Прокуренный ритейл, или жизнь без дыма

Прокуренный ритейл, или жизнь без дыма

Вот наконец-то и наступил тот день, когда некурящие посетители ресторанов могут вздохнуть свободно. Уже больше половины месяца действует запрет на курение в общественных местах. Официанты не предлагают услужливо пепельницу, а с прилавков магазинов как по мановению волшебной палочки исчезли все пачки сигарет.

Так, с 1 июня 2014 года вступила в силу очередная часть «антитабачного» закона, согласно которой запрещается курение в гостиницах, барах, ресторанах, кафе. Также запрещена открытая выкладка пачек сигарет и продажа этих самых пачек в помещениях меньше 50 квадратных метров. Проще говоря, из киосков сигареты исчезли, а недовольные курильщики теперь вынуждены выстаивать очереди в супермаркетах, дабы выпустить пар и табачный дым из своей головы и легких.

Жизнь без витрины.

Впрочем, говорить о росте выручки у магазинов за счет продажи сигарет пока еще рано. Больше говорить хочется о неудобствах, пусть и не смертельных, которые доставил новый закон.

По мнению Максима Палта, аналитика отдела исследований рынка CBRE, закон вступил в силу несколько недель назад, поэтому говорить о конкретных его последствиях, тем более о финансовых показателях супермаркетов пока преждевременно. Роль табачных изделий в генерировании оборота и привлечении трафика в магазины относительно небольшая. Все-таки основная цель посещения супермаркетов – это покупка продовольственных товаров, а покупка табачных изделий зачастую совершается в ларьках и небольших магазинах. Сетевые супермаркеты, магазины формата «у дома» могут частично выиграть от данного запрета за счет новых покупателей, которые потеряют возможность покупать сигареты в ларьках. Но увеличение оборота табачной продукции при этом будет сопровождаться ростом из издержек на ее реализацию.

Однако Андрей Васюткин, руководитель отдела исследования и консалтинга компании «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ», уверен, что магазины однозначно стоит ждать прибыли: «Безусловно, стоит ожидать роста продаж табачной продукции в магазинах стационарной торговли. Произойдет перераспределение потока. Плюс в этом и дополнительное преимущество для супермаркетов и других продуктовых магазинов. Зайдя за сигаретами, человек может импульсно купить еще много нужных и ненужных ему вещей».

В некоторых магазинах, где это будут позволять площади помещения, ритейлеры планируют открывать табачные отделы формата «магазин в магазине». В таких местах табачные изделия будут продаваться за закрытыми витринами. Иным путем, который позволит продолжить продажу табака, станет оборудование закрытых коробов с товаром, к которому будет прилагаться отдельный каталог.

Владельцы нестационарных торговых объектов получат право торговать табачными изделиями, только если смогут получить разрешение перевести свои киоски в формат павильонов. На текущий момент сигареты в нашей стране реализуются в более чем 330 тысячах торговых точках. При этом около 40 тысяч таких точек являются нестационарными. Продажа алкоголя и сигарет в нестационарных торговых объектах, по разным данным, приносит от 60% до 80% выручки. Годовой оборот табачного рынка в России оценивается в сумму более чем 20 млрд долларов.

У нас не курят

Однако больше всего, конечно, от действий «антитабачного» закона пострадают посетители баров, кафе и ресторанов. При этом владельцы заведений в запрете курения не видят большой беды.

Так, компания «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ» еще до вступления в силу закона провела опрос компаний, работающих в сегменте общественного питания, с целью выяснения их оценки последствий введения запрета и возможных планов действий. В исследовании приняли участие 44 компании, работающие в этом секторе в разных регионах России. Более 80% опрошенных развивают сетевые концепции, 61% представляют заведения, в которых курение в настоящее время разрешено, 39% - заведения, где курение было всегда под запретом.

Согласно полученным данным, две трети опрошенных рестораторов (70%) не видят причин для беспокойства. По их мнению, антитабачный закон никак не повлияет на обороты их заведений. Данная позиция представляется логичной: вводя запрет на курение в кафе и ресторанах, курильщикам не предоставили никакой альтернативы, тем самым уровняв все заведения в возможностях привлечения данной аудитории. У оставшихся 30% мнения разделились. Половина считает, что снижение оборотов, если и будет, то несущественным – менее 10%, вторая половина ожидает изменение оборотов в пределах 10-30%.

Уже сейчас можно говорить, что данный вопрос оказался пророческим. Действительно, большинство рестораторов не увидели какого-то спада посетителей, тем более сейчас можно свободно организовать место для курения у своего заведения. Лето все-таки.

Александр Обуховский, директор по развитию департамента торговой недвижимости Knight Frank, говорит о том, что владельцы кафе и ресторанов заранее оповещают своих посетителей о правилах заведения: в некоторых кафе разрешено курить на террасах, в других есть специальная зона у входа, в-третьих, разрешено курение электронных сигарет. Самым распространенным решением стала организация специальной зоны у входа в заведение. «Можно прогнозировать, что с наступлением холодов владельцы кафе и ресторанов будут устанавливать специальные уличные обогреватели. Некоторые предприимчивые владельцы европейских ресторанов брендируют теплые пончо, накидки, жилетки, одеяла и выдают их желающим покурить на свежем воздухе», - заключил эксперт.

Евгений Каур, управляющий директор LCMC, также отмечает, что, судя по мировому опыту, выручка ресторанов и кафе не уменьшается, в некоторых странах она даже увеличилась на несколько процентов после принятия антитабачного закона. Федерация рестораторов и отельеров все еще ждет разъяснений от Роспотребнадзора и надеется на внесение поправок в закон, которые должны облегчить жизнь курильщикам. В их число входят официальное разрешение на курение на террасах и в открытых кафе, а также возможность организации курительных комнат внутри помещения.

Опыт соседей

Однако не все эксперты рынка недвижимости склонны так положительно оценивать ситуацию. Пример той же Украины показывает, что все-таки стоит ожидать негативных тенденций. Тотального закрытия заведений общественного питания, конечно, не будет, но вот развитие отрасли новый закон может затормозить. Так, рост ресторанного хозяйства в Украине в 2011 году составлял 12,7% относительно 2010-го. Однако запрет на курение, принятый в следующем году, заметно его остановил. В 2012 году ресторанное хозяйство выросло всего на 8,9%, сейчас этот показатель упал до 1,1%. Ресторанный бизнес в Украине находится в упадке с момента восстановления от негативного влияния кризиса в 2011 году, рынок продемонстрировал рекордное падение по итогам прошлого года. Сектор розничной торговли при этом, как схожий по параметрам внутренний рынок, не показал такого падения – темпы роста его хоть и снижались, но не так драматично. Локальный рынок крупнейшего ресторанного хозяйства Украины – Киева продемонстрировал более серьезное падение, чем по стране в целом. Очевидно, на рынке стагнация – и свою роль в снижении совокупного оборота участников рынка внесло государство, объявив запрет на курение в предприятиях общепита.

С этим мнением согласен и Андрей Васюткин: «Владельцы ресторанов и кафе отреагировали, естественно, плохо. Это убытки. Убытки, связанные в первую очередь со снижением продолжительности нахождения в заведении, а значит и снижением расходов. Как минимум в краткосрочной перспективе, поскольку самому потребителю понадобится время для адаптации к новым условиям. Есть прямая связь между комфортом и продолжительностью времяпрепровождения в заведении. Не набегаешься на улицу... особенно зимой. Также второй вопрос – алкоголь, на продажу которого приходится очень большая доля прибыли общественных заведений. Алкоголь провоцирует на курение. То есть во время потребления алкоголя курят больше (как и в случае с потреблением кофе). Зная это, курильщики, возможно, будут меньше потреблять алкоголь в общественном заведении, оставляя это удовольствие на частный сектор. Другая сторона вопроса: с одной стороны, всех уровняли – то есть курить нельзя ни в одном заведении общественного питания, но при этом достаточно много кафе и ресторанов, где кальяны и сигары являются частью концепции. Кальяны приносили существенную часть при были. Сейчас они терпят серьезные убытки.

Вопрос с курением на верандах вызывает много споров. В статье 12 ФЗ No15 «Об охране...» говорится о таких помещениях и о том, что вопрос регулирования остается за Минстроем и Минздравом, – однозначного запрета от них нет. Трактовка у всех разная. И сейчас одни позволяют курить у себя на верандах, другие – нет. Фактор уравниловки пока не работает».

На данный момент, конечно, ситуация не выглядит так драматично. Некоторые посетители только узнают, что закон вступил силу, лишь переступив порог того или иного заведения. Часть вполне спокойно соглашается выйти на улицу, дабы насладиться сигаретой. Вот только что будет, когда придет холодная русская зима... Будем надеяться, что к этому времени закон доработают и у нас, подобно Европе, появятся курительные комнаты в ресторанах и барах. Иначе «майдан курильщиков», отстаивающих свои права, не придется долго ждать.

Источник: Информационно-аналитический журнал о торговой недвижимости и ритейле SAM, №3, июнь 2014, портал www.ShopAndMall.ru.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт