Что нужно знать о роялти

Что нужно знать о роялти

Хотите открыть бизнес и подыскиваете франшизу? Тогда, скорее всего, вам придётся столкнуться с понятием «роялти». Что это такое, за что и в каком объёме его придётся платить.

1. В отличие от паушального взноса, который является единовременной выплатой и поэтому считается ценой приобретения франшизы, роялти придётся выплачивать франчайзеру каждый месяц.

2. Роялти – это плата в том числе за право использовать товарный знак. Поэтому до приобретения франшизы убедитесь в том, что товарный знак, за который с вас требует оплату франчайзер, зарегистрирован в Роспатенте. Иначе вы рискуете приобрести франшизу-пустышку и платить ни за что.

3. Франчайзер определяет размер роялти, исходя из того, во сколько ему обходится поддержка, которую он оказывает партнёрам. Чем больше владелец бренда работает с покупателем франшизы – проводит обучение, помогает в подборе персонала, предоставляет собственные IT-разработки – тем выше может быть размер роялти. Также на размер роялти влияет вес бренда на рынке, его репутация, география присутствия.

4. Сумма роялти, как правило, определяется в процентах от месячного оборота или от выручки франчайзи. Но не всегда. Некоторые франчайзеры устанавливают фиксированный размер роялти. Последний вариант, например, практикуют, компании, работающие в сфере b2b, а также оказывающие услуги населению. (Например, франшиза центров заточки ножей «ЦЕХ» предполагает роялти в 5 тыс. руб., за работу барбершопа под брендом Borodach надо будет платить по 15 тыс. руб. в месяц, у «Инвитро» роялти составляет 28 тыс. руб., франчайзи сети клиник Plasmolifting Praxis будет отдавать франчайзеру 35 тыс. руб.).

Что это означает для франчайзи? При фиксированном роялти ему придётся платить франчайзеру определенную сумму вне зависимости от того, как у предприятия идут дела. Роялти, установленное в процентах, даёт возможность снижать выплаты компании-правообладателю при падении оборота или выручки партнёра.

Читайте также: Что надо знать про паушальный взнос >>>

5. Роялти может начисляться за каждую открытую партнёром франчайзинговую точку отдельно. Этот нюанс необходимо предварительно уточнить перед приобретением франшизы, он должен быть прописан в договоре концессии или лицензионном договоре (в зависимости от того, по какому договору работает компания-правообладатель).

То есть, если вы открыли три ресторана по одной франшизе, в условиях которой прописан размер роялти в 7% от прибыли, франчайзер может взимать по 7% от прибыли каждой точки в отдельности. С ресторана с небольшой проходимостью придётся платить меньше, с заведения с высоким трафиком – больше. Если договор предусматривает фиксированный размер роялти, он будет одинаковым для всех заведений вне зависимости от их доходности.

6. Далеко не все предприятия начинают приносить прибыль в первые месяцы работы. Поэтому, если размер роялти по франшизе установлен как процент от прибыли, франчайзи может быть свободен от обязанности уплачивать взнос до тех пор, пока франшиза не начнёт приносить ему доход.

7. Франшизы в сегменте фастфуда как правило предполагают выплаты роялти в размере 4-6% от оборота («Тарелка Столовая», «Самая вкусная шаурма», #Лаваш, MyBox). Аналогичный диапазон рояли у франшиз кофеен (Cofix, PrimeTimeCoffee).

Выше уровень роялти у крупных международных брендов, таких, как, например, Subway – франчайзи этой сети придётся платить 8% от оборота в месяц.

8. Некоторые франшизы в сфере ретейла и реже - услуг не предполагают выплаты роялти. Это так называемые товарные франшизы, по условиям которых франчайзи не просто использует бренд франчайзера, но и закупает у него продукцию в определённых объёмах. По такой схеме чаще всего работают fashion-ретейлеры (Tom Tailor, Tezido, Choupette, DIM, «Котофей» ), салоны красоты (Babor) и фуд-ретейл (Суши Wok).

BUYBRAND Inform

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт