«Цыплята по-английски» улетели, не попрощавшись

«Цыплята по-английски» улетели, не попрощавшись

КАК БЫВШИЙ ТОП-МЕНЕДЖЕР ООО «СЧАСТЛИВЫЕ ВРЕМЕНА» ОТОШЕЛ ОТ «КУРИНОЙ» КОНЦЕПЦИИ
Британцы из графства Беркшир выяснили, что в Казани рестораторы без их ведома используют принадлежащие им товарные знаки Southern fried chiсken, SFK Express и «Цыплята по-английски». Теперь иностранные бизнесмены ищут защиты в арбитраже и в УФАС. Но, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», казанское ООО «Густо», которое открыло пару заведений под британскими брендами, объявило себя банкротом, и суд не может найти ее представителей. Между тем эксперты отмечают, что позиции этих марок сильны в Перми, но в Казани преобладает другая «куриная» концепция — KFC.

ПОЛМИЛЛИОНА ЗА ТОРГОВЫЕ МАРКИ
В Арбитражном суде РТ продолжается разбирательство по иску британской компании Fast Food Systems Limited из графства Беркшир к казанской ООО «Густо» о взыскании 500 тыс. рублей. Англичане считают, что казанцы незаконно использовали товарные знаки Southern fried chiсken, SFK Express и «Цыплята по-английски». На последние Fast Food Systems Limited обладает исключительными правами. В иске значится, что товарные знаки касаются такой продукции, как птица и дичь, пищевые продукты, состоящие из них же, жареные цыплята, пищевые продукты на основе овощей и прочие. Истец требует запрета незаконного использования товарного знака, изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактной продукции, на которой размещен товарный знак, возмещения убытков.

КУРИНЫЙ КОНЦЕПТ ИЗ БРИТАНИИ
Как стало известно «БИЗНЕС Online», речь идет о формате фаст-фуда «Цыплята по-английски», разработанном в 1983 году британским предпринимателем Артуром Визерсом. Концепция SFC-Express представлена как в отдельно стоящих кафе, так и на фуд-кортах в торговых и развлекательных центрах. Фирменное блюдо сети — «Цыпленок по-английски». Также лидерами продаж стали бургеры с куриным филе, куриные крылышки «Сгори дотла». Из некуриной части меню большой популярностью пользуются бургеры с мясом и чизбургер с хрустящим огурцом, листом зеленого салата и сыром. По сути, заведения SFC относятся к так называемым куриным концепциям предприятий быстрого обслуживания. Напомним, что в марте 2012 года в Татарстан вышел еще один «куриный» ресторатор — KFC.

Известно, что первое российское заведение SFC открылось в Перми по франшизе компанией «Алендвик» в 2000 году. Первые франчайзинговые заведения заработали под названием «Цыплята по-английски». Сейчас у компании более двух десятков заведений в Перми и Пермском крае, Ижевске, Челябинске и Кирове. На сайте по франчайзингу можно ознакомиться с условиями работы с владельцами бренда SFC-Express: 750 тыс. рублей первоначальный взнос, инвестиции от 7,5 млн. рублей, 50 кв. м — минимальная площадь для фуд-корта и 200 кв. м — для ресторана. На сайте указывается, что среди 60 заведений, работающих в России, несколько есть и в Казани. Но как выясняется, скорее всего, они работали в городе незаконно.

БИЗНЕС БЫВШЕГО ДИРЕКТОРА «ОБЖОРКИ»
Представитель Fast Food Systems Limited в суде Константин Филиппов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что пункты быстрого питания «Густо», работавшие под их брендом, находились в торговом центре «Бульвар» на Петербургской и в ТРК «Парк Хаус».

В ходе судебного заседания Филиппов отметил, что еще в начале августа 2013 года были сфотографированы торговые точки и направлены запросы в каждый торговый центр, где были замечены нарушения. Однако все письма вернулись, «на нас никто не обратил внимания». Представитель истца также рассказал, что некоторое время назад ставшие яблоком раздора заведения были закрыты. Однако он стоит на позиции, что это никак не влияет на факт нарушения исключительных прав использования товарного знака. В результате суд объявил перерыв до 25 февраля 2014 года.

На заседании упоминалось, что нарушение было зафиксировано в августе 2013 года. Вместе с тем корреспондент «БИЗНЕС Online» на сайте ru.foursquare.com (где люди выкладывают фотографии различных мест и заведений, в которых они побывали) обнаружил около 10 фото, сделанных в ноябре 2011 - июне 2013 годов. Фотографии сделаны в ТРК «Парк Хаус», и на них отчетливо видны надписи Southern fried chiсken и SFK Express.

Представители ответчика ни разу не присутствовали на судебных заседаниях. Это неудивительно. С конца 2013 года в ООО «Густо» введена начальная процедура банкротства. Согласно СПАРК, директор ООО «Густо» Рафаэль Галиев, ему же принадлежит 100% компании. Хотя ранее (по данным на декабрь 2010 года) 83% доли в УК компании владел Олег Краснодымов. Последний, судя по всему, некогда был топ-менеджером известного татарстанского производителя майонеза — челнинского ООО «Счастливые времена» (бренд «Обжорка»). Сейчас Краснодымов развивает проект доставки пиццы «Ариба пицца» (ООО «Ариба групп). Здесь какое-то время был директором вышеупомянутый Галиев. Компания ООО «Ариба Групп» была создана в 2011 году и управляет в Казани пятью заведениями. В приемной «Ариба групп» подтвердили, что ранее работали с «Густо», но сейчас сотрудничество свернуто.

ФАС РАЗБЕРЕТСЯ
В итоге, компания «Ариба групп» Краснодымова оказалась косвенно привлечена к спору с британцами. В УФАС по РТ также идет разбирательство о факте незаконного использования товарных знаков Southern Fried Chicken, SCF Express (их правообладатель — Fast Food Systems Limited). «Данные товарные знаки были указаны на вывесках заведения ООО «Ариба групп», расположенного в ТЦ «Бульвар на Петербургской». ООО «Густо» привлечено по делу в качестве ответчика», — пояснили «БИЗНЕС Online» в УФАС.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в торговом центре «Бульвар» на Петербургской. На первом этаже взгляд сразу падает на стенд, указывающий, что Southern Fried Chicken можно найти на третьем этаже на фуд-корте. Однако на третьем этаже «куриц» не оказалось. Но обнаружилась точка «Ариба пиццы». В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» продавцы подтвердили, что ранее в этом же месте находились и Southern Fried Chicken, однако сейчас осталась только «Ариба».

ЧТО ОБЩЕГО У SUBWAY И «САНВЕЙ», «ЕЛКИ-ПАЛКИ» И «ЕЛКИ»?
Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением экспретов о сложившейся ситуации.

Адель Ягудин — исполнительный директор ООО «Казанские кофейни»:

— Southern Fried Chicken — британская сеть быстрого питания, основанная еще 1970 году, о масштабности и известности этого бренда в мире говорит то, что количество заведений превышает 700 в 70 различных странах. Сеть очень успешно развивается по франшизе, но интересно, что в Россию она зашла через регионы. В Москве SFC вынужден конкурировать с «Ростиксом» за сходные ниши, поэтому предпочел сначала обратить взор не на столичный рынок. Насколько мне известно, в России у компании приблизительно 40 заведений в Пермском крае, Ижевске, Кирове, Челябинске.

«Арриба пицца» — локальный казанский бренд, специализирующийся на пицце, с хорошо развитой доставкой. В Казани представлен пятью заведениями.

Не совсем понятна ситуация в Казани, ставшая причиной конфликта. Казанская компания обладала франшизой и потом по каким-то причинам разорвала отношения с правообладателем, и просто продолжила использовать бренд, или же изначально открывалась, не имея франшизы? Но тогда возникает вопрос, как она получила доступ к оборудованию, рецептам и так далее. К сожалению, на сайте Арбитражного суда я не смог ознакомиться с исковым заявлением. Но и в том, и в другом случае мотивация такого иска мне непонятна. Southern Fried Chicken еще не имеет такой высокой узнаваемости в России. Если бы в Казани бренд переименовали в Kazan fried chicken, поменяли фирменные цвета и рецептуру блюд, все было бы нормально.

Я буду следить за развитием этой ситуации, поскольку такое серьезное нарушение на рынке общественного питания — дело нечастое. Как правило, нарушение совершают мелкие точки, с которых очень тяжело что-то отсудить. Хотя есть очень интересные случаи, такие как «Сбербар» или «Шаверма», где буква «Ш» представляет собой перевернутый логотип McDonald's.

Гульнара Тузова — управляющий двух предприятий Subway в Казани:

— Конечно, как профессионал я обратила внимание на выход на рынок Казани Southern fried chiсken, но в целом по фаст-фуду этот игрок не играет существенной роли. Например, KFC и Burger King, который планирует выход на казанский рынок, — более заметные игроки.

«Ариба пицца» — местный, мелкий игрок привычного стандарта для пиццерии. А вообще я о местных игроках не задумываюсь, так как для нас конкуренцию составляют только зарубежные игроки. А местные фаст-фуды приходят и уходят.

Я не сталкивалась с незаконным использованием товарных знаков. Хотя в торговом центре «Тандем», например, есть «Санвей», располагающийся на бывшей территории Subway. Они в какой-то степени тоже незаконно работают, Subway с ними судится уже четыре или пять лет, но пока безуспешно. Конфликты происходят на таком уровне: франчайзи Subway решил выйти из проекта, поставил собственное название с измененной одной буквой и работает по своим стандартам.

Алина Исмагилова — директор ООО «Вкусно Сервис»:

— По востребованности и популярности пиццы в Казани могу, конечно, отметить заведение «Итальяно». Про «Ариба пиццу» даже не слышала. «Цыплята по-английски» — также небольшой игрок, недостаточно известный, хотя мы следим за всеми игроками.

За пять лет работы со случаями незаконного использования товарных знаков не сталкивались.

Мария Горшунова — гендиректор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):

— Я объездила полмира, но никогда не заостряла внимание на бренде Southern Fried Chicken, возможно, потому что он существует в основном на фуд-кортах и не так заметен, как, например, McDonald’s.

Об игроке «Ариба пицца» слышала. По сравнению с известными игроками это небольшой игрок, у которого достаточно простые точки. Компания не на слуху, точки недостаточно распространены и недолго существуют, хотя, возможно, у этого бренда большое будущее.

Со случаями незаконного использования товарных знаков я не сталкивалась. Мне кажется, все, что есть в Казани от международных брендов, — это франшизные сети. Например, Subway, тот же McDonald’s, KFC. Давно еще был случай с заведением «Елки-палки» рядом с музыкальной фабрикой. Тогда москвичи предъявили какие-то претензии, и название заведения сменилось с «Елок-палок» на просто «Елки».

 

ООО «Густо»

Согласно базе данных СПАРК, директором является Рафаэль Галиев. Ему же принадлежит 100% доли в УК. Ранее (по данным на декабрь 2010 года) 83% доли в УК компании владел Олег Краснодымов. В СПАРК отмечается, что вынесено определение о введении наблюдения. Галиев также владеет ООО «Ярдос». Также ему принадлежит 6,67% доли в уставном капитале «ООО «Миар». Выручка от продажи на конец 2012 года составила 36 млн. рублей.

Рустам Ахметгареев
Эльвира Вильданова
Арслан Минвалеев
БИЗНЕС Online

 

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт