Из-за слабо продуманной внешнеэкономической политики страна теряет миллиарды долларов.
Система российских торговых представительств за рубежом будет реформирована, заявил замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Она, по его словам, «не соответствует реалиям мировой экономики». Ведомство намерено увеличить число торгпредств – прежде всего в новых «точках роста» глобального производства – и одновременно сократить присутствие в других регионах мира.
Что это даст? Или вопрос нужно ставить шире: какой должна быть государственная внешнеэкономическая политика?
Предназначение торгпредств в основном практическое: всячески содействовать росту экспорта. И помогать импорту тех товаров, которые не производятся у нас в стране или их целесообразнее закупать за рубежом.
В советский период работа торгпредств контролировалась соответствующими министерствами. В СССР это был Минвнешторг. А с 1957-го до 1988-го, с некоторыми перерывами, ещё и Государственный комитет по внешнеэкономическим связям (ГКЭС). Он был сориентирован на продвижение в зарубежье советских капиталовложений и высокотехнологичной продукции, прежде всего – военной.
Эти ведомства чётко регулировали и контролировали работу торговых представительств за рубежом. В общем, схема внешнеторговой деятельности была такова. Наши промышленные предприятия подавали заявки о возможностях экспорта продукции. Они увязывались в торгпредствах с конкретными потребностями той или иной страны. Затем соответствующие аналитические материалы направлялись профильным ведомствам СССР.
Другой вариант: заявки страны по импорту промышленных товаров или по требуемым капиталовложениям поступали в советское торгпредство. Там такие запросы тщательно анализировались. Потом представительство направляло свои предложения в Москву.
Для подобной работы устанавливался весьма жёсткий регламент, чтобы не упустить интересный заказ или проект, уложиться в сроки.
Что же касается реализации проектов-контрактов с участием СССР в какой-либо стране, нашему торгпредству фактически предписывалось руководить процессом. То есть возглавлять переговоры (зачастую – вместе с посольством), уточнять и согласовывать проектную или контрактную документацию, условия конкретной сделки по ценам, срокам, объёмам капиталовложений, взаиморасчётам и т. п.
Именно так – и потому весьма успешно – работают зарубежные торгпредства или профильные отделы посольств многих стран, даже малых – Сингапура, Люксембурга, Кувейта, Брунея, Бахрейна…
У нас же чехарда во внешнеэкономической политике началась ещё в конце 1980-х. ГКЭС упразднили, и хотя некоторые его структуры были переданы в министерство внешнеэкономических связей СССР, системная работа была пущена на самотёк. Предприятиям разрешили самостоятельно выходить на рынки других стран. Поэтому функции нового ведомства были ограниченными. В 1991-м оно «самоупразднилось».
Что у нас сегодня в этой сфере? Внешнеэкономическую политику, в том числе работу торгпредств, как отмечалось на недавних отраслевых конференциях в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ и других бизнес-форумах, системно не регулирует ни одно федеральное ведомство. Основные функции «разбросаны» между Минэкономразвития и Минпромторгом. Частично внешнеэкономическими проблемами занимаются Минфин, Евразийская экономическая комиссия, ТПП, Экспортное страховое агентство, Российский союз промышленников и предпринимателей. А у семи нянек, как известно…
В результате Россией порой закупается такое количество продовольствия, в том числе сельхозсырья, которое, можно сказать, добивает наших агропромышленников. Или приобретается оборудование не только сверхдорогое, но и не вполне пригодное в российских условиях.
Проблемы связаны и с кадровой «напряжёнкой» в торгпредствах. Главным образом, потому, что системное освоение основ внешнеэкономической работы, да и тщательное изучение тенденций развития конкретных отраслей в разных странах, ушли, что называется, на второй план. Куда популярнее и современнее экономическое знание, полученное по американским, западноевропейским шаблонам.
По перечисленным причинам Россия теряет, точнее упускает сотни миллионов долларов. И ведь уже который год!
В конце 2012-го тогдашний глава Минэкономразвития (МЭР) Андрей Белоусов обратил внимание на эти проблемы: «Нынешняя сеть торгпредств не полностью отвечает внешнеэкономическим интересам России, которые сейчас ориентированы в первую очередь на Юго-Восточную Азию». Спрос на изделия, инвестиции, технологии из нашей страны есть и в других «точках роста». Но, например, в Африке у нас лишь одно торгпредство. В Латинской Америке российский бизнес готов работать повсеместно, в различных отраслях, но на полноценную поддержку ресурсами государства может рассчитывать лишь в Никарагуа и Аргентине, где есть торгпредства.
Согласно концепции МЭР по реформированию системы торговых представительств, если они занимаются в стране пребывания исключительно аналитической работой, их функции вполне могут быть переданы посольствам. Другое дело – когда требуется поддержка конкретных российских проектов и соответственно постоянный профессиональный контакт с местными правительствами, компаниями, институтами содействия бизнесу.
Да, многие зарубежные торгпредства России, если не большинство, работают спустя рукава. А связано это, прежде всего, с тем, что отсутствует системный подход. Решения во внешнеэкономической политике фрагментарны, принимаются без тщательного анализа выгод или, наоборот, ущерба для российского бизнеса и государства.
По данным СВР и оценкам ряда бизнес-структур, торгпредства Китая и скандинавских стран в 2008–2012 годах, благодаря системной внешнеэкономической политике, непосредственно сопровождали до 90% всех торговых и инвестиционных контрактов своих национальных компаний в Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. А недостаточная «мобильность» России в этой сфере привела к тому, что в те же годы до 20 крупных сделок-контрактов с возможностью нашего участия перехватили конкуренты из КНР, Южной Кореи и Японии. Свыше трёх миллиардов долларов, которые могли достаться нам, ушли в чужие руки…
Китайские капиталовложения в Африке только за последние три года превысили сто миллиардов долларов. Свыше 80% контрактов, по имеющимся у нас данным, обеспечено активной работой торгпредств КНР. Эта деятельность направляется и регулируется китайским государством. На основе государственной стратегии эффективно продвигают за рубеж свои товары (и национальные интересы) Норвегия, Саудовская Аравия, Сингапур, Тайвань, Швейцария, Южная Корея, Япония.
Внешнеэкономическая политика, проводимая системно, включает не только административно-организационные, но и денежные, имущественные, информационные, правовые ресурсы. Формы государственной поддержки активно обсуждаются в отечественном деловом сообществе. Бизнес обращает внимание на опыт Бразилии, Индии, Мексики – стран, которые успешно экспортируют не только свои товары, но и услуги.
«Речь идёт о вполне конкретных решениях органов исполнительной власти, действиях ведомственных институтов: возмещении из федерального бюджета затрат на участие в международных выставках и регистрацию за рубежом объектов интеллектуальной собственности, софинансировании расходов по адаптации наших концепций к условиям иностранных рынков, использовании возможностей государственных медиа для повышения имиджа отечественных компаний, – отмечает президент Российской ассоциации франчайзинга Мераб Елашвили. – Государство – всегда один из бенефициаров экспорта. Ведь в общественном сознании успех иностранного бренда – заслуга, прежде всего, страны правообладателя. Поэтому государство кровно заинтересовано в поддержке и продвижении за рубеж своих компаний. Формы могут быть разные. Важна гарантированность и системность такой поддержки».
Поощряемая государством экспансия российских компаний и торговых марок даст ещё один важный результат: перенаправит национальные капиталы из офшоров на международные рынки, в новые «точки роста». Об этом говорят многие эксперты.
«Если государственная политика во внешней торговле нацелена на развитие самодостаточной и одновременно конкурентоспособной экономики, удастся избежать и бегства капиталов, и чрезмерной зависимости от мировой конъюнктуры», – подчёркивает, в частности, Вильям Эндахл, профессор Международного института гуманитарных проблем им. Шиллера.
Пора бы, наконец, воспользоваться этими полезными советами и бесценным опытом.
Алексей Чичкин
кандидат экономических наук
Комментарии (0)