Тенденции рынка франчайзинга 2014 по версии портала БиБосс.ру

Тенденции рынка франчайзинга 2014 по версии портала БиБосс.ру

Василий Бубенцов БиБосс.ру

В июне был опубликован новый рейтинг «Топ-100 франшиз России» 2014 года, составленный аналитиками делового портала БиБосс.ру.

Рейтинг «Топ-100 франшиз России» - масштабный некоммерческий проект, над которым работает команда консультантов и аналитиков компании, имеющих значительный опыт в сфере франчайзинга. Активная фаза работы над рейтингом длится более трех месяцев и включает в себя работу с открытыми источниками, а также с компаниями – франчайзерами: их анкетирование, сбор и анализ полученной информации. Происходит обработка результатов и отбор 100 наилучших франшиз, представленных на российском рынке. Методика рейтинга БиБосс.ру - это собственная разработка. Каждая франшиза, попадающая под анализ, оценивается ориентировочно по 30 различным критериям. Учитываются: возраст компании, объем инвестиций, динамика роста сети, количество повторных открытий существующими партнерами, количество закрытых предприятий, общее количество открытых предприятий, географическая распространенность, среднее время окупаемости, открытость компании в работе с потенциальными и действующими партнерами и др. Более значимыми в данной методике в сравнении с другими критериями являются показатели развития сети и ее качество. В данном аспекте анализируется динамика открытий франчайзинговых предприятий каждой компании за предыдущие три года, количество повторных открытий существующими партнерами, что свидетельствует об удовлетворенности партнеров от работы с франчайзером и успешности бизнеса. Также учитывается количество закрытых франчайзинговых предприятий и причины этого. В результате выделяются 100 наиболее активно развивающихся в России франшиз, которые, по версии портала, являются максимально привлекательными с точки зрения вложения денег. Пассивная работа над проектом не прекращается в течение всего года – на каждую франшизу у БиБосс.ру есть собственное досье.

О создании рейтинга рассказал руководитель рабочей группы Василий Бубенцов:

- Рейтинг уже приобрел свою популярность среди франчайзеров и их потенциальных партнеров. Его результатов ждут. Уже весной нам звонят и интересуются – когда будут опубликованы результаты. В 2014 году аналитиками БиБосс.ру было изучено более 1000 франшиз, представленных на рынке России. Растет открытость франчайзеров: по сравнению с предыдущими годами нам удалось собрать в 2 раза больше анкет.

О лидерах рейтинга и сферах деятельности, к которым они относятся, эксперт рассказал следующее:

- По результатам рейтинга «Топ-100 франшиз России» 2014 года наиболее перспективными были признаны инвестиции в магазины детских товаров «БЕГЕМОТиК». Еще в прошлом году эта компания совершила грандиозный скачок и в сравнении с показателями 2012 года поднялась в рейтинге на 44 пункта. А в 2014 году стала абсолютным лидером. Положительная динамика развития розничной сети поддерживается постоянно растущим спросом на услуги компании.

- Более того, заметно развиваются и укрепляются позиции компаний, занятых в сфере обслуживания интересов детей, – развивающих центров, ритейлеров детской одежды, обуви и игрушек. Так в рейтинг попали 9 компаний по «детским франшизам». После кризисных периодов постепенно российская экономика «приходит в себя». К тому же нарастает демографический бум, что рождает спрос. Поэтому мы видим неуклонный рост сетей «детских франшиз».

- Сфера розничной торговли по количеству предложений франшиз опережает все другие виды деятельности. По статистике БиБосс.ру количество предпринимателей, желающих купить франшизу, связанную с розничной торговлей, неуклонно растет. Это доказывает «Пятерочка» - сеть магазинов формата «мягкий дискаунтер», для людей, ориентированных на быструю покупку рядом с домом. В рейтинге в 2014 году она поднялась на второе место с прошлогоднего шестого места.

- Если в целом говорить по направлению деятельности «Розничная торговля», то в рейтинге 2014 года они в «общем зачете» занимают первое место – больше 50 позиций (одежда, обувь, подарки, бижутерия и аксессуары, товары для здоровья и дома и др.)

- Замыкает тройку лидеров франшиза «SUBWAY» – одна из самых динамичных и гибких франчайзинговых бизнес-моделей в сегменте фаст-фуда, которая третий год подряд не меняет свою позицию в рейтинге. Ежегодно компания открывает около 200 точек быстрого обслуживания, а к 2015 году планирует расширить свою сеть до одной тысячи ресторанов.

- В связи с увеличением платежеспособности населения и повышением уровня жизни набирает обороты открытие новых точек общепита в разных городах России. Что видно и по результатам рейтинга – в него попали 14 компаний, специализирующиеся на открытии кафе и ресторанов для людей с разным достатком.

На следующие факты Василий Бубенцов обратил особое внимание:

- На рынке России в последние два-три года появилось очень много интересных и стремительно развивающихся франшиз. В качестве примера могу привести франшизы компаний InfoLife (тестирование способностей по отпечаткам пальцев) или FixPrice (магазин товаров по «одной цене»). При этом, любопытны как концепции самих предложений, так и активная динамика их развития. Мы проводим регулярный мониторинг подобных франчайзинговых проектов, собирая по ним информацию. Заинтересованность в них потенциальных партнеров доказывает тот факт, что в прошлом году мы только упоминали о франшизе компании InfoLife, а в 2014 году она уже занимает 72 позицию рейтинга.

- Продолжается динамичное развитие франчайзинга в сфере туризма. Если в прошлом году эта тенденция только выявилась в рейтинге, то сейчас мы видим закрепление позиций данных компаний на рынке франчайзинга. В рейтинг 2014 года попало целых пять компаний, причем три из них закрепились в первой тридцатке. А это очень хороший показатель. По статистике БиБосс.ру количество предпринимателей, желающих купить франшизу турагентства, неуклонно растет. В туристическом бизнесе очень высока доля конкуренции. Сегодня, чтобы открыть турагентство, которое работало бы успешно, одного желания мало. В этом бизнесе доверие клиентов многие предприниматели «покупают» известным и проверенным брендом, открывая турагентство по франшизе. Также это направление привлекательно из-за относительно небольших первоначальных вложений – для целого класса российских предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса, это является существенным и зачастую основополагающим фактором.

Как оказалось, есть и компании, которые недовольны результатами рейтинга.

- Как и в прошлые годы, некоторые компании недовольны местом в рейтинге или вообще отсутствием в Топ-100. Все франшизы, которые попали в рейтинг, являются лучшими, по версии БиБосс.ру, на данный момент. Это особенно ценно, учитывая огромное и постоянно растущее количество франчайзинговых предложений на российском рынке. Есть и компании, которые не хотели бы «светиться» в нашем рейтинге. Однако исключение компании из Топ-100 возможно только в случае, если полученная БиБосс.ру информация оказывается ложной. После проверки мы оставляем за собой право в одностороннем порядке и без объяснения причин исключить ту или иную франшизу из рейтинга. Создавая его, мы четко осознавали, что будут франчайзеры не только поддержавшие наше начинание, но и недовольные результатами. Однако задача «угодить всем или кому-то» перед нами не ставится. Рейтинг БиБосс.ру является некоммерческим проектом, места в нем не ангажируются, не меняются просто так и не продаются.

Интересная информация по рейтингу за 2014 год.

  1. 53 компании, ставшие лауреатами «Топ-100 франшиз России» 2014 года, три года подряд попадают в этот список лучших франшиз.
  2. 5 компаний: «Subway», «33 Пингвина», «Oodji», «Крошка.Ру», «Броско фитнес» - занимают в рейтинге одни и те же позиции каждый год.
  3. Из года в год неуклонно укрепляли свои позиции франшизы компаний: «Бегемотик» (1 место – 2014 год, 4 - 2013, 48 - 2012), «Шоколадница» (16 - 2014, 16 - 2013, 73 - 2012), «Лечу.ру» (41 - 2014, 84 - 2013, 84- 2012), «Baon» (58 - 2014, 60 - 2013, 88 - 2012); и преодолели препятствия: «Стардог!s» (6 - 2014, 29 - 2013, 22 - 2012), «Айкрафт Оптика» (15 - 2014, 72 - 2013, 49 - 2012), «Jenavi» (24 - 2014, 33 - 2013, 32 - 2012), «Смешарики» (26 - 2014, 34 - 2013, 31 - 2012), «Tom Farr» (28 - 2014, 35 - 2012), «Diva» (38 - 2014, 56 - 2013, 53 - 2012), «Kristi» (42 - 2014, 47 - 2013, 45 - 2012), «Роза ветров» (43 - 2014, 54 - 2013, 43 – 2012), «Московский ювелирный завод» (44 - 2014, 95 - 2013).
  4. Показатели лидеров «общего зачета» по сферам деятельности:
  • 1 место у «Розничная торговля» - 54 компании;
  • 2 место у «Кафе и рестораны» - 14 компаний;
  • замыкают тройку лидеров «Детские франшизы» – 9 компаний.

5. Сумма средств необходимая для открытия одного предприятия по купленной франшизе (при составлении данной статистики бралась самая меньшая сумма, указанная франчайзером):

  • до 1 млн. руб. на открытие предприятия можно найти – 34 предложения,
  • от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.на открытие предприятия можно найти – 40 предложений,
  • от 3 млн. руб. и больше на открытие предприятия можно найти – 26 предложений.

МАТЕРИАЛ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ФРАНЧАЙЗИНГА, составленный на основе информации, предоставленной пресс-службой портала БиБосс.ру 16.06.14.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт