Продажа услуг в третьем квартале 2022 года обогнала по средней выручке и рентабельности производство, торговлю, общепит и продажу недвижимости. Среднемесячная выручка компаний, предоставляющих услуги, с июля по сентябрь составила 1,4 млн рублей. У общепита этот показатель 955 тыс. Цифру в 915 тыс. показала торговля.
Такие данные приводят исследователи Like Центр по результатам опроса более 2000 предпринимателей из 100 городов России.
"Продажа услуг, включая маркетинговые, консалтинговые, образовательные услуги и услуги красоты и здоровья, стала самым крупным сегментом деятельности малого бизнеса в денежном выражении", - сообщили в компании.
Кроме услуг, общепита и ретейла в пятёрку лидеров вошёл бизнес по ремонту, строительству и продаже недвижимости. Этот сегмент занял 4-е место со средней выручкой за месяц в 814 тыс. руб. Замыкает топ-5 производство товаров и продуктов питания (808,7 тыс. руб.).
Как отмечают в Like Центре, ещё полгода назад топ сегментов по выручке выглядел иначе: впереди всех было производство, затем следовала торговля, услуги были лишь на третьем месте, оставшиеся позиции занимали общепит и продажа недвижимости (по убыванию).
«Отличительной чертой этого года стал высокий уровень экспертизы новых предпринимателей: свой бизнес открывают опытные маркетологи, логисты, менеджеры по импорту и продажам – бывшие наемные работники", - комментирует смену тренда генеральный директор Like Центра Василий Алексеев. По его словам, "белые воротнички" особенно активно пополняют ряды предпринимателей, работающих в сфере услуг.
Эксперт также отмечает, что санкции подтолкнули спрос на услуги b2b, в том числе логистические, юридические и направленные на сопровождение параллельного импорта.
"Также усилился спрос на услуги психологов – за последние шесть месяцев объем продаж в этом сегменте, по оценкам участников наших программ, вырос в 2,5 раза», – добавил Алексеев.
Комментарии (0)