Франшиза «Клаустрофобия»: Непростой бизнес на развлечениях

Франшиза «Клаустрофобия»: Непростой бизнес на развлечениях

В России сегодня действует несколько десятков сетевых квест-проектов, и число это с каждым днём увеличивается. Хотите присоединиться к модному рынку? До того, как открывать свою квест-комнату, стоит узнать об этом деле больше. Например, познакомившись с историей и особенностями одного из крупнейших на российском рынке проектов «Клаустрофобия». Сейчас под этим брендом работают несколько сотен квестов в России, Европе и США.

Чуть более двух лет назад у выпускника Московского физико-технического института Богдана Кравцова появилась идея делать квесты. При этом сам Богдан не оказался таким уж фанатом этого вида досуга. Для него создавать квесты куда интереснее, чем проходить их.

Возникшей идеей предприниматель поделился со своими знакомыми из компании Stupid Casual, которая занимается настольными играми и оригинальными подарками и особенно известна своим «хитом» - игрой «Имаджинариум». Идея явно пришлась ребятам по душе, и они приступили к созданию проекта.

На тот момент рынок квестов в России не был столь насыщенным, как сегодня. В сущности, создатели «Клаустрофобии» приступили к делу, которым никогда не занимались сами, при этом не имея возможности повторить чужой опыт.

Процесс оказался нелегким и обернулся для авторов массой неожиданностей. Сегодня Богдан Кравцов предостерегает последователей, которым квесты кажутся лёгким бизнесом:

Нужно быть предельно ответственными и стойкими, более реалистично оценивать сроки и бюджеты, не экономить на качестве и прочности

франшиза квестов

Несмотря на все препоны, первые квесты «Клаустрофобии» увидели свет в декабре 2013 года. Это были игры «Психиатрическая больница» и «Советская квартира».

Новый формат развлечений позволял участникам переживать неподдельные и яркие эмоции, становиться героями красивых и захватывающих историй и распутывать сложные загадки, будучи при этом не пассивными наблюдателями, а непосредственными участниками событий. Игры в реальности быстро завоевали любовь публики – активных молодых людей.

Спрос, как известно, рождает предложение, а потому и на рынке квестов в России стремительными темпами стали появляться всё новые проекты. Сегодня на нём можно насчитать не один десяток квест-проектов, как сетевых, так и одиночных. При этом многие оказались последователями «Клаустрофобии».

«Часть новичков старается сделать квесты так, как мы их делали, когда они только появились в России» - делится Богдан Кравцов. Но всего за пару лет индустрия квестов шагнула далеко вперёд, а потому проекты, созданные по канонам двухлетней давности, уже морально устарели.

Сейчас рынок предлагает всё новые и новые форматы. В частности, на смену классическим квестам постепенно приходят перформансы - смесь игры и интерактивного театрального действия, где каждый из участников становится главным героем и управляет развитием сюжета. Привычные же квесты адаптируются к различным потребностям участников. Например, «Клаустрофобия» разрабатывает спортивные игры для любителей физических нагрузок или детские квесты, не заставляющие маленьких участников дрожать от страха.

Тем, кто не осведомлён о тенденциях рынка квестов, приходится на нём весьма туго. Проекты получаются посредственными, а ведь хороший и плохой квесты можно различить «на глаз», здесь не нужны экспертные знания.

Конечно, многим создателям квестов сегодня мешает даже не лень или нежелание заниматься проектом. Дело в том, создание квестов – не такой лёгкий бизнес, каким кажется.

Затраты на строительство одного квеста составляют порядка 3 млн рублей, а наиболее целесообразно строить не менее трех квестов на локации

При этом для создания одного квеста необходимо большое количество квалифицированного персонала: сценаристы, дизайнеры интерьера, художники, декораторы, программисты, бутафоры, строители, электрики. Всего до нескольких десятков человек.

Создаётся такой бизнес в среднем около трёх месяцев. При этом прежде, чем открыть квест для всех желающих, его необходимо «обкатать». В случае с «Клаустрофобией» до коммерческого запуска проводится сто тестовых игр, которые проходят сначала партнёры сети и опытные игроки, а после – игроки, выбираемые случайно, и журналисты. Участие завсегдатаев помогает собрать рекомендации по улучшению игры, а новичков – подстроить уровень сложности квеста.

Запускать такой непростой бизнес куда надёжнее под руководством опытного наставника. Поэтому на рынке квестов довольно популярен франчайзинг. Собственную франшизу развивает и проект «Клаустрофобия», при этом первые партнёры у него появились уже спустя несколько недель после начала работы.

Сегодня франчайзи «Клаустрофобии» работают во всех уголках России, а также в дальнем зарубежье. В Европе или США партнёрами компании, как правило, становятся русскоязычные люди, поигравшие в Москве и решившие привезти проект туда, где живут сами. Поэтому зарубежные квесты «Клаустрофобии» часто являются копиями российских. Например, квест «Убежище 13» работает одновременно и в Москве, и в Берлине.

открыть квест комнату

В России у франчайзи подход к делу другой. Зачастую они стремятся не скопировать чужие истории, а создать свои собственные. Богдан Кравцов рассказывает: «В нашей стране нет двух одинаковых квестов, поэтому некоторые даже путешествуют в другие города, чтобы попасть на какой-то квест».

Партнёры «Клаустрофобии» сами придумывают сценарии, нанимают декораторов и инженеров и строят свои квесты. Франчайзор лишь помогает учесть все мелочи и контролирует качество работы. Поэтому главное требование к франчайзи – стремление приложить достаточно усилий для создания хорошего проекта и менеджерские умения, чтобы организовать строительство и работу нескольких квестов в своем городе.

beboss.ru, 09.01.16.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт