Франшиза продуктового магазина

Франшиза продуктового магазина

Каждый человек, задумывающийся над открытием собственного дела, ищет такой товар, который бы не только пользовался неизменным спросом, но и был предметом первой необходимости. Под заданные критерии отлично подходят продукты питания.

Но на сегодняшний день этот привлекательный и в тоже время высококонкурентный рынок насыщен не только супермаркетами федеральных компаний, но и локальными региональными сетями, которые поглощают, либо вытесняют более мелких игроков.

Тем не менее, далеко не все россияне приобретают продукты питания исключительно в сетевых магазинах.

как открыть продуктовый магазин с нуля

В общих чертах

Большинство россиян предпочитают совершать покупки в сетевых магазинах, меньшая же часть старается приобретать продукты в частных магазинах «у дома».

Почему так происходит? Объяснений этому несколько.

Во-первых, на покупательское поведение сильно повлиял кризис: люди из экономии времени и финансов стараются совершать более мелкие покупки.

Во-вторых, люди перестали доверять сетям, считая, что те, в погоне за низкими ценами, предлагают менее качественный продукт.

Данные настроения наших граждан подтверждает социальный опрос, проведенный ВЦИОМ в марте 2016 года.

франшиза

Получается, что федеральные сети выигрывают практически по всем параметрам, остается только один пункт: недоверие потребителей. Для того, чтобы его заслужить крупные форматы магазинов решили пойти навстречу к людям. Они стали открывать небольшие магазины «у дома», которые стали завоевывать большее доверие, благодаря тому, что стали своим потребителям «родными». Жители близлежащих домов посещают эти супермаркеты каждый день, уже знают весь персонал в лицо, а значит возникает тот самый человеческий фактор и индивидуальный подход, отсутствие которого делает крупный продуктовый магазин безликим.

Сеть магазинов формата «у дома» федеральные игроки развивают как самостоятельно, так и с помощью франчайзинга, тем самым пытаясь опередить конкурентов и увеличить своё присутствие на данном рынке.

продуктовый магазин как бизнес

«Несетевые» продуктовые магазины являются приоритетными партнерами для франчайзинговой программы сетевых ритейлеров. Для подобных предпринимателей «федералы» предлагают щадящие условия, а в некоторых случаях и отсутствие роялти и паушального взноса, при этом франчайзор может выплачивать своим партнерам агентское вознаграждение.

Мы идем к вам

Компания Х5 Retail Group, которой принадлежит сеть «Пятерочка», начала развивать франчайзинг после поглощения торговой сети «Копейка». Эта компания уже практиковала подобный способ развития, поэтому на запуск франшизы Х5 Retail Group не пришлось тратиться.
Открыть магазин «Пятерочка» можно только по системе обратного франчазинга.
Что это означает? В подобной схеме оплата роялти не предусмотрена, и даже наоборот, франчайзор выплачивает партнеру агентское вознаграждение от объема реализованных товаров.
Но при этом партнер компании тратит средства на приобретение помещения, его отделку, закуп необходимого оборудования, также полностью оплачивает фонд заработной платы, а вот валовую выручку забирает франчайзор.
«Пятёрочка» уже несколько лет использует данный механизм, и за этот период успела сформировать ряд требований к своим партнерам.
Для того, чтобы стать частью этой федеральной сети нужно иметь собственное помещение, либо взять в аренду у муниципалитета. Самые желанные франчайзи для «Пятерочки» — это локальные сети, состоящие из трех и более магазинов.

Почему эти сети соглашаются на подобные сделки? На таком насыщенном игроками рынке важно иметь широкий ассортимент самых свежих товаров по конкурентоспособным ценам, а работа по франшизе от федеральной сети позволяет этого достигнуть с наименьшими денежными и трудозатратами, поскольку «Пятерочка» самостоятельно доставляет товар в магазины своей сети.

Также приобретая франшизу известной федеральной компании франчайзи получают более усовершенствованные технологии учета товаров.

Международная компания SPAR International тоже развивает свою сеть супермаркетов по франчайзингу.

Магазины SPAR открываются в России по системе субфранчайзинга. Каким образом это работает? Крупные розничные и логистические компании приобретают у SPAR International прямую лицензию, далее самостоятельно развивают сеть супермаркетов на территории подконтрольных регионов. На данный момент держателями прямой лицензии на территории РФ являются тринадцать компаний.

Любой, желающий может приобрести субфраншизу для своего магазина. Вложения в проект варьируются в зависимости от площади помещения. Также, если ваше предприятие является крупной розничной компанией, вы можете приобрести прямую лицензию, и самостоятельно развивать бренд в регионе.

Правда, укреплению позиций SPAR на рынке ритейла сильно помешало падение курса рубля, потому что ассортимент магазинов «ритейлера» основан преимущественно на европейских продуктах, которые в сегодняшних реалиях практически не могут конкурировать по цене с отечественными аналогами.

Несмотря на свое удобство схема субфранчайзинга до сих пор не позволила компании развиваться в Сибири и Дальнем Востоке. SPAR предпринимал одну попытку зайти на рынок Алтайского края, но компания, купившая франшизу, не смогла инвестировать в проект необходимые средства, и экспансия в регион была приостановлена.

Другие федеральные сети тоже мало представлены за Уралом. Сибирь и Дальний Восток практически не освоены ни одним из брендов, представленных на рынке ритейла. Их распространению мешают логистические трудности, неразвитость инфраструктуры, а также незнание специфики регионов.

Региональные сети

фасоль франшиза

Поэтому существуют местные торговые сети, которые активно развиваются в столь непростой, но родной и понятной для себя среде.

Многие из них развиваются самостоятельно, некоторые по системе франчайзинга, но в пределах своего региона. Это объясняется географическим расположением складских помещений сети и удобством логистики товара до магазинов франчайзи.

«Мы знаем, что нужно людям, — объясняет Андрей Михалев, представитель сети продуктовых магазинов „Корзинка“, которая развивается в таких регионах, как Алтайский край, республика Алтай и Кемеровская область. — На любой площади можно разместить абсолютно все необходимые товары, которые будут пользоваться спросом у покупателей».

Продуктовые магазины по франшизе «Корзинка» могут располагаться в совсем небольших населенных пунктах, в которых федеральным сетям вряд ли будет интересно развиваться. Но, несмотря на отсутствие полноценных продуктовых точек, люди там живут и продукты им нужны.

Как рассказывает Андрей Михалев, представитель сети «Корзинка»: «Мы несем свет в села и деревни. Людям иногда приходится ходить по 30 км за продуктами, а мы решаем эту проблему, открывая свои магазины там, где конкурентов еще нет».

Кстати, локальные сетевые игроки, такие как «Корзинка», предлагают не только открытие магазина по франшизе, но и поддержание уже существующих торговых точек путем их поглощения в торговую сеть, но при этом сам владелец контроля над своим магазином не теряет. Вариант существования под сильным брендом, повышает не только вероятность «выживания» бизнеса, но и прибыльность.

Подобную же схему развивает розничная сеть «Фасоль» проект европейской компании МЕТРО Кэш Энд Керри. Пока что магазины «Фасоль» открываются только в нескольких городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Казань. Но впоследствии компания планирует расширить границы франчайзингового предложения.

По словам франчайзи сети «Фасоль» из Москвы, МЕТРО Кэш Энд Керри предлагает всем своим клиентам стать частью розничной сети. Для открытия торговой точки под брендом «Фасоль» собственникам уже существующих магазинов не приходится закрываться на ремонт, так как ребрендинг осуществляется поэтапно и занимает в общей сложности около 3 месяцев. Паушальный взнос и роялти не предусмотрены в том случае, если партнер сети выполняет условия франчайзора: совершать ежемесячные покупки на сумму не менее 300 тысяч рублей и иметь в ассортименте магазина не менее 600 артикулов товара. Также магазинам «Фасоль» разрешено закупать товар у сторонних поставщиков, при условии, что цены у конкурентов Метро будут ниже.

Франчайзи из Москвы хвалит своего партнера: «Очень удобно работать с Метро. Консультируют по всем вопросам 24 часа в сутки, проявляют гибкость».

Также по системе франчайзинга в Московской области компания Х5 Retail Group развивает сеть магазинов «Перекресток Экспресс».

франшиза продукты питания

Но если под специфику вашего региона не подходит ни одна из предложенных франшиз, может стоит задуматься над созданием своей собственной сети?

Как создать свою сеть

Так, например, поступили магазины «Избёнка» и «ВкусВилл»: в 2009 году они предложили своим покупателям натуральные продукты повседневного спроса и создали свою собственную нишу на данном рынке. К концу 2015 сеть насчитывала уже 300 магазинов «Избенка» и 100 «ВкусВиллов» на территории Москвы и области.

«Мы не позиционируем свои продукты как фермерские, так как с фермерами не работаем. Для нас делают продукты небольшие производства из регионов, на которых внедрена система менеджмента качества, — делится представитель компании Евгений Щепин. — Главное наше требование к поставщикам — это честный состав, без химических добавок и консервантов».

По мнению Евгения Щепина, интерес к натуральным продуктам растет год от года, поэтому на рынке хватает места всем игрокам.

Однако, такие магазины редко развиваются по системе франчайзинга, в первую очередь из-за большого количества сложностей транспортировки, реализации и хранения натуральных продуктов, у которых сроки годности сильно ограничены.

Пример сети «Избенка» позволяет утверждать, что построить свою успешную сеть продуктовых магазинов реально. Главное, найти то самое преимущество, которое будет отличать вас от аналогичных игроков и позволит привлечь внимание покупателей.

Но, задумываясь над созданием собственной сети, нужно понимать, что на данный процесс уйдут годы и внушительные инвестиции. Поэтому, если вы не хотите придумывать велосипед и учиться на собственных ошибках, стоит сделать выбор в пользу приобретения франшизы продуктового магазина. Подобное сотрудничество позволит вам открыть успешный бизнес под известным брендом, причем на это уйдет меньше времени и средств, а положительный эффект будет заметен сразу.

beboss.ru

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт