Автор: Горякина Дарья,
Директор департамента розничного бизнеса "Лабораторной службы Хеликс"
Открытие бизнеса по франшизе – очень серьезное решение, которое требует от бизнесменов ответственности, внимательности и большого уровня компетенций. При кажущейся простоте процесса ведения бизнеса под известным брендом и по существующей бизнес-модели, такой путь может таить очень большое количество «подводных камней», о которых многие начинающие франчайзи порой даже и не задумываются. От всех возможных неожиданностей, безусловно, уберечь себя достаточно сложно, однако, основополагающие моменты грамотный владелец компании должен знать. Какие же ошибки не стоит допускать при выборе компании-франчайзера?
1. «Мне не важно, на чем зарабатывает компания-франчайзер»
К сожалению, зачастую будущий франчайзи не понимает и даже не интересуется, в чем источник прибыли его франчайзера – действительно ли это продажа готовой модели бизнеса, или же попросту эксперимент по расширению розничной сети за счет новых инструментов.
Помните, что, выбирая компанию-франчайзера, нужно четко понимать, в чем состоит его выгода в заключении с вами партнерских отношений – продажа ли это услуг, группы товаров или прибыль с оплачиваемого вами роялти. Оптимальный вариант – когда продажа франшизы – это действительно модель, по которой франчайзер развивает свой бизнес. Выгода компании-франчайзера в этом случае заключается в быстрой экспансии бренда и при этом минимальных инвестициях в территориальное развитие розницы (как правило, основные вложения таких компаний направлены на развитие технологических площадок и развитие R&D департамента). Таким образом, франчайзер продает свои услуги, и на этом строит свой бизнес.
2. «Все вопросы перед покупкой франшизы я могу решить по телефону»
Зачастую франчайзи-партнер пренебрегает личным общением с франчайзером, предпочитая решать все существующие вопросы по телефону. Запомните, это очень грубая ошибка! Ведь, покупая франшизу, вы становитесь частью сообщества компании и очень важно понимать, что ее видение развития бизнеса, ценности, культура, корпоративный дух совпадают с вашими. Безусловно, для того, чтобы понять и почувствовать атмосферу компании-франчайзера, необходимо приехать в головной офис и пообщаться с сотрудниками, которые в будущем станут вашими коллегами и будут заниматься сопровождением вашего бизнеса. Обязательно пообщайтесь с представителем франчайзера, выслушайте все, что вам захотят сказать, задайте все вопросы, которые вас волнуют. По возможности посмотрите офис компании, ее производственные площадки, пообщайтесь с ключевыми сотрудниками. Такой визит даст четкое понимание, во-первых, по открытости и желанию идти на контакт вашего будущего старшего партнера, во-вторых, по реальности всех красивых презентаций и телефонных фраз, которыми вы довольствовались в процессе удаленного общения.
Так, например, перед заключением договора с франчайзи-партнерами, специалисты Лабораторной службы Хеликс обязательно приглашают бизнесменов посетить головной офис Компании и познакомиться с ключевыми сотрудниками, а также проводят экскурсию по офису, лаборатории, учебному центру и колл-центру, показывая, как происходит взаимодействие и все основные бизнес-процессы.
3. «Я быстро прочитал договор, и мне все понятно»
Невнимательное чтение договора – очень серьезная ошибка, которую допускают начинающие франчайзи. Чрезвычайно важно перед подписанием документов и покупкой франшизы тщательно и детально изучить договор, ведь именно от него зависит судьба вашего будущего бизнеса. Каким пунктам, помимо основной финансовой составляющей, следует уделить особое внимание?
4. «Для обустройства своей точки мне достаточно фотографии»
Ситуация, когда будущий франчайзи, получая перед открытием бренд-бук, необходимые материалы и фото работающих точек, даже не планирует их посещение, достаточно типична. Однако, в этом тоже заключается большая ошибка. Ведь понять особенность бизнеса не в теории, а на практике, можно лишь, увидев, как он функционирует.
Посетите действующие точки (в идеале – в роли клиента), оцените, насколько работают предлагаемые вам инструменты ведения бизнеса. Пообщайтесь с успешными действующими франчайзи-партнерами компании, попросите рассказать о существующих трудностях, наиболее важных моментах, о которых надо знать, поделиться опытом. Именно тогда у вас сложится полная картина, что нужно и чего не нужно делать для того, чтобы бизнес был успешным и работал эффективно.
5. «У меня нет своего четкого бизнес-плана»
Каждая розничная точка сети – совершенно индивидуальный случай, развитие которой зависит, в том числе от региональных особенностей. Каковы особенности выбранного вами бизнеса никто не знает лучше, чем ваш франчайзер. Поэтому спрашивайте! Обязательно запросите у компании-франчайзера финансовую модель розничной точки, а также ключевые показатели, характерные для городов, аналогичных тому, где вы планируете открыть свой бизнес: среднее количество посетителей, величину среднего чека, данные о сезонности, динамику выручки по мере развития центра. К примеру, Лабораторная служба Хеликс предоставляет свои потенциальным франчайзи-партнерам данные по затратам на выполнение анализов, персонал, расходные материалы и налоги, а также динамику чистой прибыли и рентабельность бизнеса в соответствии с годовыми показателями.
Обратите внимание на то, что на основе предоставленных данных вам нужно просчитать не только реалистичный, но и пессимистичный сценарий развития бизнеса, чтобы рассчитать не только сумму необходимых инвестиций, но и желательный запас прочности, необходимый для поддержания работы точки до ее выхода на самоокупаемость.
6. «Мне нужна финансовая поддержка франчайзера, а консалтинговая поддержка мне ни к чему»
Открывая бизнес по франшизе, очень важно осознавать, что это, в первую очередь, ваш бизнес. Крупные франчайзеры практически никогда не финансируют бизнес франчайзи-партнера, а вот если вам обещают «золотые горы», то надо очень серьезно задуматься о том, какие цели преследует компания, не планирует ли она быструю капитализацию с последующей продажей всего бизнеса. Обязательно изучайте договор, лучше с юристом, это сможет уберечь вас от попадания «на удочку» пустых обещаний.
Надежный франчайзер, в первую очередь, предоставляет франчайзи консалтинговую поддержку, и именно на нее нужно обращать особое внимание. Выясните, что входит в такую поддержку, предоставляет ли франчайзер бесплатное обучение персонала, консультации по рекламным и маркетинговым инструментам и т.д. Ведь самое главное, что есть у крупных франчайзеров – это опыт и набор эффективных инструментов для максимально быстрого вывода бизнеса на самоокупаемость и возврат инвестиций.
Лабораторная служба Хеликс, к примеру, оказывает всестороннюю поддержку франчайзи-партнерам: перед открытием каждого Диагностического центра команда тренеров проводит базовое обучение линейного персонала и контролирует на местах первые дни работы; собственники бизнеса и управляющие проходят обучение на Школе франчайзи; персональный менеджер, специалист по маркетингу и бизнес-тренер постоянно помогают развивать и совершенствовать бизнес партнеров Хеликс.
7. «Я рассчитываю на полную свободу действий»
Будущий франчайзи обязательно должен четко понимать, что, открывая бизнес по франшизе, он открывает его со старшим партнером и становится частью крупной розничной сети, где для клиента все должно быть единообразно и подчинено общим стандартам. Помните, что вам обязательно придется:
Степень существующей у вас свободы действий обязательно нужно выяснить до покупки франшизы. Узнайте, насколько гибко подходит франчайзер к принимаемым вами решениям и предлагаемым изменениям, а также насколько это приемлемо для вас. Только полностью ознакомившись с условиями и требованиями франчайзера, а также приняв их, вы сможете в дальнейшем избежать проблем и обеспечить себе ведение бизнеса в комфортных условиях.
Несмотря на то, что франчайзинговая модель открытия бизнеса накладывает на его владельца ряд ограничений и не предоставляет полной свободы действий, ее преимущества нельзя недооценивать: в итоге вы получаете готовую и понятную модель бизнеса, реализованную на практике множество раз и скорректированную в зависимости от особенностей и специфичности отрасли. Покупка франшизы – это оптимальное и оправданное решение для старта собственного бизнеса, которое значительно повышает вероятность его успеха, быстрого возврата инвестиций и получения прибыли. А особенно актуальна покупка франшизы, в том числе, медицинской, во времена экономического кризиса, когда выживать бизнесу становится все сложнее и сложнее.
При перепечатке материала установка активной ссылки на источник - сайт Российской ассоциации франчайзинга - обязательна.
Комментарии (0)