По мужской линии Ростислав принадлежит к древнему шляхетскому роду Танаевских, герба Лебедя, из Минского воеводства, известного с конца XVI века. По женской линии (бабушка) - к другому шляхетскому роду, Превыш-Квинто, герба Дрыа, Виленского воеводства Великого княжества Литовского. Войцех Квинто вписан в книге "Литовских метрик" под 1528 годом. Подписи сразу двух предков Ростислава стоят под актом избрания польского короля Иоанна III на сейме 1674 года: Николай Танаевский и Анджей Квинто.
Его прадед по отцовской линии, Николай Александрович Ордовский-Танаевский, всю жизнь состоял на государственной службе и Февральскую революцию встретил на посту Тобольского губернатора в чине действительного статского советника. Был арестован ЧК в 1918 году по так называемому офицерскому списку, сидел в Петропавловской крепости в Петрограде. Газета "Известия" опубликовала его фамилию в списке расстрелянных в ответ на убийство Урицкого. Но он "по ошибке" остался жив, просто его "переселили" на барже в Кронштадт. В конце 1918 года ему удалось бежать от большевиков в Сербию, где он принял сан, затем монашеский постриг, за чем последовал постриг в великую схиму с именем Никодим. Николай Александрович скончался в Германии за 8 лет до рождения Ростислава.
Его сын, Николай Николаевич, прошел боевым офицером всю первую мировую войну, затем всю гражданскую. При отступлении белых частей в Румынию на руках матери замерз первенец Николая Николаевича. Сын Вадим родился в Сербии в 1924 году. Он рос под огромным влиянием деда. Рукопись воспоминаний о жизни в прежней России, записанная бывшим губернатором по настоятельной просьбе внука, стала семейной реликвией и воспитала многих Ордовских-Танаевских в любви к своему утраченному, казалось навсегда, Отечеству.
Это было в те времена, когда других Ордовских-Танаевских воспитывали в любви к советской Родине и ненависти ко всем, кто не исповедует социалистической идеи и живет "на проклятом Западе". А для верности воспитания "отрезали" часть фамилии, основную, оставив всех наследников ее только Ордовскими. Но жизнь есть жизнь, и она продолжалась по обе стороны "железного занавеса", хотя члены фамилии почти 60 лет - с 1930-х по конец 1980-х годов - ничего не знали друг о друге.
Когда в 1945 году затихли пушки второй мировой и настала пора осмотреться, "зарубежная" часть фамилии оказалась в Германии. Вадим Николаевич начал учиться на дантиста, но главным делом своей жизни считал издание книг русских авторов. "Мое дело было собрать деньги и издать хорошую книгу. Сам я почти ничего на этом не зарабатывал", - вспоминал он позже. Тогда же он начал издавать журнал на русском языке - "Явь".
Однажды, приехав по издательским делам в Париж, Вадим Николаевич попал в полицейскую облаву. Будучи лицом без гражданства и русским по крови, он был сдан французами в советское посольство, в котором находилась в те времена настоящая тюрьма для таких бедолаг. Его доставили военным самолетом в советскую зону в Германии, где им занялся СМЕРШ - военная контрразведка. После короткого допроса Вадима Николаевича вывели на расстрел. Божиим промыслом он спасся: в тюрьму прибыл какой-то начальник, акцию отложили до завтра, а ночью чудом ему удалось бежать.
Как и многим русским эмигрантам, молодому человеку стало понятно, что продолжать жить в Европе опасно для жизни. Он разослал заявки на визу в консульства многих стран. Первой в 1948 году откликнулась Венесуэла. Там пришлось все начинать с нуля, ибо у него были в кармане лишь те деньги, которые успел заработать дантистом, пока пароход переплывал Атлантику. По приезде Вадим Николаевич работал зубным врачом. Потом обзавелся семьей. Его избранницей оказалась Геновева, урожденная Бланко, родом из Испании. После гражданской войны, в возрасте 21 года, она приехала в Венесуэлу с шестью братьями и сестрами в поисках новой жизни. И вышла замуж за русского. Благодаря ее предпринимательским способностям молодая семья вскоре открыла свое дело в области торговли и производства мебели, создав один из крупнейших торговых домов в Венесуэле - "Каденас Комерсиалес".
Русская колония в Венесуэле была небольшая, но достаточно сплоченная. "Колонисты" на свои деньги построили несколько церквей, при них открыли приходские школы. В одну из них супруги отдали сына Ростислава, которого воспитывали в русском духе. Примечательно, что сегодня Ростислав признаёт важную роль в этом процессе за своей испаноговорящей матерью, которая всячески способствовала его русскому воспитанию, понимая, что испанский язык и культуру он и так получит.
А Вадим Николаевич создал и долгие годы возглавлял венесуэльское отделение ОРЮР (Организации российских юных разведчиков - прpавопреемницы первого скаутского отряда, основанного в 1909 году О.И.Пантюховым в Павловске), где дети русских, родившиеся на чужбине, постигали душу России, ее историю и веру, литературу и искусство, которые бережно хранили. Русская идея - это главное, что было в его жизни. Воскресные проповеди в церкви, скауты с их девизом "Всегда готов! За Россию!", балы, устраиваемые русскими эмигрантами, - вот тот чудесный островок рукотворной России в тропической стране, взрастивший будущего блестящего бизнесмена Ростислава Ордовского-Танаевского, осуществившего надежду многих тысяч невольных изгнанников - ВЕРНУТЬСЯ... На любом празднике первый их тост был "За Россию! За встречу на родной земле!" 70 лет подряд, на всех континентах, от Харбина до Каракаса.
С самого раннего детства Ростислав обучался на русском языке всем предметам, которые обычно преподавались в дореволюционной России: Закону Божиему, истории России, языку и литературе. В Каракасе он окончил 10-летнюю церковно-приходскую русскую школу. В Британской школе Святого Георгия он начал изучать английский язык. Затем его перевели в немецкую школу "Гумбольд Шуле". В возрасте 13 лет он был принят в высший кадетский корпус Венесуэлы "Марискаль де Аякучо", который окончил с самыми высокими оценками, получив звание Первый бригадир, второе в иерархии рангов военной академии. В 1978 году 20-летний Ростислав был представлен к награде венесуэльским Министерством обороны за достижения в изучении военных и гражданских дисциплин. Он также выиграл конкурс на получение стипендии для учебы в университете.
В 1981 году Ростислав окончил один из лучших венесуэльских университетов - имени Симона Боливара, по специальности инженер-химик. К этому времени его бизнес-карьера насчитывала 4 полноценных года: неуёмный венесуэльский паренек, сын эмигрантов, преподает в университете, совмещая эту сложную работу не только с учебой, но и с коммерческой деятельностью - распространением и продажей сначала книг, а затем новейшей электроники фирмы "Пионер" и другой бытовой электроники.
В эти годы начинает проявляться одна из главных черт его характера, унаследованная от матери: высочайшая работоспособность, удивительная контактность и интерес ко всему новому. Видимо, он уже тогда ощутил, что хочет всё попробовать сам. Всё, что возможно, пока еще есть за спиной поддержка родителей. Он начинает открывать мир бизнеса, стартовав из крошечной страны. Правда, это была та страна, жители которой, как они сами говорят, "упали с пальмы прямо в "Мерседес". В Венесуэле были найдены огромные запасы нефти. С этим и был связан выбор Ростиславом первой профессии.
После окончания университета Ростислав продолжал читать курс по химическому инжинирингу в Политехническом колледже Министерства обороны и в университете "Метрополитен" и со всей "испанской" страстью окунулся в предпринимательство. В эти же годы он закончил несколько курсов и специальных программ по менеджменту, финансам, бизнес-администрированию, философии и психологии.
В 1981 году Ростислав основал первую собственную компанию - "Ростик Интернэшнл" ("Rostik International"), которая действует до сих пор. С помощью этой фирмы он расширил импорт электроники и дистрибьюторскую деятельность, включая розничную продажу, став в результате одним из важнейших южноамериканских клиентов фирм Panasonic, Pioneer, Moulinex, TDK и Kodak. Вместе со своим двоюродным братом Константином Ордовским-Танаевским он начал заниматься распространением американского медицинского оборудования. Так приобретался опыт работы на международном уровне. Ему было 23 года.
Холдинг "Ростик Интернэшнл" занимался лизингом и консультированием по финансовым вопросам; имел в своем составе фабрику по пошиву женской одежды и реализовывал ее; маленький обувной магазин в "Хилтоне" для мамы и ее сестры; осуществлял производство и распространение полного ассортимента контактных линз и другой оптики. Ростислав с тремя партнерами в совместном предприятии с Kodak Venezuela получил исключительные права представительства Walt Disney Production, владея самой современной студией Венесуэлы, оснащенной всем оборудованием, необходимым для дублирования, изготовления и редактирования субтитров, а также копирования в объеме 3600 копий в день. Производство 5 процентов всех видеофильмов, выпускаемых в прокат ежемесячно, позволяло удерживать 20-процентную долю рынка, при этом объем продаж превышал 10 тысяч фильмов в месяц.
В 1984 году произошло нечто странное: Ростиславу позвонил советский коммерческий атташе в Венесуэле В.В. Легонков. Оказалось, что господину атташе рассказали, что есть венесуэлец, который прекрасно говорит по-русски и занимается распространением кино- и видеопродукции. Ростислав получил официальное приглашение поехать в качестве гостя на Ташкентский Международный фестиваль азиатского, африканского и латиноамериканского кино. Проведение этого фестиваля в те времена было важнейшей политической акцией.
Для поездки необходимо было ответить (теоретически) на один весьма непростой вопрос: не будет ли у потомка эмигрантов проблем при его появлении в СССР, насколько вообще разумно ехать в "империю КГБ"? Отец прекрасно помнил свой "Париж", а прадед описал свое "знакомство" со славными чекистами. В конце концов семья решила, что Ростик может ехать. Согласно официальным документам он родился в Венесуэле, был гражданином Венесуэлы, и кому какое дело до его происхождения? И он отправился в эту поездку для того, чтобы увидеть страну, о которой страстно мечтал отец, с тайной надеждой разыскать кого-то из родственников, если это не окажется слишком опасным.
Так было принято решение, которое в конце концов изменит всю жизнь и Ростислава, и его родителей. За несколько дней до отъезда в Россию друг детства, тоже русского происхождения, доктор Георгий (Жорж) Ган, молодой венесуэльский офтальмолог, попросил Ростика разыскать в Москве известного русского врача профессора Святослава Федорова и пригласить приехать в Венесуэлу. Ростислав увез с собой официальное приглашение венесуэльского Министерства здравоохранения профессору Федорову на участие в ежегодном конгрессе офтальмологов в Венесуэле. С этим посланием в чемодане и тайной мечтой в душе Ростислав прилетел в Испанию, где пересел на самолет Аэрофлота, с чего и начался его "советский опыт".
Во время этой первой поездки он получил массу впечатлений, главным из которых было то, что вокруг все говорили по-русски, а по радио он услышал песни, которые в детстве с ним разучивал отец. Это была страна, которую его учили любить заочно, но которую он вряд ли смог полюбить с первой встречи. Он увидел стоявшие повсюду памятники Ленину, пустые прилавки магазинов, бесцветно одетых людей, которые боялись разговаривать с ним, иностранцем, знающим русский язык.
В Ташкенте Ростислав просмотрел более 50 фильмов, но так и не смог найти ни одного, который обладал бы коммерческим потенциалом. В конце концов Ростислав остановил свой выбор на мультфильме, который и выпустил в прокат в Венесуэле в 1985 году.
На обратном пути он остановился в Москве, где предпринял попытку встретиться с профессором Федоровым через Министерство здравоохранения. Но, увы, безуспешно: всякий раз Ростислав получал ответ, что тот либо очень занят, либо не принимает, либо нездоров. До самого последнего дня своего визита Ростислав так и не мог связаться с Федоровым. Тогда ему нашли адрес Института микрохирургии глаза, он взял такси и сам отправился туда. Двадцать минут, немного смекалки - и вот он уже стоит перед Святославом Николаевичем и передает ему приглашение. Он и представить себе не мог в тот момент, сколько препятствий придется преодолеть, чтобы профессор, принявший приглашение, все-таки смог приехать в Венесуэлу!
В один из дней он решил немного погулять по Москве в одиночестве. Наивный иностранец, он искал место, где можно было бы перекусить. Его любезно встречали объявлениями на закрытых дверях: "санитарный день", "санитарный час", "обед" или "мест нет" в пустом помещении... Потом он никак не мог купить фотопленку "Кодак", которой привык пользоваться дома. Ее не было даже в валютной "Березке"! Пришлось довольствоваться пленкой производства ГДР, однако уже в Венесуэле выяснилось, что проявить ее невозможно. "Прошлый век" объяснили ему. Пропали бесценные кадры, фотографии родственников, которых ему удалось-таки разыскать. Хотя в следующие приезды Ростислава, а вслед за ним и Вадима Николаевича были всё новые и новые встречи представителей разных ветвей Ордовских-Танаевских. Фамилия постепенно стала восстанавливаться. Приехала родня из Франции, Швейцарии, Соединенных Штатов... В 1993 году на средства Ростислава будет издана книга прадеда "Воспоминания".
Но это еще впереди, а в ноябре 1984 года Ростислав принимал Федорова в Каракасе. Они подружились, в результате чего были организованы три поездки в Москву для 70 латиноамериканских врачей на двухнедельный курс их обучения в институте Федорова. Ростислав начал представлять в Латинской Америке технику и методику ведения операций Федорова, а также занимался распространением его хирургических инструментов и технологий.
Так начиналась деятельность Ростислава в России. Далее он организовал два фестиваля венесуэльских фильмов в СССР и два фестиваля советских фильмов в Венесуэле. Ему удалось сделать это самому, ибо это были уже "перестроечные" времена, и в 1987 году Ростиславу первому разрешили практически без цензуры отбирать фильмы. Он привез в Венесуэлу киноделегацию, в составе которой был и русский кузен Ростислава из Санкт-Петербурга режиссер "Ленфильма" Михаил Ордовский. Первый фестиваль имел оглушительный успех и его продлили на несколько недель.
В течение нескольких лет он пытался стать импресарио и организовывал турне классических ансамблей по Южной Америке. Наиболее крупным событием стал двухмесячный тур по Латинской Америке Большого детского хора и балета Гостелерадио СССР под управлением Попова - 50 детей от 11 до 17 лет.
Он организовал несколько туристических маршрутов по СССР, сам освоив профессию гида. Вся эта деятельность не была неудачной, но результаты ее не устраивали Ростислава. Он понимал, что серьезных условий для деловых контактов для бизнеса еще нет, что надо ждать... Однако его натура требовала действий, и он продолжал искать и искать новые возможности. За 4 года он побывал в СССР 10 раз.
Постепенно Ростислав начинает распродавать свой бизнес в Венесуэле и концентрироваться на проектах в СССР. Он верил, что с приходом к власти Горбачева будут появляться всё новые возможности для бизнеса в СССР. Эта вера и чутье бизнесмена не обманули его. И он работал как сумасшедший!
В 1985 году Ростислав обратился к Дэвиду Эпельбауму, президенту "Тропи Бургер" - крупнейшей сети ресторанов быстрого питания Латинской Америки с предложением начать совместные проекты по открытию таких ресторанов в СССР. Он обсуждал со знаменитой компанией "Истмен Кодак" возможность совместных попыток завоевания советского фоторынка.
И вот в 1987 году "Кодак" предложил Ростиславу организовать и взять на себя руководство шестью проектами розничной торговли фотопродукцией в западной (европейской) части СССР: в Прибалтике, Северо-Западном регионе (Санкт-Петербург), Московской области, на Украине, в Белоруссии, Грузии и Армении. Все это должно было осуществляться в рамках крупного советско-американского проекта, договор об осуществлении которого был подписан Горбачевым и Рейганом. Данный проект должен был обеспечить конвертируемость рубля во всех направлениях, во главе которых стоял Торговый консорциум США, одним из семи американских членов которого была компания "Кодак".
В январе 1988 года Ростик зарегистрировал первое совместное предприятие в Эстонии, а затем в Ленинграде, в Киеве, в Тбилиси и в Ереване. Однако... Торговый консорциум США так и не заработал. Тогда все силы были брошены на проект по созданию сети ресторанов быстрого обслуживания. Но и тут оказалось рано - вопросы снабжения стали ахиллесовой пятой проекта. Было отчего впасть в отчаяние... В 1989 году Ростислав получает предложение об использовании половины фойе гостиницы "Москва", огромного здания на Манежной площади, для открытия ресторана. Площадь предложенного места составляла 130 квадратных метров - размеры не идеальны, зато прекрасное расположение в самом центре Москвы.
После нескольких поездок в Испанию и Венесуэлу он наконец нашел еще одного "безумца" (именно так в то время называли Ростика и дома, и в Москве) Фелисиндо Мартинеса, который поверил ему, приехал, оценил ситуацию в Москве, вернулся в Венесуэлу, построил ресторан, разобрал его, запаковал в контейнеры и отправил в СССР. Ресторан был назван "El Rincon Espanol" (в этом детище Ростислава воплотилась его любовь к родителям: испанке и русскому, объединившимся, чтобы в центре российской столицы появился роскошный испанский ресторан) и мгновенно завоевал успех. Так открылась новая тропа, в конечном итоге превратившаяся в широкую дорогу.
В сентябре 1989 года Ростик женился. Итак, ее зовут Татьяна... Дочь одной из самых известных в мире гимнасток Ларисы Латыниной. Таня была балериной в ансамбле "Березка", и они встретились в далеком уже 1980 году в Венесуэле, когда ансамбль был на гастролях по Латинской Америке. Женитьба привнесла в жизнь Ростика стабильность, дала ему "дом" в Москве, жену и сына Константина. В 1994 году родился младший, названный в честь покойного деда Вадимом.
В 1991 году после переговоров, длившихся целый год, был подписан договор аренды и построен ресторан швейцарской кухни "Ле Шале". На этот раз с привлечением местных средств. Прошло всего два года, а уже были созданы и работали несколько частных плотницких мастерских. В 1992 году Ростик начал планировать создание своих первых ресторанов быстрого обслуживания, поскольку Эпельбаум и Финн в конце концов решили не ехать в Россию и предложили Ростику всестороннюю поддержку для самостоятельной работы. Здесь ему очень помог опыт, полученный еще в молодости в Венесуэле во время работы в сфере быстрого обслуживания. Условия в России были подобны венесуэльским: неразвитая инфраструктура, нехватка обученного персонала, высокий уровень инфляции и контроль над операциями с иностранной валютой.
Первой концепцией была "Комби'с", рестораны быстрого обслуживания, а второй - "Ростик'с", рестораны, где подают жареных цыплят. Наконец и рубль стал внутренне конвертируемым, и два вида бизнеса - ресторанный и фотобизнес - стали развиваться параллельно.
В это же время началось развитие двух других концепций - семейных ресторанов: "Патио Пицца" и "Американский Бар и Гриль", а чуть позже - ресторанов японской кухни "Планета Суши". На сегодняшний день эти концепции вместе с "Ростик'с" являются одними из наиболее заметных в России.
У каждого бизнесмена существует "проект жизни". Был такой проект и у Ростислава Вадимовича. Создается "Санта Фе", словно списанный с картинки Дикого Запада (South Western Style), все элементы дизайна которого были привезены из американского города Санта Фе, а антикварные предметы старины собраны по всему миру. Вероятно, "Санта Фе" выделялся бы повсюду, где бы он ни был построен - в Париже ли, в Нью-Йорке или в Праге - однако, он был открыт именно в Москве. Для Ростислава это было принципиально.
Потихоньку он создавал свою команду, окружал себя высококлассными профессионалами со всего мира (главным образом, из Венесуэлы и США). Многие приезжали и уезжали, однако все вкладывали свои опыт и знания в создание и обучение местной команды специалистов. Несмотря на то что в свое время основная часть высшего руководства состояла из иностранцев, по мере расширения компании все больше и больше талантливых молодых российских управленцев после продолжительного обучения занимают высокие должности. И это тоже - вопрос принципа.
Наивно полагать, что двигаясь по раз и навсегда избранному пути, Ростислав Вадимович знавал только победы. Было всякое. Был и август 1998-го, финансовый кризис, когда ему удалось не только устоять, но и заставить окружавших его людей поверить, что все будет хорошо.
Круг интересов Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко не сводится только к бизнесу. Участие холдинга "Ростик Груп" в различных гуманитарных проектах не раз было отмечено грамотами Московского правительства. Совместно с Российским комитетом сотрудничества со странами Латинской Америки изданы несколько книг о виднейших представителях творческой и политической мысли Венесуэлы и других латиноамериканских государств. В минувшем году Ростислав финансировал перевод на русский язык и издание книги американской писательницы Сюзанны Масси "Земля Жар-птицы. Краса былой России". 4000 экземпляров этой книги были безвозмездно переданы Московскому комитету народного образования, по инициативе которого она предложена школьникам для изучения в рамках программы "Мировая художественная культура".
Организация российских юных разведчиков (ОРЮР), являясь частью русского скаутского движения, смогла в начале 1990-х годов вернуть свою работу из эмиграции на территорию Российской Федерации (тогда еще СССР). Появились первые отряды и дружины ОРЮР уже в России. Являясь одним из руководителей ОРЮР, Ростислав Вадимович активно участвует в процессе возрождения и становления скаутского движения на Родине. Созданный под его руководством в 1993 году в Москве Центр связи отрядов ОРЮР стал штабом этой Всероссийской детской общественной организации. Центр содействует количественному и качественному росту отрядов, широко распространяя методику ОРЮР среди организаций, заинтересованных в воспитании подрастающих граждан. Благодаря вот уже почти 9-летней ежедневной кропотливой работе Центра в России ОРЮР сегодня действует в 47 регионах, объединяя более 6000 детей почти в 240 отрядах.
Участие Ростислава Вадимовича в скаутских делах не ограничивается работой Центра связи ОРЮР. Его помощь содействовала становлению и других скаутских центров - в Москве (на Крутицком подворье), Санкт-Петербурге, в Ивановской области (Плёс), Краснодарском крае (Анапа) и т.д.
Их первый тост был "За Россию! За встречу на родной земле!" Благодаря реалиям сегодняшнего дня возвращение потомков русских эмигрантов в Россию становится реальностью. Лидером их неформальной организации стал Ростислав – удачливый предприниматель, настоящий патриот. Ростислав сделал регулярные встречи потомков эмигрантов традиционными. Результатом этих собраний становятся, как правило, совместные добрые дела, которые прокладывают путь к будущему процветанию России.