ПОМОЖЕТ ЛИ «АГЕНТСТВО КРЕДИТНЫХ ГАРАНТИЙ» МАЛОМУ БИЗНЕСУ?

ПОМОЖЕТ ЛИ «АГЕНТСТВО КРЕДИТНЫХ ГАРАНТИЙ» МАЛОМУ БИЗНЕСУ?

Распоряжением от 5 мая Председатель Правительства РФ Дмитрий А. Медведев поручил создать «Небанковскую депозитно-кредитную организацию «Агентство кредитных гарантий», на 100% находящуюся в федеральной собственности.

В справке к документу указано, что «темпы прироста кредитования МСП, по данным Банка России, замедлились до 15% в 2013 году по сравнению с темпом роста в 2012 году, достигавшим 29%. При сохранении данной тенденции в 2014 году рост кредитования МСП не превысит 10–12%.» При этом «только 7–10% кредитов МСП предоставляются на срок более трёх лет, - говорится в документе. - Вместе с тем дополнительная потребность субъектов МСП в долгосрочных кредитах на инвестиционные цели, по разным оценкам, составляет от 490 до 900 млрд рублей в год.»

Среди целей создания Агентства указано «улучшение условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), реализующих инвестиционные проекты в неторговом секторе, и снижения рисков долгосрочного кредитования субъектов МСП.»

Выбор такой формы, как кредитная организация, по мнению авторов справки, имеет ряд финансово-экономических преимуществ, включая отсутствие НДС от предоставления гарантий и возможность относить безнадежную дебиторскую задолженность к расходам кредитной организации. Уставной капитал планируется в размере 50 000 000 тыс. рублей.

Уже в текущем году Распоряжение обязует направить 50 млрд рублей бюджетных ассигнований на плановый период 2015 и 2016 годов.

Комментируя ситуацию для ИТАР-ТАСС (14.05.14), Денис Константинов, заместитель председателя Московского банка Сбербанка России, отметил важность данного шага со стороны Правительства, но при этом рассказал о своих наблюдениях, касающихся малого бизнеса: «Предлагая новые гарантийные возможности для предпринимателей, мы столкнулись с парадоксальной ситуацией, когда критическая необходимость в услуге есть, а реальный спрос весьма и весьма умеренный. Причина достаточно проста. Наш малый и средний бизнес все-таки еще достаточно "молод". Поэтому просто создать тот или иной инструмент, пусть даже самый актуальный, не достаточно. Предприниматели очень часто страдают от недостатка информации, а порой и от недостатка самых простых консультационных услуг, которые бы позволяли им реально оценивать свои возможности и потребности… Новое агентство наверняка столкнется с той же проблемой.»

Исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко высказал следующее мнение: «В целом мы приветствуем любые инициативы, связанные с поддержкой предпринимательства, тем более, что меры, предпринимаемые Минэкономразвития и субъектами Российской Федерации и так можно назвать достаточными. Дьявол как всегда кроется в деталях - 98% предпринимателей мерами господдержки не пользуются, а значит и говорить о серьезном влиянии этого решения на рынок не приходится. Государство сейчас через гарантийные фонды регионов уже успешно предоставляет гарантии субъектам МСП до 50% от объема кредитования. Но вот вопрос - где взять развивающемуся предпринимателю остальные 50% обеспечения? Нужно признать, что в России отсутствует механизм проектного финансирования, ставки кредитования лежат вне разумных пределов и зачастую превышают норму прибыли, кредиты короткие. До сих пор Правительство не видит ритейл в качестве субъекта господдержки. А ведь именно ритейл, основанный на малом и среднем предпринимательстве является основным средством доставки продуктов производства к потребителю. Мы слишком увлекаемся инновациями и другими новомодными сферами предпринимательской деятельности, направляю туда государственные ресурсы. Я думаю, пора подумать о реальной экономике, особенно если мы говорим об импортозамещении и об усилении национальных брендов.»

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт