«Мы с самого начала занимались только тем, что нам было по-настоящему интересно. И делали это действительно хорошо».
Впервые идея создать свою биотехнологическую компанию у меня возникла, когда я был студентом биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Отрасль была выбрана мной не случайно – во время учебы моей специализацией была молекулярная биология и генная инженерия. Задуманный проект получил развитие, когда я, после окончания университета, занялся вопросами фундаментальной науки в шведском университете Umeå University. Именно тогда, совместно с коллегами из Швеции, мы приступили к идее по разработке вакцины против боррелиоза – на тот момент мало изученного заболевания, для борьбы с которым практически не было средств.
А для того, чтобы научные разработки, которые мы вели, имели источник финансирования, я, совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета и Военно-Медицинской Академии, принял решение о начале коммерческой деятельности в сфере здравоохранения и в 1998 году основал и возглавил небольшую на тот момент ПЦР-лабораторию, которой дали название «ХЕЛИКС».
Тогда еще я не знал, что сугубо коммерческий проект станет для меня детищем всей моей жизни и превратится в крупнейшую Лабораторную службу нашей страны. Но до этого момента меня ожидал непростой и интересный путь длиной в 10 лет.
Итак, наша первая лаборатория приступила к работе в 1998 году, получив все необходимые для этого лицензии. Вначале мы расположились на небольшой территории одного предприятия, совмещая коммерческую деятельность с продолжением научных разработок. В то время мы выполняли очень ограниченный спектр анализов, но при этом делали именно те исследования, которые нам были интересны с научной точки зрения, хотя они были порой далеко не самыми «ходовыми» и востребованными со стороны наших клиентов. С тех пор наш подход к оказанию услуг по лабораторной диагностике остался неизменным – наравне с Клиентом, для нас главным были и остаются медицина, наука и качество наших исследований.
После открытия первых розничных точек мы неминуемо столкнулись и с первыми трудностями, которые приходилось решать оперативно. Я принимал участие абсолютно во всех процессах, происходящих в Компании в то время. Так, например, помню, в нашем самом первом Диагностическом центре я сидел рядом с колл-центром и в течение дня слышал все разговоры, попутно внося коррективы в то, как нужно вести диалог с клиентом и какую информацию необходимо знать и грамотно излагать оператору. В то время, практически в полевых условиях, и начали зарождаться стандарты сервиса, которые сегодня являются отличительной чертой Лабораторной службы ХЕЛИКС.
Первый полноценный Диагностический центр ХЕЛИКС мы открыли в 2004 году, и именно тогда стало понятно, что нам просто необходимо выходить на новый уровень в своем развитии. Мы стали активно осваивать новые методы проведения исследований и наращивать лабораторные мощности. После того, как был открыт уже пятый Диагностический центр Хеликс, стало очевидно, что для поддержания темпов развития Компании нам нужно попробовать новый путь – франчайзинг. Приняв решение о начале работы по совершенно новой для нас модели, мы принялись за дело. Однако, на старте наша команда столкнулась с неожиданно большим количеством трудностей: отсутствие четкого понимания, где именно находить партнеров и как грамотно выстраивать с ними отношения, отсутствие отлаженной системы контроля, обучающего центра и полной централизации основных бизнес-процессов.
Для того, чтобы система действительно хорошо работала, приходилось оперативно решать многие вопросы: так, например, мы столкнулись с необходимостью создания единого колл-центра и общей рекламной поддержки для всей сети, а не отдельных точек, ведь для клиентов совершенно неважно, кому принадлежит Диагностический центр, для клиента – все они работают под брендом «Лабораторная служба ХЕЛИКС», а значит каждый из них – лицо Компании. Постепенно организуя работу франчайзинговой сети, с помощью собственного штата разработчиков мы создали уникальную IT-платформу для розничных точек и единую информационную систему, связывающую центры с Лабораторным комплексом, что автоматически способствовало централизации основных процессов. Это был прорыв в развитии Компании, который до сих пор остается залогом высокого качества обслуживания и надежности нашей Лабораторной службы. В общей сложности запуск системы франчайзинга в Компании занял у нас два года, и в 2009 году развитие розничной сети Хеликс шагнуло за пределы Северо-Западного региона.
В 2011 году мы открыли новый Лабораторный комплекс в Екатеринбурге. Клиенты в восточных регионах России стали получать более оперативное обслуживание. В 2012 году первые центры ХЕЛИКС открылись в Москве, а в начале 2014 года приступил к работе новый Лабораторный комплекс в столице, что позволило значительно оптимизировать логистическую схему и повысить скорость обслуживания для регионов. В этом же году центральная лаборатория в Петербурге более чем в три раза увеличила свои площади, существенно обновив оборудование и все информационные системы.
У ХЕЛИКС на сегодняшний день есть все для того, чтобы предоставлять клиентам услуги по лабораторной диагностике самого высокого качества в любом объеме. Эффективная комбинация IT-решений мировых брендов и собственных разработок позволяет нам быстро решать самые разнообразные задачи. Во всех центрах ХЕЛИКС установлено разработанное нашими специалистами программное обеспечение, с помощью которого вся информация в режиме онлайн поступает в наши Лабораторные комплексы. Это одно из ключевых условий быстрого развития в регионах.
За счет расширения географии и внедрения новых услуг и сервисов для клиентов, мы развиваемся очень быстрыми темпами. Уже несколько лет подряд рост Компании превышает рост российского рынка лабораторной диагностики. В целом за 2015 год Компания планирует увеличить количество розничных точек почти в 2 раза. На данный момент Лабораторная служба Хеликс представлена в 74 городах России и имеет 3 собственные лаборатории: в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге, общая площадь которых составляет более 4500 кв.м. Для наших клиентов такое стремительное развитие выражается, в первую очередь, в качестве обслуживания, удобстве и доступности. Мы создали собственный Колл-центр, который работает круглосуточно, 365 дней в году, и ежедневно обслуживает до 5 000 обращений. Операторы всегда готовы оказать квалифицированную помощь клиенту по любому вопросу: осуществить запись на прием к врачам различных специализаций, сориентировать по адресам ближайших центров и графику работы, проконсультировать по результатам анализов. По вопросам, требующим назначения или интерпретации исследований, отвечают врачи-консультанты различных специальностей. Чтобы обеспечить клиенту максимальное удобство, мы разработали Личный кабинет Хеликс, который доступен как на нашем сайте, так и через мобильное приложение «Хеликс Клиент». Наши клиенты могут получить консультацию, сделать предзаказ на исследования, а также получить результаты и отслеживать их динамику в любом месте. Уже сейчас Личный кабинет ХЕЛИКС используют более 450 000 пользователей.
За 17 лет успешной работы мы накопили огромный опыт и разработали множество эффективных инструментов развития бизнеса, и готовы делиться ими с франчайзи-партнерами. Ведь быть партнером ХЕЛИКС – это выгодно для человека, который решил открыть собственный бизнес. Во-первых, мы действительно предлагаем лучшие финансовые условия на рынке. Во-вторых, мы вместе с партнером шаг за шагом развиваем его бизнес: составляем индивидуальную программу развития Центра, прикрепляем персональных консультантов, обеспечиваем поддержку на всех этапах работы. Мы прошли это уже более 170 раз – с каждой новой розничной точкой ХЕЛИКС, – поэтому, покупая франшизу ХЕЛИКС, партнер в первую очередь покупает готовый «рецепт успеха», основанный на всем нашем опыте, наших наработках, наших технологиях. Рецепт, который уже 170 раз доказал свою эффективность.
Огромные ресурсы мы вкладываем в обучение. От профессионализма сотрудников зависит качество наших услуг и успех всей Компании. Поэтому обучение – это часть той поддержки, которую в полной мере получают от нас франчайзи-партнеры. У Хеликс есть собственный Учебный центр, который обеспечивает, во-первых, обучение управленческого состава – мы учим основам бизнеса, финансам, маркетингу, эффективному управлению персоналом. В рамках регулярно проводимой Школы франчайзинга мы даем базовые знания для успешного старта бизнеса партнера. Во-вторых, мы полностью берем на себя обучение линейного персонала – администраторов, медицинских сестер. Сотрудники регулярно проходят как очное, так и дистанционное обучение и тестирование.
В чем я вижу причины нашего успеха? Самое главное – то, что мы никогда не боялись рискнуть и попытаться сделать что-то по-настоящему значимое. Согласитесь, наука – это ведь, прежде всего, новаторство, именно поэтому нам всегда хотелось иметь возможность творить, а это вряд ли осуществимо, когда ты просто стандартный пользователь. И по сей день ХЕЛИКС удивителен тем, что мы постоянно предлагаем что-то новое: новые комплексы исследований, услуги, клиентские сервисы. Мы работаем, движимые желанием создать идеально работающий сервис, никогда не останавливаясь на достигнутом и всегда предвосхищая желания наших клиентов.
Знаете, какая у меня есть мечта? Я очень хочу, чтобы слово «ХЕЛИКС» стало нарицательным, как, например, «Гугл» или «Ксерокс». И, если честно, я абсолютно уверен, что сегодня для этого у нас есть все шансы.
Юрий Андрейчук, Генеральный директор Лабораторной службы ХЕЛИКС.