дойдет. Глава поселения должен держать руку на пульсе и знать, как обстоят дела с деловой активностью и развитием МСП на его территории.

- Все вопросы, значит, к муниципалитетам?

- Федеральное законодательство дает широкие возможности регионам и муниципалитетам самим формировать комфортную среду для малого и среднего бизнеса. К примеру, в налоговой сфере регионы могут устанавливать в рамках специальных режимов свою налоговую базу, налоговую ставку и налоговые каникулы в зависимости от видов бизнеса. В руках муниципалов - ставки по единому вмененному налогу. Региональные власти самостоятельно устанавливают максимальные сроки рассрочки по выкупу площадей малыми и средними компаниями. Повторюсь, принятие многих конкретных решений в сфере поддержки предпринимательства - за регионами и муниципалитетами. Они должны осознать, что их роль очень важна.

- Как тогда мотивировать муниципалитеты на работу с МСП?

- Знаете, вот это российская особенность. Мы изучаем зарубежный опыт и видим следующее. К примеру, когда в Германии избирается мэр какого-нибудь городка, никто не ставит задачу о его мотивации. Он вступает в должность и исполняет свои обязанности, которые подразумевают в том числе и создание комфортных условий для развития малых и средних компаний. А мы с вами сейчас говорим о том, как же нам наших муниципалов вдохновить на повышение экономического потенциала территорий.

Очевидно, что лучший стимул для такой работы - это рост поступления налогов в местный бюджет. Не каждый муниципалитет может открыть филиал "Газпрома" или "Башнефти", но каждый мэр заинтересован в увеличении числа рабочих мест. В советское время был хороший термин "местная промышленность". Бизнес должен быть привязан к местности, тогда все становится на свои места.

Вот приходит человек управлять поселением, а мы должны уговорить его работать, грамоту пообещать и субсидиями приманить, чтобы он наконец-то занялся жизнью местного бизнеса. Сейчас работа с муниципалитетами самая сложная и кропотливая, но она имеет большой потенциал.

- Какие основные цели ставит для себя Корпорация МСП в рамках поддержки бизнеса в 2017 году и более долгосрочной перспективе?

- Основной акцент делается на расширение рынков сбыта для малых и средних компаний, обеспечение их доступа к закупкам крупнейших компаний с государственным участием. Тема абсолютно новая, но это долгосрочный тренд. Правительством Российской Федерации закреплена обязательная квота для крупных компаний с госучастием - не менее 18% своих заказов они отдают малому и среднему бизнесу. Из них не менее 10% - это прямые торги.

Корпорация МСП осуществляет мониторинг исполнения данных требований, на регулярной основе взаимодействует с заказчиками по вопросам расширения сотрудничества с субъектами МСП. Результаты этой работы уже видны, и они существенные. Так, общий объем планируемых закупок у субъектов МСП такими компаниями к августу достиг 620 млрд руб., а к концу года объем таких договоров, по нашим прогнозам, составит около 1 трлн руб.

Этот качественный скачок также обозначил новые проблемы и задачи. В первую очередь возник вопрос наличия необходимого количества малых и средних поставщиков, которые смогут обеспечивать растущий объем заказа, поэтому здесь работа Корпорации МСП сосредоточилась на плотном взаимодействии с предпринимателями в регионах для разъяснения новых возможностей. Данные проблемы мы решаем в рамках работы по "доращиванию" поставщиков, реализации Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства ("Программа 6,5"), ориентации гарантийной поддержки корпорации прежде всего на нужды компаний-поставщиков.

- Получается, малого бизнеса больше, чем среднего, и нечем закрывать такой объем?

- По идее, данный объем могли бы закрыть средние компании. Они, как правило, более стабильны, работают в производственных секторах экономики. Однако статистика показывает, что и в данном сегменте много проблем. В ряде случаев средний бизнес переходит в разряд малого, а нам нужна противоположная тенденция. Чтобы "малыши" превращались в "середнячков", нужны инвестиции в капитал, в людей. Для этого предприниматель должен быть уверен в своей продукции и стабильном на нее спросе. Мы говорим предпринимателям, что расширение доступа к закупкам крупнейших компаний с госучастием - это не разовая акция, а каждый год крупные компании будут отдавать 18% своего заказа малому и среднему бизнесу. Имея такой "кусочек пирога" на постоянной основе,  компания может целенаправленно планировать свое стратегическое развитие.

С 1 декабря 2016 года вступает в силу постановление правительства Российской Федерации, устанавливающее обязательную квоту покупок инновационной продукции у субъектов МСП. Корпорация будет осуществлять мониторинг работы крупных заказчиков и по данному направлению. Пока в планах размещение 1% заказов инновационной продукции для малого бизнеса. И он будет самым тяжелым, ведь легче стартовать от 1 к 3%, чем от 0 к 1%.

- Вернемся к вопросу перехода малого бизнеса в средний. В чем проблема?

- Основная проблема в уверенности. Многим компаниям не хватает уверенности в дальнейшем развитии, возможности привлечения дополнительных финансовых и кадровых ресурсов. Необходимо верить в свой бизнес, но также и знать, что на конкурентных преимуществах никто не гарантирует заранее сбыт. Нет сбыта - нет развития.

Мы часто общаемся с малыми компаниями, у которых начинаются серьезные сложности. Никто сразу не бежит продавать свой бизнес или ставшие лишними складские производственные помещения. У собственников живет надежда, что все наладится. Когда компании получают уверенность в сбыте продукции, у них сразу же возникает желание расти. Корпорация помогает таким компаниям выстроить работу с крупнейшими банками. Они для нас приоритет. Мы сами звоним предпринимателям и рассказываем о наших продуктах, господдержке, в том числе и финансовой. Нам важно, чтобы они пришли на конкурсы, используя льготные ресурсы для исполнения заказа. Им непросто сейчас, даже, можно сказать, тяжелее всего, но именно в них заложен максимальный потенциал для решения иновационно-производственных задач.

 - Сейчас все знают МФЦ (многофункциональные центры), за каждой бумажкой граждане идут туда. А какие услуги там может получить предприниматель?

- В нынешнем году в МФЦ мы запустили услугу для предпринимателей по информированию об основных мерах поддержки, оказываемых корпорацией (кредитно-гарантийная и имущественная поддержка, расширение доступа к закупкам крупнейших компаний с госучастием).

Сейчас в сотрудничестве с Минэкономразвития реализуется пилотный проект "МФЦ для бизнеса". Формат предоставления таких услуг в зависимости от региона может быть разный - окно, или зона в действующем МФЦ, или отдельно стоящие здания. Предприниматели смогут получить здесь практически любую интересующую их информацию. Впоследствии планируется включить в перечень предоставляемых в МФЦ услуг возможность подачи заявок на предоставление поручительств корпорации, регистрацию новых компаний, постановку на учет, оперативное получение необходимых лицензий. МФЦ будет являться контактной точкой, решающей все оперативные вопросы, связанные с организацией и обслуживанием бизнеса.

- А сколько регионов приняло участие в пилотном проекте?

- В рамках одной услуги по информированию о деятельности Корпорации МСП мы работаем с 36 субъектами РФ. Ежемесячно список регионов растет. Мы ожидаем, что к концу 2016 года с нами будут работать 73 региона.

Если говорить о пилотном проекте "МФЦ для бизнеса", то сейчас Минэкономики заявило о 39 субъектах РФ.

- Общественность расходится во мнениях образования предпринимателей. Кто-то считает, что стоит набивать коленки самому, а кто говорит о необходимости хотя бы первичного бизнес-образования. К какому мнению вы склоняетесь?

- Достаточно спорный вопрос. Я постоянно вступаю в дискуссии по данному поводу. Существует такая иллюзия, что наши граждане все знают и учить их ничему не надо. К сожалению, она приводит к многим проблемам в начале предпринимательского пути. Можно обладать хорошей идеей, но, если не понимаешь, как платить налоги или правильно оформлять людей на работу, однозначно прогоришь.

В настоящее время Корпорация МСП реализует образовательный проект в 17 регионах Российской Федерации. Мы разработали учебные и методические пособия, провели обучение бизнес-тренеров и приступили к проведению бесплатных тренингов для предпринимателей.

Проект включает два направления - "Азбука предпринимателя" и "Школа предпринимательства". Первый предназначен для людей, которые собираются открыть свой бизнес, второй - для тех, кто уже имеет свой бизнес, но хочет получить дополнительные знания.

Данные учебные курсы по заказу корпорации разработала компания "Фабрика предпринимательства" (Республика Татарстан). Она обладает хорошей базой реального обучения бизнесменов, обширными теоретическими знаниями.

Помимо двух образовательных программ предпринимателям доступны отдельные модульные блоки. Всего их 20, они включают такие курсы, как бизнес-планирование, маркетинг или трудовые отношения. С учебными материалами можно ознакомиться на сайте Корпорации МСП.

Если же говорить о дальнейшей судьбе образовательных проектов в целом, то по поручению Игоря Ивановича Шувалова (первого вице-премьера правительства. - ТАСС) мы занимается подготовкой общероссийской образовательной платформы. Главным органом власти по исполнению поручения является Минэкономразвития России, и уже собрана рабочая группа. Очевидно, что в скором времени образовательные проекты выйдут на новый уровень.

Есть ли возможность обучения онлайн? В частности, это актуально для предпринимателей из глубинки.

- Пока такой возможности нет, но в ближайшем будущем она появится. Хотя я считаю, что не стоит недооценивать стандартные формы образования и отдавать предпочтение дистанционному обучению. Лучше все-таки найти возможность для личного посещения тренинга: эффективность традиционного образования намного выше и очное общение с преподавателем очень важно.

- На форуме "Территория смыслов" глава правительства Дмитрий Медведев акцентировал внимание на создании курсов предпринимателей в школах РФ. Каковы ваши ожидания от этой инициативы?

- Предпринимательское образование школьников - важнейшая составляющая образования. В частности, мы убедились в этом на практике проведения бизнес-олимпиады для школьников в текущем году. Думаю, что курс лекций по предпринимательству школьнику стоит пройти и сдать тест, даже если он хочет стать инженером или врачом. Это предоставит дополнительную возможность определиться с выбором будущей специальности, получить представление о профессиях экономического профиля.

Беседовала Юлия Ермилова

tass.ru

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт