Издание Entrepreneur опубликовало 500 лучших франшиз на 2016 год, которые показали свою финансовую стабильность, рост и надёжность. Основываясь на данном рейтинге, можно выявить определённые тенденции зарубежного рынка франчайзинга, а также найти весьма оригинальные франчайзинговые предложения для российских предпринимателей.
БИБОСС проанализировал «список лучших» по версии одного из самых авторитетных американских изданий и предлагает вам ознакомиться с любопытными выводами.
Пожалуй, самыми распространёнными франшизами в рейтинге Entrepreneur, если не учитывать сферу общепита, стали предложения по проведению садовых работ, клининговые услуги, уход за пожилыми людьми и присмотр за животными.
Например, компания The Ground Guys предоставляет полный спектр услуг по уходу за газоном, садом и дворовой площадью: стрижка травы, уборка снега, собирание листьев и т.д. Подобные работы для Америки являются весьма востребованным, а если они пользуются спросом, значит в этой сфере начинает активно развиваться бизнес, в том числе и по франчайзингу. Из всех «садовых» предложений на рынке в список 500 лучших также попали франшизы U.S. Lawns, Lawn Doctor и Weed man.
Что до России, то уход за газоном для нашей страны – не очень популярное дело, так как подавляющее большинство населения живёт в квартирах. А те немногие, живущие в частных домах, зачастую не считают гладко выстриженную траву чем-то безусловно необходимым.
Ещё один распространённый вариант открытия своего бизнеса по франшизе – клининговая фирма. Среди предложений, вошедших в рейтинг – в основном компании, специализирующиеся на коммерческом клининге. То есть они занимаются уборкой офисов, торговых центров, иногда жилых домов, но такие фирмы не убирают производственные площади, не чистят промышленное оборудование и не осуществляют мойку фасадов зданий.
К слову, здесь стоит упомянуть о франшизах мойки окон, в том числе с услугой промышленного альпинизма. Среди таковых в списке Window Gang, Fish Window Cleaning Services Inc и Window Genie. В России же единственной популярной франшизой в этой сфере является Альпатекс. Тем не менее, можно сказать, что будущий успех такой идеи на территории нашей страны вполне возможен. Ведь у нас также есть зеркальные небоскребы, торговые центры и, в конце концов, у каждого в доме есть окна, которые хотелось бы содержать в чистоте.
А ещё у каждого из нас в доме что-то всегда ломается, поэтому в рейтинг Entrepreneur вошли даже несколько франчайзинговых предложений а-ля «муж на час»: франшизы услуг сантехника Benjamin Franklin Plumbing и Mr. Rooter, франшиза ремонта любой бытовой техники с выездом на дом Mr. Appliance LLC и франшиза различных работ по дому от прочистки раковины до мелкого ремонта помещения Mr. Handyman Int'l. LLC.
Следующей востребованной франчайзинговой «стезёй», судя по количеству франшиз в рейтинге (не менее десяти) стали услуги сиделок. Причём такие услуги бывают двух видов: медицинские и немедицинские. Если первый их них подразумевает, что сотруднику понадобится медицинское образование и соответствующие навыки для профессионального ухода за тяжело больным человеком, то немедицинский присмотр – это банальная помощь пожилым людям в приготовлении еды, уборке квартиры, напоминание о приёме лекарств и общение с ними.
Стоит сказать, что для российского рынка франшиза сиделок пока что остаётся пустующей нишей, несмотря на то, что в России не меньше, чем в любой другой стране больных и пожилых людей, нуждающихся в подобной помощи. На сегодняшний день существует пока что четыре франчайзинговых предложения: индивидуальный уход за нуждающимися от компаний «Свет» и «Близкие люди», а также франшизы домов престарелых «Социальные системы» и «МИРРА».
Иностранные франчайзоры не забыли и о животных. Франшизы зоомагазинов, франшизы услуг по выгулу, мытью, тренировке братьев наших меньших, а также доставке корма заняли определенное количество мест в рейтинге. Это, например, магазин Pet Supplies Plus, сервисы Camp Bow Wow, In Home Pet Services Inc, Zoom Room и Fetch! Pet Care – все они предоставляют определённый комплекс услуг, облегчающий жизнь владельцам домашних питомцев.
Можно обобщить, что за рубежом в целом популярны франшизы, основанные на «черной работе»: уборка помещений, мытьё окон, стрижка газонов, услуги сантехников и прочее. Однако на этом особенности зарубежного франчайзинга не заканчиваются.
Если популярность франшиз по уходу за пожилыми людьми, стрижке газона или выгулу собак ещё можно объяснить ежедневной потребностью людей в этих услугах, то чем объяснить востребованность франчайзинговых предложений хиропрактиков и массажистов? Одним только прикосновением рук лечат от всех бед специалисты The Joint Corp и HealthSource Chiropractic and Progressive Rehab. К числу подобных же компаний можно причислить ApexNetwork Physical Therapy – центр различных видов терапий, например водной. В топ-500 вы можете найти даже массажные франшизы Massage Heights, MassageLuXe и Elements Massage.
Вызывает интерес не само существование этих франшиз, а то, что они вошли в рейтинг лучших! Значит они успешно функционируют и развиваются, а самое главное их услуги пользуются спросом. Остаётся только вопрос: как они передают мастерство и навыки своим партнёрам?
Конечно, встречаются в списке франшиз и особенно странные франчайзинговые предложения. Например, франшиза по продаже скворечников и кормов для диких птиц Wild Birds Unlimited, или букеты из фруктов от Edible Arrangements Int'l. LLC, а также франшиза по продаже смузи Smoothie King.
Но не стоит думать, что иностранный рынок франчайзинга состоит только из «странноватых» франшиз. На нем есть и обычные, распространённые предложения. Так, довольно большим спросом пользуются франшизы агенств недвижимости. По сути они представляют из себя риэлторские агентства, которые помогают людям продать или купить дом, сдать в аренду помещение и грамотно исследовать рынок.
Ещё одна популярная так же, как и в России сфера деятельности – лабораторная диагностика. Различные экспресс-исследования: от теста на алкоголь до теста на ДНК проводят франчайзинговые центры Any Lab Test Now, ARCpoint Labs и Fastest labs.
Так как рейтинг 500 лучших франшиз составлялся американским изданием, то в нём можно найти ещё множество франчайзинговых предложений, которые являются либо необычными и новыми для российского рынка, либо уже знакомыми и известными нашим предпринимателям. И если у вас возникло желание сотрудничать с зарубежными франчайзорами, то важно учитывать особенности бизнеса в России, привычки и жизненные условия россиян.
Кроме того, вполне возможно, что в условиях падения рубля некоторые иностранные франчайзоры не захотят развиваться на территории России, на это тоже стоит обратить внимание. Согласно Итогам 2015 года, с российского рынка только из сферы одежного ритейла ушло порядка 10 зарубежных брендов.
К тому же, в период кризиса важно иметь опытного и серьёзного наставника-франчайзора, а зарубежный партнёр может, конечно, иметь солидный опыт работы, скажем, в США, но в то же время вовсе не разбираться в особенностях российского рынка. Поэтому решая работать по иностранным франшизам, следует очень серьезно взвесить все за и против.
beboss.ru, 18.01.16.
Комментарии (0)