Исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко выступил перед российскими франчайзи одной из крупнейших франчайзинговых сетей мира. Под брендом и по франшизе SUBWAY в 2014 году в России было открыто больше точек общественного питания, чем в какой-либо иной сети.
В своем выступлении Юрий Михайличенко сообщил следующее:
"Недавно наши коллеги из ВЦИОМ - Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) провели исследование об осведомленности предпринимателй о франчайзинге. 53% знают что это за механизм и 65% из них точно характеризуют франчайзинг, считая этот вид бизнеса прибыльным. Если принять во внимание, что в 2009 году более 80% предпринимателей путали франчайзинг с мерчендайзингом, то пятилетнюю работу ассоциации можно считать успешной."
"Компания SUBWAY всегда была в авангарде ассоциации и очень часто законодателем мод среди других компаний. С SUBWAY началось созидание продукта «Бизнес Старт» Сбербанка России.
Я вижу в зале члена Совета директоров РАФ Джеймса Гансингера и вспоминаю его модераторство, прекрасную речь и доводы на Санкт-Петербургском экономическом форуме в 2011 году. Тогда нам удалось сдвинуть с места вопрос изменения законодательства и привлечь внимание правительства и всего бизнес сообщества к франчайзингу. С того времени Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) при активном участии бизнес сообщества и власти удалось консолидировать участников рынка, сформировать работающую законодательную базу, регулирующую франчайзинг, увеличить количество объектов франчайзинговых сетей и концепций более чем в два раза. Россия уверенно вошла в число лидеров стран по динамике развития франчайзинга."
"Тогда, в начале пути, президент РАФ Мераб Бен-Эл (Елашвили) в январе 2010 года, собрав владельцев практически всех крупных франчайзинговых компаний на внеочередном собрании отрасли в бизнес-центре «Александр Хауз» предложил полностью изменить деятельность Российской ассоциации франчайзинга, в тот момент насчитывающей чуть более 30 членов, большая часть которых никак не принимала участие в жизни ассоциации. (Сейчас в РАФ около 80 членов и более 110 брендов)."
"Задачи в то время стояли амбициозные: изменить полностью законодательство, принять госпрограмму развития франчайзинга, поднять популяризацию на новый уровень, поднять продажи франшиз в несколько раз, выйти на международный уровень. Забегая немного вперед скажу - практически все эти задачи мы выполнили. (...) За пять лет активной работы нам удалось (...) достичь показателей роста франчайзинга в стране на уровне 15-20% в год. Если раньше в стране насчитывалось не более 400-т концепций, то сейчас по разным оценкам - более 1000-и. Бизнес распробовал франчайзинг."
"Теперь уже, наверное, можно говорить об успехах наших компаний. Например, в 2010 году компания «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» насчитывала 172 ресторана, «Шоколадница» - 150, компания SUBWAY - 125, «Баскин Роббинс» - 145, «Бегемот» - около 70. Я взял эти цифры из нашего каталога 2010 года.
Сейчас же цифры выглядят следующим образом: «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» - более 300 ресторанов, «Шоколадница» - более 500, компания SUBWAY - более 670, «Баскин Роббинс» - 327 ресторанов и около 600 точек продаж, «Бегемот» - более 800.
И это не предел. По нашим оценкам, потенциал рынка России (по аналогии с другими странами БРИКС) составляет около 2500 франчайзеров, 400 тыс. франчайзи и около 4 млн. высококвалифицированных занятых работников, а также порядка 5% ВВП (где-то порядка 200 млрд. долларов).
Исходя из емкости рынка, мне лично кажется, что число точек SUBWAY в России может исчисляться тысячами. И это вполне достижимо. Судите сами. Сетевые игроки индустрии питания открыли в России в 2014 году в общей сложности более 300 точек. Наиболее активными оказались Subway (33% от общего числа новых точек), Burger King (18%), McDonald's (14%), KFC (14%) и Dunkin' Donuts (4%).
Давайте посмотрим на показатели в кризисный год. Они не так плохи и показывают состоятельность моделей фаст фуда, которые себя чувствуют более, чем неплохо на фоне остальных компаний. (количество точек на середину 2014 года в 36 крупнейших городах)
SUBWAY (497)
McDonald's (327)
KFC (242)
Baskin Robbins (143)
Burger King (132)
Sbarro (121)
Starbucks (68)
Dunkin' Donuts (31)
Fridays (23)
Country Сhicken (22)
«Хлеб Насущный» (19)
Pizza Hut (12)
Paul (9)
Это ответ для многих потенциальных инвесторов, которых пугает кризис в России. Если посмотреть на рынок, то несмотря на снижение рентабельности бизнеса - в абсолютных цифрах франчайзинг растет. Причин тому несколько.
За счет того, что крупная сеть предлагает не только эффективную модель бизнеса, рекламную поддержку, лояльных клиентов, но и привлекательные закупочные цены - франчайзинговый бизнес становится сильно конкурентным по сравнению с обычным предпринимателем.
Не обходится франчайзинг и без подводных камней. Часто на рынке мы видим концепции, которые предлагаются без реально существующего бизнеса. Это красивая пачка бумаги стоимостью 10-20 тыс. долларов. Мы такое явление называем лже-франчайзинг и боремся с ним доступными средствами.
Бывают, к сожалению, единичные случаи, когда у франчайзи возникает желание, получив технологию, обучение и опыт работы уйти от франчайзера. Не стоит забывать, что мы живем в правовом государстве и крупные франчайзинговые компании, как правило эти вопросы научились решить достаточно эффективно.
Я недавно вернулся из Лас-Вегаса, где проходило очередное собрание Мирового совета по франчайзингу и основными трендами стали: концентрация франчайзера на прибыльности франчайзи, международная экспансия, multi unit развитие сетей и использование он-лайн сервисов. Все эти тренды SUBWAY давно подхватил и успешно реализует. Это еще раз говорит о прозорливости и успешности компании.
Со своей стороны и от лица РАФ хочу пожелать продуктивной работы, успешного обмена опытом и хорошего бизнеса.
Желаю новых достижений и удачи. Будьте реалистами - требуйте невозможного и стремитесь к недостижимому."
НОВОСТЬ РАФ, 23.04.15.
Комментарии (0)