В 2010 году Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), осуществившая серьезное обновление структуры организации, ее текущей и перспективной деятельности, разработала и утвердила долгосрочную Стратегию развития. В 2011, 2015 и 2019 годах в Стратегию РАФ были внесены изменения.
Документ определяет не только основные цели и задачи ассоциации, которая должна стать модернизированной, высоко эффективной организацией, но и направления работы по стимулированию развития франчайзинга в России.
В соответствии со Стратегией РАФ франчайзинг должен стать основным механизмом мультипликации субъектов и объектов малого и среднего бизнеса, инструментом развития крупных компаний, драйвером роста экономики, модернизации и инновационного развития.
Стратегии РАФ на 2019-2021 годы определила следующие целевые показатели:
Реализация Стратегии позволит обеспечить массовую занятость населения в стране, стимулировать приход в бизнес экономически активного населения, включая молодежь, привлечь в России современные технологии и внедрить признанные на мировом рынке стандарты ведения бизнеса, удовлетворить потребности российских и зарубежных потребителей в качественных российских продуктах и услугах, укрепить несырьевой сектор отечественной экономики, содействовать развитию инфраструктуры.
Стратегия РАФ ставит целью создание базиса для формирования и дальнейшего продвижения на глобальном рынке российских брендов и достижение результатов, при которых Россия войдет в число стран-лидеров по показателям развития малого и среднего бизнеса, использующих в своей работе схему франчайзинга.
В документе впервые предпринята попытка представить будущее франчайзинга в России и определить какое место в общественной жизни страны будет занимать ассоциация в ближайшей перспективе и насколько значимым будет деятельность РАФ для предпринимательского сообщества.
Стратегия развития франчайзинга предусматривает скоординированную на всех уровня (как государственного аппарата, так и предпринимательского сообщества) деятельность, направленную на стимулирование развития франчайзинга, и включает несколько уровней и контуров реализации проекта: федеральный, региональный, социально- экономический, информационный, образовательный, международный.
Федеральный уровень реализации Стратегии предусматривает осуществление мероприятий, направленных на создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие франчайзинга и устраняющей излишние административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности.
На региональном уровне Стратегия ставит целью реализацию комплекса мер по развитию коммерческой концессии во всех субъектах Российской Федерации. Франчайзинг должен стать массовым явлением во всех уголках России – от Калининграда до Владивостока, а не уделом крупных городов.
Стратегия предусматривает также меры, как на федеральном, так и на региональном уровне, по координации деятельности франчайзеров, франчайзи, общественных организаций, отдельных объединений предпринимателей, саморегулируемых организаций, банков, направленной на единый результат – институализацию франчайзинга.
Важное место в Стратегии отведено проектам по формированию положительного общественного мнения в отношении франчайзинга. Государство и предпринимательское сообщество совместно должно формировать мотивацию граждан на открытие собственного бизнеса, потребление качественных услуг и продуктов, производимых предпринимателями по этой схеме.
Наличие указанного документа позволяет РАФ планировать текущую деятельность в соответствии с определенными стратегическими приоритетами и эффективно реализовывать разнообразные задачи и проекты.
Основные пункты Стратегии развития франчайзинга:
Общие задачи:
Реализация Стратегии при содействии органов федеральной власти
Реализация Стратегии при содействии региональных органов власти
Реализация Стратегии в партнерстве с Общественными организациями
Создание финансовых инструментов в сотрудничестве с кредитными организациями
Вовлечение в реализацию Стратегии лидеров общественного мнения
Продвижение франчайзинга в среде Интернет
Внедрение инструмента франчайзинга в госкорпорациях