Российская ассоциация франчайзинга — одна из немногих организаций, которая стоит у истоков развития франчайзинга в России. Созданная в 1997 году, ассоциация работает сразу в нескольких направлениях популяризации данной системы бизнеса как среди начинающих предпринимателей, так и в среде компаний, имеющих потенциал к созданию франшизы и развитию франчайзинговой сети.
О том, каких результатов РАФ достигла на сегодняшний день и какие цели ставит перед собой в ближайшем будущем, БИБОСС рассказал исполнительный директор ассоциации Юрий Михайличенко.
Одной из главных заслуг и достижений РАФ можно считать увеличение количества предприятий, открытых по франшизе. Если до 2010 года точек, работающих по франчайзингу, насчитывалось примерно 18,5 тысяч, то сейчас — их уже порядка 50 тысяч. Таким образом, за 6 лет рынок франчайзинга вырос в 2,5 раза. И РАФ имеет к этому факту прямое отношение.
В 2010 году была разработана долгосрочная Стратегия развития, которая на данный момент реализована на 75%. Стратегия включила в себя план работ сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, это активная работа в регионах через проведение различных семинаров, конференций и форумов. Ежегодно мы проводим около 40 мероприятий в разных городах по всей стране. За всю практику пока ни одно мероприятие не собрало меньше 100 человек. В среднем, каждый семинар или форум по франчайзингу посещает порядка 200-300 предпринимателей. Рекордным по посещаемости стал форум в Тюмени, на который пришло около 900 человек.
Также ведётся активная работа по созданию Центров франчайзинга в регионах. Сейчас функционируют 10 подобных центров. И мы ставим перед собой задачу — создать Центры франчайзинга в каждом регионе. В этом деле РАФ сотрудничает с фондом «Наше будущее» и Центрами социального предпринимательства — представители РАФ одновременно являются и представителями Фонда, ведя очень полезную, с моей точки зрения, деятельность по продвижению социального бизнеса.
Кроме того, мы начали вести свою информационно-пропагандистскую деятельность и в среде молодёжи, проводя семинары на базе вузов и сотрудничая с движением «Ты — предприниматель!». В результате — молодёжь начала говорить про франчайзинг.
Во-вторых, никак нельзя умалять заслуги РАФ в плане работы над законодательством. Ещё в 2010-2011 гг. мы добились внесения и принятия поправок в 54 главу ГК РФ о коммерческой концессии, которая и по сей день регулирует отношения франчайзора и франчайзи. Благодаря этому сегодня больше половины договоров при покупке франшизы регистрируются официально (по сравнению с 5% регистраций в 2008-2009 гг.). Это повлияло на прозрачность и легитимность франчайзинговых отношений.
Кроме того, когда Роспатент поднял цены на пошлины при регистрации договоров, связанных с интеллектуальной собственностью, цена регистрации договора коммерческой концессии составила 25 тыс. рублей. Нашими стараниями стоимость снизилась вдвое — до 13,5 тыс. рублей.
Отдельно стоит отметить направление работы с министерствами и ведомствами, а также партнёрские программы финансирования с банками. Например, Минэкономиразвития сегодня в некоторых регионах предоставляет субсидии на оплату паушального взноса, соответственно, информируя об этой возможности предпринимателей. А совместный проект РАФ и Сбербанка «Бизнес-старт» хоть и был свёрнут, но также оказал своё влияние на рост интереса к франчайзингу. Реклама проекта в 20 тысячах отделений Сбербанка — непревзойдённая PR-кампания франчайзинга в России.
Третьим направлением работы РАФ является вывод российского франчайзинга на международную арену. РАФ является членом Международного совета по франчайзингу и практически всегда участвует на заседаниях. Российские компании стали пользоваться нашей активной позицией и дружественными связями с зарубежными ассоциациями. Первыми, кто начал выезжать со своей франшизой заграницу, стали компании «Экспедиция», «Инвитро», «33 пингвина». Недавно из Парижа приехал «Тонус-клуб», а в скором времени российская делегация отправится в Болонью.
Однако, несмотря на то, что российские франчайзоры начали наконец-то участвовать на выставках за рубежом, результатов от этих поездок пока нет. Это очевидно. Представьте, что вы никогда не участвовали в гонке «Формула-1» и вдруг решили переделать жигули и... естественно, не победили. Но вы хотя бы начали участвовать и теперь знаете, какие колёса ставить, каких тренеров приглашать. Самое главное — вы начали играть по правилам «Формулы-1». То же самое и во франчайзинге.
Сегодня мы ставим перед собой новые цели и вносим коррективы в основную Стратегию. Основная задача — выровнять рынок франчайзинга по показателям, сопоставимым с развивающимися странами — Бразилией, Аргентиной, Мексикой. Для этого на российском рынке должно быть открыто не 50 тысяч точек, работающих по франшизе, а 200 тысяч и, как минимум, 2,5 тысячи предложений и брендов. Если же сравнивать с рынком в США и Европе, эти показатели нужно умножать вдвое.
При этом некоторые отрасли вовсе не используют систему франчайзинга. Если за рубежом принято развивать бизнес по франшизе в таких отраслях, как b2b-услуги и ЖКХ, у нас практически отсутствуют подобные предложения. То же самое касается и рынка агентств недвижимости. Если прежде самыми известными франчайзинговыми брендами были «МИЭЛЬ» и «Бест Недвижимость», то сегодня активно начинают развивать свою франчайзинговую сеть «Century21» и «Этажи». При этом рынок огромен и может вместить в себя ещё нескольких крупных игроков.
Существует множество направлений, потенциально перспективных с точки зрения развития франчайзинга в России.
Например, всё большую популярность будут приобретать агрофраншизы. Есть и первый удачный пример: в Пермском крае уже работает 16 агрофраншиз и около 350 франчайзи. Агрофранчайзинг в этом плане даёт потенциальным франчайзи, владельцам фермерских хозяйств, простейшие технологии, знания и бренд, с помощью которых у фермеров появляется возможность получить доступ в торговые сети.
Кроме того, активно развиваться будут франшизы, связанные с автомобилями. Не трудно заметить, что сегодня практически все сервисы по вызову такси развиваются по франчайзингу. Рынок перевозок, аренды автомобилей и заправок только начинает появляться на карте франчайзинга в России, в то время как заграницей эта ниша уже давно освоена.
Таким образом, РАФ старается наладить работу по каждому направлению, по каждой отрасли: мы связываемся с профильными ассоциациями, ведём переговоры с каждой конкретной крупной компанией, уговаривая создавать свою франшизу. Особенно интересны в этом плане компании, которые уже имеют собственную филиальную сеть и могут быть хорошими операторами-франчайзорами.
Достичь поставленную задачу — довести число открытых по франшизе точек до 200 тысяч — вполне возможно.
Однако перед нами стоит и другая проблема — сформировать стабильный и растущий спрос на франшизы. В этом нам помогают как сами компании-франчайзоры, так и «доски объявлений», сайты-агрегаторы, такие как БИБОСС. Но этих усилий не достаточно.
Даже с учётом существования более 1500 франшиз и нескольких десятков онлайн-каталогов, сегодня миллионы людей, начинающих и действующих предпринимателей в регионах даже не задумываются о приобретении франшизы, им просто не приходит сама мысль об этом. Как дотянуться до этих предпринимателей? Вот основной вопрос, над которым мы работаем и активно ищем механизмы решения этой проблемы.
Одним из вариантов РАФ видит в создании рынка брокериджа франшиз, когда в каждом регионе будут работать 5-10 компаний, которые, как брокеры, будут «бегать» за предпринимателями, предлагать и продавать им франшизы, искать для них кредиты и подходящие помещения. Появление подобных розничных продавцов франшиз даст возможность переориентировать на покупку франшизы тех предпринимателей, чьи стартапы и предприятия сегодня дышат на ладан. Нужны люди, которые будут в индивидуальном порядке показывать и доказывать выгоды франчайзинга по сравнению с работой «в ноль», но самостоятельно.
В вопросе привлечения и продвижения франшиз в широкие массы РАФ сотрудничает и с такими интернет-гигантами, как Гугл и Яндекс. Например, с Гуглом мы договорились о том, что Россия станет четвёртым пилотным регионом, в котором сервисы Гугл будут использоваться для продвижения франшиз. В частности, это касается Гугл-карт. Например, при поиске пиццерии на карте в выдачу будут попадать не только близлежащие заведения, но и объявление о том, что вы можете открыть свою собственную пиццерию по франшизе.
С Яндексом РАФ также разработал уникальный проект, призванный облегчить жизнь большинству франчайзи непродовольственного ритейла. Как правило, франчайзи, работающие в сфере розничной торговли, по договору обязаны закупать товар коллекциями, однако распродать его полностью получается очень редко. В итоге остаётся порядка 30% товарных остатков. Что с ними делать? Если раньше франчайзи были вынуждены перепродавать остатки в стоки за треть цены, сейчас они могут выгружать товарные остатки на Яндекс-Маркет и распродавать его через эту платформу с наведением гео-таргетинга.
С помощью этого совместного с Яндексом проекта, который сейчас пока тестируется, РАФ планирует повысить рентабельность непродовольственного ритейла и, соответственно, повысить популярность франчайзинга в этой сфере.
Комментарии (0)