Обзор российского рынка одежды

Обзор российского рынка одежды

Агентство РБК.research в апреле 2015 года выпустило серию обзоров по рынку одежды. С некоторыми результатами исследований поделилась Инга Микаелян, ведущий аналитик агентства и руководитель исследовательских проектов.

Несмотря на обострение конфликта на Украине, вал критики со стороны Европы и США в адрес России, а также применение секторальных санкций, 2014 год оказался крайне противоречивым с точки зрения достигнутых результатов развития fashion-ритейла.

Тем не менее, несколько неожиданными стали объявления некоторых ритейлеров об уходе с российского рынка. Хотя экономически их решения были вполне понятны ввиду стремительного ослабления национальной валюты, а также ожидаемого сокращения потребительского спроса. Еще в середине 2014 года многие экономисты стали просчитывать негативный эффект от санкций и антисанкций, краткосрочным эффектом которых стал рост цен и снижение предложения.

В 2014 году объявили о своем намерении уйти с российского рынка «River Island» и «OVS», развиваемый компанией «Маратекс», британский бренд «New Look», немецкая сеть «Gerry Weber», финские бренды «Seppala» и «Lindex», принадлежащие «Стокманн». Наряду с данными ритейлерами информацию о возможном уходе французской марки «Camaieu» подтвердил руководитель отдела франчайзинга «Jeans Symphony», Дмитрий Преображенский.

Несмотря на громкие заявления, решения об уходе с российского рынка во-многих случаях были обусловлены не только сложившейся экономической ситуацией, хотя официальные заявления компаний ссылались на ослабление рубля и снижение спроса. Причина ухода, в том числе, была связана с нежеланием развиваться на территории России. Сложившаяся непростая экономическая ситуация лишь подхлестнула решимость игроков, чьи финансовые показатели за последние годы не демонстрировали ожидаемых темпов роста. Так, компания «Стокманн» еще в 2013 году стала показывать отрицательную динамику развития. Выручка компании упала на -3,7%. По итогам 2014 года падение продаж превысило 9%.

Французский бренд «Camaieu» также в последние годы не столь активно развивался в России. Нежелание головной компании адаптировать коллекции под непосредственно российскую аудиторию покупателей существенным образом сказывалось на финансовых показателях сети. О незаинтересованности упомянутых сетей в развитии в России говорит и количество открытых ими магазинов. Отметим, что в марте 2014 года под управлением «Gerry Weber», «New Look», «OVS» и «River Island» и находились соответственно 32, 21, 18 и 9 магазинов одежды.

Наряду с уходом и закрытием магазинов известных международных брендов в конце 2014 года стал наблюдаться обратный процесс. Приход более десятка международных игроков показал перспективность российского рынка. За 2014 год вышли на отечественный рынок американский бренд «Dockers», принадлежащий компании «Levi Strauss & Co», «Forever 21», открывший первый магазин в ТРЦ «Афимолл Сити» в сентябре 2014 года, испанские бренды «lefties» и «Custo Barcelona», премиальная итальянская сеть «Moncler», китайский спортивный ритейлер «Anta» и ряд других не менее известных игроков. Отметим, что о возможном массовом приходе в 2014 году иностранных fashion-ритейлеров говорилось в прошлогоднем аналитическом обзоре РБК.research.

Несмотря на стремление международных игроков развиваться в Китае, Филиппинах, Японии и в ряде других азиатских странах, fashion-ритейлеры видят перспективы в развитии на территории России и некоторых стран Восточной Европы, к которым до недавних событий относилась и Украина. Снижение темпов развития одежного рынка в странах Западной Европы в 2013 году, а также их перенасыщенность брендами модной одежды, показали перспективность отечественного рынка. Данный факт подтверждается достигнутыми финансовыми показателями некоторых ритейлеров, присутствующих в стране. Так, по итогам 2014 года рост продаж шведского концерна «H&M» в России составил 19,1%. Выручка компании в стране достигла 2 630 млн. шведских крон, в то время как в 2013 году она составляла 2 208 млн. шведских крон. В целом компания показала в 2014 года прирост продаж на уровне 17,7%.

В 2015 году не исключен дальнейший приход иностранных игроков. В прошлом году объявили о своей заинтересованности в развитии на территории России британские сети «House of Fraser», «Harvey Nichols» и «SuperDry», шведский бренд женской и мужской одежды «Cos» и ряд других ритейлеров. При этом в связи с накалившейся политической, а затем и экономической обстановкой в стране многие международные бренды отложили свой выход на отечественный рынок до лучших времен. Так, в 2014 году в СМИ появилась информация, относительно прихода французского универмага «Galeries Lafayette». В этом были уверены многие эксперты отрасли, однако прихода на рынок сети не случилось. Испанская сеть «Cortefiel», собиравшаяся открыть первый магазин в ТЦ «Мозаика» в конце 2014 года, также пересмотрела свои планы. В числе компаний, временно отказавшихся от развития в России, оказались британская розничная сеть «Tesco» с брендом «F&F», фэшн-ритейлер «Blue Inc», французский ритейлер «Facconable», демократический бренд шведского концерна «H&M» «OLD NAVY». В течение 2015 года приход всех указанных сетей на российский рынок крайне маловероятен. Довольно высокая волатильность национальной валюты, снижение доходов населения, а, следовательно, и потребительского спроса, сейчас не увеличивают привлекательность России в глазах перечисленных игроков fashion-индустрии.

Подробную информацию о состоянии российского fashion-ритейла Вы можете узнать в исследовании РБК.research «Розничные сети по продаже одежды 2015».

Инга Микаэлян, РБК, 20.04.15.

Комментарии (2)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт