Чем выгодна франшиза

В кризис компании перестали открывать собственные точки, но стали продавать франшизы по более доступным ценам: со скидками и акциями. Поэтому количество франшиз в России за последний год увеличилось на треть, хотя до этого ежегодный прирост составлял 10-15 процентов.
 
«Мой район» выяснил, как можно открыть франшизу известного фаст-фуд бренда.
 
50%
Столько точек общепита в России - франшизы. Все точки Subway, например, - франшиза. А «Макдоналдс» сам открывает кафе в России.
 
100 000 рублей в месяц
Столько прибыли приносит точка общепита у метро в спальном районе Москвы.
 
3000 долларов
Столько составляет примерный размер инвестиций в открытие точки фаст-фуда. Цена зависит от бренда, от вида торговой точки (киоск или кафе в помещении) и так далее. 
 
5–10% франшиз
закрываются в течение двух-трех лет.
СТОИМОСТЬ. Сама франшиза (то есть право на открытие точки от имени головного бренда) в фаст-фуде стоит обычно от 100 до 500 тысяч рублей за торговую точку. Это так называемый паушальный взнос - фиксированная сумма, которую нужно платить один раз. Бывают более дешевые предложения. Например, франшиза от «Стардог!s» сейчас стоит 30 тысяч рублей.
 
Плюс к этому франчайзи (тот, кто покупает франшизу) ежемесячно платит франчайзеру (компании, которая ее продает) процент от прибыли - роялти. Как правило, оно составляет три-десять процентов.
 
В большинстве случаев франчайзи также должен покупать продукцию у самого франчайзера или у согласованного списка поставщиков. В этом заключается основная материальная выгода для франчайзера. Иногда бывают такие условия покупки, при которых одноразовый паушальный платеж платить не надо, но зато франчайзи обязуется закупать у компании продукции на определенную сумму каждый месяц.
 
УСЛОВИЯ. Человек, открывающий фаст-фуд кафе по франшизе, обязан соблюдать условия компании-бренда. Вывеска кафе, внутреннее и внешнее оформление, костюмы персонала и так далее должны быть оформлены в фирменном стиле, вплоть до реплик, которые должен произносить персонал («судари» и «сударыни» в «Теремке» или приветствия по-итальянски в «Иль Патио»). Еда должна готовиться по оговоренным рецептам, продукты - храниться по технологическому регламенту и так далее.
 
И, как правило, как было сказано выше, продукты закупаются у франчайзера или у отдельных поставщиков. Например, франчайзи хотдогов «Стардог!s» должны все компоненты горячих блюд покупать у компании-производителя «Маркон». Чаще всего это выгодно и самому франчайзи, так как цены у этих поставщиков для него ниже, чем для кафе-нефраншизы.
 
Соблюдение условий контролируется: проводятся плановые проверки, засылаются тайные покупатели. За несоответствие требований налагаются штрафы, а со злостными нарушителями контракт разрывают. Компаниям важно, чтобы с их имиджем было все в порядке, и паршивую овцу держать под своим брендом невыгодно.
 
ПЛЮСЫ. Покупку франшизы можно сравнить с покупкой телевизора, говорит Аносов: его покупают, читают руководство по эксплуатации и используют. Все просто. Так же и с франшизой. Тому, кто покупает франшизу, не нужно задумываться о том, как выстроить работу, у кого закупать продукты, - все уже придумано, опробовано и признано успешным. Покупатель франшизы проходит бесплатное обучение в компании, где ему растолковывают все детали процесса (какие документы нужно брать у поставщиков, как правильно хранить продукты и т.п.), персонал тоже обычно проходит обучение. Компания-франчайзер составляет бизнес-план, дает рекомендации по реализации проекта, говорит Андрей Занин из «Маркона».
 
Предпринимателю не нужно тратиться на рекламу и маркетинг - у этого бренда уже есть свои поклонники.
Также во франшизе практически невозможно открыть потенциально убыточную точку. Место открытия согласуется еще на предварительном этапе, и если там мало народа, то компания франшизу не откроет, а посоветует предпринимателю найти другое место.

Юридические тонкости

В России продажа франшизы оформляется по договору коммерческой концессии. В нем обговариваются все условия, сроки, ответственность сторон и т.п. Но часто используется другая схема: заключается обычный договор поставки, а условия оговариваются устно. Минус в том, что потом может оказаться, что напротив точки франшизы компания откроет свое собственное кафе и уведет клиентов. А по договору концессии такого быть не может.
 
 Источники:  Максим Аносов, руководитель бизнес-сообщества при Российской ассоциации франчайзинга, директор ООО «Академия франчайзинга»; Андрей Занин, директор по продажам и развитию ООО «Маркон» (бренд «Стардог!s»)

Мой район, 26.11.15.

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт