ВСТРЕЧНЫЕ РИСКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУБСИДИРОВАНИИ

ВСТРЕЧНЫЕ РИСКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУБСИДИРОВАНИИ

Это третий материал из цикла экспертных материалов «Государственное субсидирование бизнеса». Результаты мониторинга: статистика выполнения обязательств по договорам на получение субсидий, «стоп-факторы» - почему отказано в субсидировании, регионы и статистика по ним.

В предыдущей статье мы рассмотрели основные механизмы многоканальной системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основой которой является программа поддержки, реализуемая федеральным Министерством экономического развития совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (государственная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства). Она выступает системообразующим элементом всей государственной поддержки.

Ежегодно тысячи индивидуальных предпринимателей и организаций обращаются к органам исполнительной власти с целью получения субсидий. Разумеется, не все заявки на предоставление субсидий одобряются. Во-первых, ресурсы бюджетной системы ограничены, и число желающих получить субсидию всегда будет превышать ее возможности, а, во-вторых, не все участники конкурсов проходят через «сито» конкурсных комиссий.

В этой статье мы постараемся более подробно рассказать о рассмотрении заявок и тех ошибках, которые допускают предприниматели при участии в конкурсах на предоставление субсидий малому и среднему бизнесу.

Изначально каждого нашего клиента, в дальнейшем участника конкурса, интересует, каковы его шансы на удовлетворение заявки. Для примера мы рассмотрели три региона, в которых, на наш взгляд (и это показывает статистика), программы поддержки работают наиболее эффективно: город Москва, Свердловская и Архангельская область. На основе анализа протоколов заседаний комиссий (Архангельская область и г. Москва) и отчета о работе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2013-2014 годы мы получили показатели:

Как видно из диаграммы, количество поданных заявок варьируется от региона к региону и зависит, скорее всего, от множества факторов. В том числе: количества зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, объема финансирования программы, работы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который отвечает за информирование и поддержку малого бизнеса, а также от других факторов. Аналогичным образом меняется и доля одобренных заявок от общего числа:

 

 

Как видно, менее половины заявок рекомендуется комиссиями для предоставления им субсидий из бюджетной системы. Каковы же причины отказа?

К типичным ошибкам предпринимателей подающих заявку на получение субсидии можно отнести следующие:

Первое. Расходы до подачи заявки на предоставление субсидии осуществлялись за наличный расчет и не могут быть подтверждены платежными документами и договорами к ним.

Второе. Имеющиеся платежные поручения не заверены банком.

Третье. Выписки из реестров и декларации не заверены печатью регистрирующего органа или нотариально.

Четвертое. Основной вид деятельности по ОКВЭД не соответствует видам деятельности, поддерживаемым по программе субсидирования, или же проект, обращающийся за субсидией, работает не по заявленному основному ОКВЭД.

Помимо этих явных ошибок, которые добросовестные заявители могут относительно легко исправить, есть целый ряд так называемых «стоп-факторов». Данное понятие пришло в систему субсидирования из кредитной сферы, где использовалось банками при анализе заемщиков. Так Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы используются нижеперечисленные  «стоп-факторы»:

1. Нарушение ст. 23 НК РФ в части наличия незарегистрированных обособленных подразделений;

Пример. Организация хочет работать в нескольких регионах путем открытия там обособленных подразделений. В этом случае она должна сообщить в налоговый орган о каждом обособленном подразделении в течение месяца с момента открытия. Иначе она, во-первых, нарушает налоговое законодательство, а во-вторых, вводит комиссию в заблуждение о территории, где осуществляется ее деятельность.

2. Нарушение ст. 133.1 ТК РФ в части размера минимальной заработной платы сотрудников заявителя;

Пример. Организация может с целью снижения налоговой нагрузки уменьшать размер заработной платы, указанный в трудовом договоре. В результате заработная плата сотрудника может быть меньше установленного в регионе минимального размера оплаты труда. Поэтому такой заявитель будет сразу отсеиваться.

3. Нарушения п. 2.1 Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 1 июня 2012 г. N 254-ПП:

- отсутствие в составе заявки разрешительных документов (патентов, лицензий и т.д.), подтверждающих право на ведение заявленной деятельности;

- предоставление недостоверных данных об отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным платежам

Пример. Для работы в сфере медицины необходима лицензия согласно  федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О лицензировании отдельных видов деятельности", поэтому отсутствие у организации, заявившей проект в сфере медицинских услуг такой лицензии сразу ставит под сомнение достоверность бизнес-плана в целом и добросовестность фирмы.

4. Нарушение ст.8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N2 129-ФЗ в части предоставления недостоверные данных о нахождении постоянно действующего исполнительного органа заявителя по месту регистрации, а также места ведения хозяйственной деятельности;

Пример. Организация может специально пройти регистрацию на территории Москвы, но осуществлять свою хозяйственную деятельность за ее пределами.

5. Предоставление недостоверных сведений о произведённых затратах заявителя, подлежащих компенсации за счет бюджетных средств.

Пример: с целью получения субсидии, заявитель может приобрести какие-либо товары у аффилированной компании, и сможет обратиться за компенсацией затрат. Именно такие действия предотвращает данный «стоп-фактор».

На рисунке ниже представлена структура отклоненных заявок в результате обнаружения того или иного стоп-фактора у заявителя на примере города Москвы.

 

Система «стоп-факторов» позволяет отсечь от финансирования те компании, которые являются недобросовестными заявителями, фиктивно осуществляющими деятельность, имеющими намерения нецелевого использования или присвоения субсидии. Также она позволяет остановить те компании, которые недостаточно тщательно подошли к разработке бизнес-проекта и не оценили всех рисков.  В конечном итоге они не смогут выполнить всех взятых на себя обязательств по созданию новых рабочих мест с достойным уровнем заработной платы и обратятся за изменением условий договора предоставления субсидии. Так в Москве среди получателей субсидий начинающим предпринимателям таких около 25%, среди получателей субсидий по лизингу около 15%. На диаграмме ниже представлены результаты мониторинга заключенных договоров о предоставлении субсидии в городе Москве.

 

Результаты мониторинга получателей и анализа их отчетности по выполнению взятых обязательств показывают, что существует определенное количество недобросовестных заявителей. Подозрение у комиссий чаще всего вызывают такие случаи, как указание в рамках реализации проекта расходов на товары, работы, услуги аффилированных организаций; осуществление сдачи техники в аренду или угон всей заявленной техники. Любой выявленный факт может стать причиной обращения в суд и расторжения договора предоставления субсидии.

Также заявителям надо быть готовыми, что их проект будет рекомендован к субсидированию только в случае подтверждения некоторой информации, представленной в бизнес-плане. Комиссию может интересовать состояние производственного помещения, где предприниматель собирается реализовывать проект, наличие права его использования на основании договора аренды или права собственности. Также комиссия может запросить предоставить договора с покупателями и поставщиками и откорректировать смету расходов, если в ней обнаружатся не соответствующие положению затраты.

Как следует из выше сказанного, процесс отбора проектов для субсидирования очень трудоемкий и требует высокой квалификации, поэтому сегодня все большую роль начинает играть такой механизм проверки участников конкурса по субсидированию как общественный контроль. Что же это такое?

Общественный контроль – это независимый взгляд на систему мер финансовой поддержки с целью обеспечения объективного подхода органа власти к исполнению своей функции администрирования системы мер поддержки, а также недопущение злоупотреблений, которые производятся участниками конкурсного отбора на получение субсидий.

В первом случае общественный контроль препятствует возникновению административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности, а во втором случае выступает в защиту бюджета, выделяющего финансовые ресурсы. Основным преимуществом такой системы является то, что общественный контроль выступает независимым регулятором системы мер финансовой поддержки. Он учитывает интересы обеих сторон – организатора процесса и участника. При этом общественные организации, состоящие из представителей бизнес-сообщества, гораздо лучше знают специфику той или иной предпринимательской деятельности и могут грамотно оценить риски и проверить того или иного заявителя на злоупотребления.

Проверка происходит как в прямом виде на комиссии в ходе обсуждения проекта, так и непрямом виде путем анализа проекта в рамках экспертного заключения. Независимая экспертиза является значимым инструментом повышения прозрачности процесса предоставления государственных субсидий.

ООО «Центр консалтинга и аутсорсинга «Наше будущее» имеет опыт такой экспертизы, и в 2013 году исполняло контракт с Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы по проведению независимой экспертизы бизнес-проектов московских предпринимателей. Более подробно о независимой оценке бизнес-планов, предоставляемых на конкурс по получению субсидии, мы расскажем в следующих статьях цикла.

Именно привлечение широкого круга профессионалов создает своего рода сетевую структуру, которая позволяет значительно снизить издержки для государства с одной стороны, а с другой предприниматели взаимодействуют в процессе проверки и рассмотрения их заявок с представителями своей среды, которые гораздо лучше понимают бизнес-процессы. Например, в Москве одной из таких организаций, взаимодействующих с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства, является Межрегиональная общественная организация "Московская ассоциация предпринимателей".

Стоит отметить, что целью всех перечисленных механизмов является не снижение доступности субсидий, а повышение числа добросовестных участников, действительно развивающих свой бизнес, и территорий, на которых они работают. В прошлые годы доступность субсидий приводила к большому числу судебных споров, вызванных нецелевым использованием субсидий. В таком положении предоставление субсидий для произведенных расходов не является выходом из сложившейся ситуации. Цель субсидии – быть источником финансирования, стимулировать предпринимателей начинать или развивать свое дело. А в случае компенсирования затрат этого нет, так как действия уже были совершены, и предприниматель нашёл источники финансирования для них.

В заключение необходимо сказать, что и среди добросовестных участников есть определенная доля предпринимателей, которые, не смотря на соответствие условиям программы, не имеют достаточных навыков и квалификации для реализации своего дела. Это, прежде всего, касается субсидий начинающим предпринимателям. Поэтому для них крайне важно наличие хорошо проработанного бизнес-плана, благодаря которому они смогут получить субсидию, ориентироваться и занимать позиции в мире бизнеса. В следующих статьях нашего цикла мы расскажем о том, как написать такой бизнес-план, который будет служить не только инструментом получения субсидии, но и своеобразной картой для навигации в конкурентной среде.

 

Александр Усачев,
Финансовый специалист
ОП ООО «Центр консалтинга и аутсорсинга
«Наше будущее» в городе Архангельске.
17 февраля 2015 года.

 

 

 

P.S.: Следующий материал смотрите через неделю.

В ответ на статью выше вы можете присылать свои комментарии и вопросы, на которые мы обязательно ответим здесь, а на наиболее часто задаваемые профильный специалист ответит в одном из следующих материалов. Вы также можете предлагать темы для рассмотрения в последующих блоках.

Следующим после статьи материалом выйдет видео, в котором наш эксперт расскажет о том, что такое условия субсидирования, критерии отбора в конкурсе. Будет дан детальный обзор, основанный на примерах поддержанных проектов. 

 

Телефон: 8 (950) 256-95-05

Группа ВКонтакте и страница на Facebook.

 

Автор и инициатор проекта:  
Чухина Анастасия Владимировна,  
директор обособленного подразделения в г. Архангельске ООО "ЦКА "Наше будущее"

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт