О франчайзинге изнутри

Обычно мы говорим о множестве преимуществ франчайзинга, как для франчайзеров, таки для франчайзи. Позволю сегодня поделиться теми проблемами, которые могут возникнуть у франчайзи при работе в сети, о которых обычно не говорят или думают, что не стоит говорить.

Франчайзинг не стоит воспринимать, как рецепт от всех болезней. Все равно франчайзи придется работать, самому, и упорно. Конечно, поддержка франчайзера будет во всем, но предпринимательство как деятельность со всеми рисками договор франчайзинга не отменяет. И словосочетание "франчайзинг – единственный способ начать самый прибыльный бизнес" следует понимать вот так: франчайзинг – это способ вести бизнес в сети по сравнению с аналогичными предприятиями отрасли прибыльнее, чем вести его самостоятельно и обособленно от советов, рекомендаций и поддержки более квалифицированного партнера именно в этой отрасли. Разницу чувствуете?

За практику консультационной деятельности и общения с потенциальными франчайзи я встретил много разочаровавшихся покупателей франшиз, в этой статье постараюсь обобщить их неудачный опыт и причины разочарования.

Итак, почему франчайзи разочаровывается своим сложением во франшизу:

1. Временной отрезок между вложением инвестиций и началом окупаемости по словам франчайзера, по ожиданиям франчайзи и в реальности могут не совпадать. К сожалению, франчайзи мечтает о максимально быстром сроке, часто не задумываясь о реальности и не слушая самого франчайзера. Правильный и осторожный франчайзер будет говорить о более пессимистичном прогнозе. А вот франчайзи, витающий в облаках своих идей и мыслей, расстраивается, что не получил возврат в желаемые им сроки. Завышенные ожидания создает больше проблем, чем внимательное и беспрекословное следование рекомендациям франчайзи, в том числе для определения сроков возврата инвестиций.

2. К слову сказать, но "период окупаемости" тоже термин, который многие читают по-разному. Корректно говорить о том, что это показатель описывает период от момента начала нормальной работы точки до момента возврата инвестиций. Конечно, нынешняя экономическая ситуация усложняет процесс прогнозирования и планирования, но давайте все таки смотреть на бизнес с момента начала его работы, а не с момента подписания договора франчайзинга, уплаты вступительного взноса. Задача франчайзи максимально сократить срок раскачки и выйти на своевременный запуск согласно рекомендаций франчайзера – в нужное время, на начало сезона в отрасли, с правильным и своевременным продвижением. Учтите, что в некоторых случаях выгоднее отложить запуск, чем пытаться начать работу в мертвый сезон.

3. Пока франчайзи думает, где взять деньги на улучшение проекта (читай: доведение ее до стандартов франчайзера), по соседству может открыться аналогичная точка, убив напрочь все ваши предварительные расчеты о количестве потенциальных покупателей. Поэтому не пытайтесь застолбить у франчайзера все потенциальный места, оплатив вступительный платеж за каждое место. Расстройство франчайзи в таком случае заключается в том, что он хочет "или эксклюзив на весь город, или не буду брать вашу франшизу вообще". Может стоит начать с одной точки, познакомиться с бизнесом, а далее уже развивать свою подсеть в рамках сети франчайзера.

4. Если ваша франшиза не позволяет работать в режиме самозанятости, где вы сами и инвестор, и начальник, и исполнитель, и контролер, то вам придется нанимать "команду". И если вы станете "влазить" во все вопросы, постоянно гонять персонал, увольнять, менять, не учитывая рекомендации франчайзера, то вы просто поругаетесь с франчайзером, что отразиться на возможности продолжать бизнес по франшизе. С одной стороны вы собственник, и это святое, но с другой: франчайзер берет на себя ответственность подталкивать ваш персонал к правильным решениям. И не мешайте ему в этом.

5. Персонал всегда будет "косячить", увольняться, нарушать распорядок. И франчайзер от этого не спасет. В принципе во франчайзинге персонал единственно важный вопрос, лежащий в круг ответственности франчайзи. Конечно, есть помощь в обучении, технологии набора, управления сменами, лизинг персонала, если никого нет, то франчайзи становиться сам у прилавка, у барной стойки, на кухне или едет клиенту оказывать услуги. Продавая франшизу, вам не обещали большой кабинет с дубовой мебелью!

6. Вам надоедает играться одной игрушкой за короткое время? Не покупайте франшизу ради удовольствия – никто от такого шага удовольствия не получит: франчайзер расстроится, у вас будут убытки, персонал больше не захочет с вами работать, клиенты отвернутся от точки. Хотите "играться в бизнес", отрывайте нефранчайзинговые бизнесы – там вы единственный хозяин положения, на вас не будут давить процедурами, технологиями, ответственностью и штрафами.

7. Франшиза это все-таки бизнес и вам придется общаться со всеми проверяющими органами, соответствующими вашему профилю – налоговая, санэпидстанция, пожарники, охрана труда, энергетики, экологи, социальные фонды, "фонд инвалидов" и многие другие. И часто они будут приходить к вам вместе с арендодателем. Франчайзер за франчайзи эту работу делать не будет, и даже не ждите этого. Он подскажет, как общаться, какие документы предъявить, но основную скрипку играть вам на месте. Ряд франчайзи, в ожидании чуда от франчайзера, настолько затягивают свои проблемы с проверяющими органами, что потом уже ни франчайзер, ни адвокаты, ни другие помощники не могут решить вопрос без существенных расходов.

8. Франчайзер вам не разрешит переносить точку с места на место, с одного ТЦ в другой, с одной улицы на другую. Выбор места ведения бизнеса делается один раз – в начале. А дальше либо работаете, либо закрываетесь. Во многих случаях для переезда нужно будет подписывать новый договор. Я был очень удивлен общением с рядом франчайзи, которые рассчитывали, что сначала попробуют в одном месте, а затем решат, где им будет лучше, и затем очень удивлялись, что другие места заняты, и франчайзер даже не хочет слышать о переезде.

9. И главное: все нужно согласовывать, новый бизнес начинать нельзя, новации только через офис франчайзера, даже свое имя нельзя использовать – хотя об этом и говорили с самого начала, договор подписывали, но не все франчайзи уследили это и приняли для себя. А это путь к очень большим проблемам, если нарушить правила сети.

Возможно, для кого-то будут еще и другие проблемы и разочарования, и это еще раз подтверждает, что выбор франчайзинга для себя это очень личное дело.

Андрей Кривонос, Глава директората Ассоциации франчайзинга Украины, 05.12.14.

Источник: пост автора в сообществе "Франчайзинг в России" в Facebook.com.

 

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт