Рост развития франчайзинговых проектов на 25–30% в России отмечается в течение последних трех лет и эта тенденция будет сохраняться, уверен исполнительный директор Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. Об этом он заявил сегодня в рамках доклада на III Всероссийском франчайзинг-форуме в Тюмени. Причем регионы станут локомотивом, который позволит поддержать рост франчайзинга.
«По экспертным оценкам, реальных франчайзинговых компаний, то есть тех, которые действительно продают свои франшизы в России, около 400. Остальные во франчайзинг играются. Основных игроков 200–250, – озвучил статистику Михайличенко. – В Китае около 2,5 тыс. франшиз, и они развиваются такими же темпами как и мы. Россия находится в разгоняющемся состоянии, появляются новые бренды. Многие бренды формируются в Тюмени. Такие фирмы, как «Этажи», уже вышли на российский рынок и успешно развиваются в других регионах, подумывают о выходе в другие страны».
По словам Михайличенко, развитию франчайзинга в России сейчас способствуют конкуренция и сложные условия по аренде и кредитам. «Малые предприниматели переходят в сетевые структуры, чтобы получить некие конкурентные преимущества, связанные, в том числе, с поставкой товара и отсрочкой платежей, рекламными компаниями. Согласитесь, сложно противостоять «Ашану» или «Метро», которые открылись в нескольких кварталах от вас, если вы маленький продуктовый магазинчик», – пояснил он.
Франчайзинг в мире и у нас
Европейский франчайзинг сейчас находятся в состоянии стагнации, считает Михайличенко. Если раньше страны с насыщенным рынком франчайзинга показывали динамику роста около 1%, то сейчас эта динамика стала отрицательной, примерно -0,3%, и она усиливается. «Какое-то время они еще просуществуют на «подкожном жире», – прогнозирует без особого оптимизма исполнительный директор РАФ.
В то же время в Китае и России рост франчайзинга составляет около 25%. «Китай постепенно начнет создавать новые бренды, которые не будут выглядеть как китайские, в плохом смысле, – считает Михайличенко. – У России такая же динамика, мы находимся в тренде, изобретаем новые продукты. Наш рынок еще не наполнен. Только по общественному питанию наполненность составляет 30%. Даже нашим национальным брендам есть куда развиваться».
Тюмень постепенно становится центром развития регионального франчайзинга в России, заметил исполнительный директор РАФ. «То зерно, которое здесь посадила администрация Тюмени, дало плоды. Здесь создана площадка для развития регионального франчайзинга. Появилась мощная среда, которая позволяет компаниям продвигаться. С практической точки зрения, это шикарная площадка для использования внутренних возможностей региона», – заметил Юрий Михайличенко.
В перспективе франчайзинг будет постоянно расти, уверен он, так как это один из универсальных инструментов, который позволяет выстоять в условиях кризисных явлений. «Это такая квазикооперация под шапкой известного бренда, – подметил Михайличенко. – Это достаточно эффективный бизнес. Вы не теряете свою независимость, вы приобретаете опыт и знания, учитесь работать по международным стандартам и, в то же время, повышаете свою конкурентоспособность. Когда наступит время, это позволит вам нарисовать свой бренд и начать его развивать».
«Молотки» и «Этажи»
О тюменском франчайзинге рассказал начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев. Он отметил, что данный бизнес-механизм даже более выгоден, чем появление филиалов сетей в регионе.
«Когда какая-либо московская компания открывает у нас филиал, мы понимаем: у нас появились новые рабочие места, дополнительные налоги, но центр прибыли остается в Москве, – разъяснил Пантелеев. – Когда мы говорим про франчайзинг, наш предприниматель покупает франшизу и сохраняется на рынке. Он не выпадает из обоймы, поднимает свой уровень. При этом также появляются новые рабочие места, а прибыль остается в регионе. Наш предприниматель не попадает в рабство, он становится частью кооперации».
Всего за несколько лет проведения форума 12 тюменских предприятий уже написали свои франшизные концепции, которые успешно продвигаются, сообщил начальник управления. В прошлом году компания «Молоток» продала сразу четыре франшизы после того, как ее представила. Компания «Этажи» за полтора-два года стала крупнейшей федеральной сетью агентств недвижимости в стране.
«Какие проблемы существуют при продвижении франшиз в муниципалитеты: невысокая численность жителей, недостаточная активность предпринимателей, отсутствие подходящих коммерческих площадей и логистика, – обрисовал ситуацию Андрей Пантелеев. – Проблемы мешают федеральным брендам и концепциям продвигаться в муниципалитет, но открывают перспективы для регионального франчайзинга. Зачастую, взяв региональную франшизу, вы можете быстро адаптировать ее и извлечь массу плюсов, поскольку она изначально разработана из расчета небольшого количества населения».
Почему напольная плитка должна быть 12 мм, а не 7
Довольно интересную схему франчайзинга представила торговая сеть «Пятерочка» (X5 RetailGroup). Франчайзи предлагается открыть магазин под фирменной вывеской и забыть о закупке товара. Его предоставляет на реализацию франчайзер. К нему, в результате, и уйдет вся выручка магазина, вернутся, в случае Тюмени, 16% от общего объема продаж с учетом НДС.
О том, зачем нужен такой бизнес, рассказал участникам форума начальник управления франчайзинга торговой сети «Пятерочка» (X5 RetailGroup) Андрей Кондратюкин. «На сегодняшний день сеть насчитывает около 4 тыс. магазинов. Мы открываем магазины каждый день и представлены на всей европейской территории России. Сейчас мы активно стремимся за Урал, в частности в Тюменскую область, – сообщил Кондратюкин. – В Тюмени у нас открыто 12 магазинов, еще 7 – в Тобольске. Надеюсь, что ближайший франчайзинговый магазин откроется здесь к лету, все идет к этому».
По словам начальника управления компании, франшиза «Пятерочки» уникальна. «Весь товар предоставляется на реализацию франчайзи. В него абсолютно не надо вкладываться. Все, за что отвечает франчайзи, – это найти магазин, набрать персонал, отремонтировать его и наладить торговлю. Все остальное – обучение персонала, IT-система, доставка товара, сам товар – предоставляет наша компания. Это максимальный уровень поддержки», – подчеркнул он.
Однако валяться на пляже, получая деньги с работающего как часы бизнеса, у франчайзи не получится. С такими бизнесменами, не заинтересованными в развитии своих магазинов, фирма работать не будет.
«Франчайзинг это, в первую очередь, свой собственный бизнес. Этим нужно жить, заниматься каждый день. Да, у вас меньше хлопот, но это ваш бизнес. Если вы не наладите в собственном магазине торговлю так, как вы хотите, никто за вас этого не сделает, – уверяет Кондратюкин. – Мы уже дошли до того, что супервайзеры, обслуживающие наши собственные магазины, точно так же заезжают к франчайзи. Но этого недостаточно. Человек должен хотеть заниматься бизнесом».
Интересную деталь пояснил слушателям докладчик. Оказывается, требование к толстой плитке, прописанное в франшизе, вовсе не является какой-то причудой дизайнеров фирмы. Все дело в особенностях доставки.
«У нас плитка должна быть толщиной 12 мм и размером 20 на 20 см. Почему? Все очень просто: когда осуществляется доставка, товар весом в тонну выкатывают в зал. Если плитка 7 мм положена не идеально, паллет разбивает всю плитку на своем пути. Ее нужно перекладывать заново. Может быть, если у вас идеально ровная стяжка пола, идеально ровная плитка 7 мм, ничего и не случится. Но наши стандарты выработаны ценой проб и ошибок. Таких вопросов, поверьте, миллион».
ПАВЕЛ ЗАХАРОВ
ВСЛУХ.RU
Комментарии (0)