Кодекс этики

Кодекс этики

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основной целью настоящего Этического кодекса (далее – «Кодекс») является содействие созданию в России цивилизованного сообщества профессионалов и бизнеса в сфере франчайзинга, в частности, способствование ведению этичных и добросовестных переговоров при заключении сделок в сфере франчайзинга, а также соблюдение баланса прав и законных интересов участников правоотношений в данной области. 

Настоящий Кодекс распространяется на Российскую Ассоциацию Франчайзинга (далее – «РАФ»), её членов, а также на других участников делового оборота, связанного с рынком франчайзинга на территории России, признавших и принявших данный Кодекс.

Предпринимательская деятельность в области франчайзинга является общественно значимой и экономически привлекательной, что подразумевает признание и принятие на себя участниками делового оборота обязательств действовать в общественных и экономических интересах добросовестным образом, этично и справедливо. Участники рынка франчайзинга осознают свою высокую социальную ответственность перед обществом и государством, принимают и обязуются выполнять требования настоящего Кодекса. 

Настоящий Кодекс устанавливает определённые принципы и правила, которых необходимо придерживаться при ведении предпринимательской деятельности в области франчайзинга. Участники делового оборота должны стремиться соблюдать правила добросовестной конкуренции при осуществлении своей предпринимательской деятельности и не причинять вред деловой репутации, положению и экономическим интересам друг друга в результате ненадлежащего поведения, в том числе недобросовестных переговоров при ведении бизнеса по модели франчайзинга. 

ФРАНЧАЙЗИНГ

Франчайзинг - это система (метод) продвижения товаров и/или услуг на определенной территории, которая включает распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и которая основана на тесном, продолжительном, гражданско-правовом сотрудничестве между независимыми юридическими субъектами (сторонами) - франчайзором (правообладателем) и франчайзи (пользователем).  

В рамках взаимодействия по модели франчайзинга франчайзор предоставляет франчайзи право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, включающий право на товарные знаки (знаки обслуживания), а также права на другие объекты исключительных прав, в том числе ноу-хау, а франчайзи обязуется вести предпринимательскую деятельность с использованием указанного (предоставленного) комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзора, в соответствии с системой (методом) ведения предпринимательской деятельности и стандартами (инструкциями) франчайзора и выплачивать франчайзору вознаграждение, установленное заключенным между сторонами соглашением. 

В процессе работы франчайзи имеет право на необходимую техническую и консультационную поддержку со стороны франчайзора в рамках и в период действия соглашения. Если система ведения предпринимательской деятельности франчайзора предусматривает приобретение франчайзи определенных товаров, поставка товаров может осуществляться непосредственно от франчайзора или третьих лиц. 

Бизнес-модель франчайзинга базируется на основополагающем принципе свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Стороны свободны в заключении договора и вправе заключить договор коммерческой концессии или лицензионный договор, а также иные, сопутствующие договоры (напр., договор поставки, договор об оказании услуг), определяющие их права и обязанности, а также условия для наиболее эффективного сотрудничества.   

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Франчайзор является инициатором франчайзинговой сети (бизнеса, развивающегося по модели франчайзинга), которая состоит из его собственного бизнеса и бизнеса в совокупности его франчайзи. При этом франчайзор выступает гарантом деятельности, осуществляемой в рамках данной бизнес-модели. Франчайзор является обладателем прав на объекты интеллектуальной собственности (исключительных прав или прав использования), предоставляемые в рамках соглашения с франчайзи. 

Франчайзор обязуется:

успешно развивать свою бизнес-систему (метод ведения предпринимательской деятельности) самостоятельно в течение разумного периода времени до начала ведения бизнеса по модели франчайзинга, имея, как минимум, одно «пилотное» (своё) предприятие (магазин, точку продаж, ресторан, кафе, салон, отель и т.д.), и передает франчайзи техническую и коммерческую документацию, а также предоставляет иную информацию, необходимую франчайзи для осуществления прав, предоставленных ему по соглашению; франчайзор может инструктировать и консультировать франчайзи (его работников) по вопросам, связанным с осуществлением таких прав и выполнением обязанностей по договору;

являться владельцем объектов интеллектуальной собственности или иметь надлежащее право использования товарных знаков (знаков обслуживания), ноу-хау и/или других объектов интеллектуальной собственности и быть вправе предоставлять право использования соответствующих объектов интеллектуальной собственности для ведения бизнеса по модели франчайзинга; 

обеспечивать проведение для франчайзи (его сотрудников) первоначального обучения касательно ведения бизнеса по модели франчайзинга и оказывать франчайзи дальнейшую консультационную и техническую поддержку в течение всего срока действия заключенного между ними соглашения;

контролировать качество товаров (услуг), производимых и/или продаваемых (оказываемых) франчайзи на основании соглашения;

нести другие обязанности и иметь иные права, предусмотренные соглашением.

Франчайзи обязуется:   

использовать при осуществлении предусмотренной соглашением деятельности товарные знаки (знаки обслуживания), ноу-хау и/или другие объекты интеллектуальной собственности указанным в соглашении образом (способом);

соблюдать инструкции и указания франчайзора, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования объектов интеллектуальной собственности тому, как он используется франчайзором, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых франчайзи при осуществлении предоставленных ему по соглашению прав;

делать все возможное и достаточное для развития бизнеса по модели франчайзинга и поддержания имиджа, престижа и репутации такого бизнеса, а также франчайзора; 

предоставлять франчайзору проверенную операционную информацию и документацию для определения качества и уровня ведения бизнеса по модели франчайзинга, в частности, финансовые отчеты, необходимые для эффективного управления таким бизнесом; 

предоставлять франчайзору и/или уполномоченным им лицам доступ в производственные и коммерческие помещения, а также доступ к документации (по просьбе франчайзора); 

не разглашать третьим лицам секреты производства (ноу-хау) франчайзора и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию, как в течение срока действия соглашения, так и по его истечении; 

оказывать покупателям (заказчикам) соответствующие дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (услугу) непосредственно у франчайзора;

нести другие обязанности и иметь иные права, предусмотренные соглашением.

Стороны взаимодействуют между собой честно и добросовестно в рамках заключенного между ними соглашения.  Франчайзор письменно уведомляет франчайзи о каких-либо нарушениях условий соглашения и, если приемлемо и применимо, предоставляет время франчайзи для исправления таких нарушений. Стороны должны стараться разрешать все разногласия, конфликты и споры путем взаимных компромиссов, демонстрируя при этом добрую волю, посредством прямого общения и переговоров, руководствуясь положениями действующего (применимого) законодательства. 

РЕКЛАМА И ИНФОРМАЦИЯ

Реклама франчайзора в отношении развития бизнеса по модели франчайзинга для целей привлечения и последующего выбора партнёра (франчайзи) должна быть добросовестной, достоверной и не должна содержать сведений, вводящих потенциальных франчайзи в заблуждение. 

Любые публикуемые франчайзором сведения рекламного либо информационного характера, содержащие прямые или косвенные ссылки на возможные будущие положительные результаты и/или показатели доходов, которые может ожидать франчайзи, должны быть объективными и не должны вводить потенциальных франчайзи в заблуждение.

При этом при обсуждении деталей ведения бизнеса по модели франчайзинга непосредственно с потенциальными франчайзи франчайзор вправе делать предположения, которые могут быть проверены лишь с течением времени. 

ВЫБОР ПАРТНЁРА (ФРАНЧАЙЗИ) 

Франчайзор должен выбирать и вступать в отношения с новыми партнёрами (франчайзи) только после самостоятельной, детальной и юридической проверки потенциальных кандидатов, осуществляемой за счет франчайзора.

 Франчайзи должен обладать основными навыками и опытом ведения предпринимательской деятельности в соответствующей сфере, а также иметь необходимые финансовые ресурсы, достаточные для первоначальных вложений (инвестиций) и ведения бизнеса по модели франчайзинга во исполнение соглашения. 

СОГЛАШЕНИЕ О ФРАНЧАЙЗИНГЕ

Соглашение о франчайзинге между сторонами (франчайзором и франчайзи) (далее – «Соглашение») заключается в письменной форме и должно соответствовать положениям действующего (применимого) законодательства, а также настоящего Кодекса. 

Соглашение не должно затрагивать права и нарушать законные интересы иных лиц (франчайзи), работающих в системе франчайзинга. Соглашение должно защищать принадлежащие франчайзору права на объекты интеллектуальной собственности, коммерческий опыт и его деловую репутацию. 

Все права и обязательства сторон должны быть разумными и понятными. Условия соглашения должны быть исполнимыми. За неисполнение обязательств должна быть предусмотрена ответственность.

Соглашение должно содержать, как минимум

  • сведения о сторонах договора (с указанием наименований и адресов сторон);
  • предмет договора (с указанием соответствующих объектов интеллектуальной собственности); 
  • товары и/или услуги, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака (знака обслуживания) (применительно к свидетельству на товарный знак (знак обслуживания)); 
  • объём предоставляемых прав;
  • ограничения прав сторон (если применимо);
  • обязательства франчайзора и обязательства франчайзи; 
  • право на заключение соглашений о субфранчазинге;
  • размер и порядок выплаты вознаграждения; 
  • территория (если определена); 
  • срок действия договора (если определён);
  • порядок расторжения договора; 
  • возможность одностороннего отказа от исполнения договора; 
  • ответственность сторон;
  • подписи сторон (с указанием должностей подписантов).

Соглашение может предусматривать иные положения, соответствующие интересам сторон. Условия Соглашения могут периодически пересматриваться и изменяться с течением времени. 

В случаях, предусмотренных законодательством, предоставление права использования объектами интеллектуальной собственности подлежит государственной регистрации.  При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования по соглашению может считаться несостоявшимся.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Положения настоящего Кодекса являются общими, поскольку не представляется возможным установить все этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться франчайзор и франчайзи (стороны) в ходе осуществления ими предпринимательской деятельности по модели франчайзинга.

Репутация и будущие успехи сторон зависят не только от требований действующего законодательства, но и выполнения высоких этических стандартов, а также добросовестности их поведения. 

Настоящий Кодекс является свидетельством приверженности сторонами принципам цивилизованного, добросовестного и этичных поведения в ходе ведения ими предпринимательской деятельности по модели франчайзинга. Франчайзор и франчайзи, работающие по модели франчайзинга, безусловно признают, принимают и будут придерживаться положений настоящего Кодекса. 

Настоящая редакция Кодекса вступает в силу с момента его утверждения Советом Директоров РАФ. Настоящий Кодекс может пересматриваться, изменяться, дополняться и совершенствоваться Советом Директоров РАФ.