Агнесса Осипова: Франчайзеры идут в регионы

Агнесса Осипова: Франчайзеры идут в регионы

Каково состояние российского рынка франчайзинга? Каковы его главные тенденции сегодня? И что мешает развитию? Обо всем этом «Инвест-Форсайт» беседует с президентом Российской ассоциации франчайзинга Агнессой Осиповой.

— Как можно охарактеризовать состояние российского рынка франшизы сегодня?

— Согласно консолидированным данным аналитиков Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), востребованность готового бизнеса по франшизе у потенциальных и действующих российских предпринимателей стабильно растет, благодаря этому рынок франчайзинга в России демонстрирует устойчиво положительную динамику с ежегодным приростом на 10-15%. За последние 10 лет рынок российского франчайзинга вырос почти в 5 раз. Сегодня в нашей стране успешно работают свыше 60 000 франчайзинговых объектов и более 1 500 концепций, 67% которых — отечественные.

В 15 городах-миллионниках и 170 городах с населением, превышающим 100 000 человек, благодаря франчайзингу было создано более 550 000 дополнительных рабочих мест. Темпы развития франчайзинга ставят Россию в первую десятку мировых лидеров.

— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы, с которыми сталкиваются франчайзеры в России?

— Прежде всего — низкая информированность. Начинающие предприниматели мало знакомы с франчайзингом в целом и возможностями конкретных франчайзеров, предлагающих готовый успешный бизнес на территории их региона. РАФ активно занимается популяризаций франчайзинга как оптимального инструмента для создания и развития частного предпринимательства. Регулярно проводит конференции и выставки, где потенциальные предприниматели могут напрямую пообщаться с ведущими франчайзерами, издает справочные издания с каталогом франшиз. Наше мнение заключается в том, что необходимо формировать единую информационную среду на федеральном уровне. Начать следует с создания интернет-площадки, содержащей полную информацию о франчайзинге: историю развития, последние достижения, статистику по отраслям. Также проблемным аспектом является отсутствие системы льготного кредитования франчайзинга. Этот вопрос обсуждается финансовыми институтами уже несколько лет, но, к сожалению, пока безрезультатно. В то время как единый банковский инструмент льготного кредитования франчайзинга мог бы способствовать открытию новых российских франшиз и масштабированию уже существующих бизнесов.

— Насколько это направление бизнеса помогает развитию региональной экономики? Есть удачные примеры роста франчайзинговой сети не из столицы?

— Экономическая целесообразность франчайзинга для регионов заключается в создании большого количества рабочих мест, активного вовлечения потенциала местного населения в экономические процессы и развитие различных областей несырьевой экономики в своем территориальном секторе. Высокие внутренние стандарты франчайзинговых предприятий стимулируют конкуренцию среди действующих региональных предпринимателей, что позитивно сказывается на уровне сервиса и улучшает инфраструктуру регионов.

В целом по стране повышается доступность качественных товаров и услуг для всех жителей независимо от территории проживания, тем самым выравнивается региональных дисбаланс.

 

Мировая практика франчайзинга показывает: на первых этапах развитие франчайзинга идет от центра к регионам, со временем активизируются региональные франчайзеры, вектор развития меняется — регионы становятся движущей силой рынка франчайзинга и начинают диктовать свои правила столичным игрокам. Россия не исключение. Да, согласно рейтингу РБК по итогам 2018 года, Москва традиционно лидирует по числу самых востребованных бизнес-концепций России, но и региональные франшизы демонстрируют значительный успех. Так, наряду с московскими франшизами (1С, «Инвитро», «Гемотест», «Фасоль», «Первый Бит») в первую десятку рейтинга вошли компании из Санкт-Петербурга («220 вольт», Nokian Tyres), Уральского региона («Чебаркульская птица», «Галамарт») и Сибири (FIT SERVICE). Помимо этого, существует ряд региональных франшиз, успешно масштабировавших свои сети на федеральном уровне — «Додо Пицца», «Прядки в порядке», «Тонус-клуб», Topgun, «Бэби-клуб» и многие другие.

 

— В чем, на ваш взгляд, отличие российского рынка франчайзинга от европейского, американского или азиатского?

— В целом можно отметить, что рынок франчайзинга в России достаточно зрелый, несмотря на относительно молодую, чуть более чем 20-летнюю, историю своего существования, он обладает значительным потенциалом роста. Российский франчайзинг имеет хорошую законодательную базу, высокий уровень экспертов, представлен значительным числом российских и зарубежных франшизных концепций. На российском рынке франшиз отмечается устойчивое развитие, большое многообразие сегментов, широкое распространение, как в столице, так и в регионах, что в совокупности свидетельствует о создании благоприятной среды для развития франчайзинга в нашей стране.

Во многих странах, характеризующихся высоким уровнем развития франчайзинговой модели, имеются программы поддержки франчайзинга. В большинстве стран мира разработаны и успешно применяются специальные банковские программы, которые тесно связанны с мерами государственной поддержки, действуют налоговые льготы и преференции.

— Какие необычные франшизы появились в последнее время?

— По сути, любой успешный бизнес, имеющий потенциал сетевого роста, можно упаковать во франшизу и активно масштабировать. Разработаны и применяются даже такие неожиданные концепты, как прокат самокатов или пансионы для домашних животных и многие другие. Всё чаще бизнес выстраивается вокруг новых технологий, особенно развлекательных. Парки виртуальной реальности — пример такой технологии, которая, будучи упакована во франшизу, легко находит своё место в торговых и развлекательных центрах.

— Могли бы назвать тренды, ставшие заметными на франчайзинговом рынке в 2019 году?

— Повышенный запрос на разработку и приобретение франшизы сам по себе стал трендом этого года. Рынок франчайзинга активно развивается, в связи с этим в последнее время особенно заметен рост количества недорогих франшиз. Крупные франчайзеры создают гибкие мини-форматы для выхода за пределы городов-миллионников, которые требуют невысоких инвестиций и могут легко подстроиться под нужный рынок. Всё больше растёт популярность франшиз с социальной направленностью — дошкольное образование, медицинские услуги, а также уход и досуг для людей пожилого возраста. Стало больше появляться качественных российских концепций в сфере непродуктового ритейла. Продолжается тренд на развитие франшиз в сфере спорта, семейного досуга. Приобретают большую востребованность франшизы, активно используются современные цифровые технологии.

Беседовали Анна Орешкина, Константин Фрумкин

 

 

Агнесса Осипова — амбассадор предпринимательской премии правительства Москвы «Прорыв года», первой премии для предпринимателей, которая проводится Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы в целях поддержки малого и среднего бизнеса столицы.

 

 

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт