Компания «Российские железные дороги» планирует запустить по всей России собственную розничную сеть небольших магазинов. Они откроются на вокзалах или около них и будут рассчитаны на покупки «на бегу». Как сообщили «Известиям» источники, близкие к проекту, авторов этой инициативы вдохновил успешный опыт известной во всем мире сети 7 Eleven. Новый проект РЖД будет работать в том же формате – относительно ограниченный ассортимент и быстрое обслуживание.
Сообщается, что первый этап реализации проекта предусматривает открытие 30 магазинов на железнодорожных станциях. Объем инвестиций в открытие этих торговых точек составит около 140 миллионов рублей. Запуском торговой сети будет заниматься «Железнодорожная торговая компания» – «дочка» РЖД, основными видами деятельности которой являются организация общественного питания в поездах и на вокзалах, а также розничная торговля продовольственными и другими товарами.
Информацию о том, что ЖТК запускает собственную сеть для быстрых покупок, «Известиям» подтвердил источник в РЖД. Он также добавил, что название магазинов будет выбрано в ближайшие дни.
Первые три магазина планируется открыть в самое ближайшее время в Москве, Раменском и Орле, площадь каждого из них будет составлять около 300 метров, затем точки будут открыты и в других крупных городах. В ассортимент магазинов включат около двух тысяч наименований, при этом в зависимости от площади зала соотношение продуктов и непродуктовых товаров будет варьироваться.
На продукты будет приходиться до 200 позиций, ориентированных на покупки «на бегу». То есть потребителям будут предлагать товары из привычных категорий, но в рамках одной категории большого выбора не будет. Не найдется в этих магазинах и товаров, покупка которых отнимает у покупателя время, в частности, продуктов на развес.
Также известно, что на территории магазина будет работать мини-кафе, где посетители смогут поесть. В меню предусмотрены первые и вторые блюда, алкоголь и безалкогольные напитки. Площадь кафе будет занимать пятую часть всего магазина.
Что касается поставщиков, то новая сеть будет сотрудничать как с отечественными, так и с зарубежными компаниями. Поставки будут осуществляться по правилам госзакупок, то есть партнерам придется участвовать в тендерах. В планы ЖТК входит развитие своей системы распределительных центров, однако на сегодняшний день новой сети не нужны обширные складские мощности.
Развивать собственную розницу компания решила во многом из-за того, что она располагает большим пулом собственных торговых помещений по всей России. Сейчас эти площади сдаются в аренду, однако руководство считает такое использование недостаточно эффективным.
Напомним, в сентябре прошлого года «Железнодорожная торговая компания» уже объявляла о создании масштабного проекта розничной привокзальной сети. Тогда «дочка» РЖД подписала меморандум о сотрудничестве с холдингом X5 Retail Group. Соглашение предусматривало реализацию совместного проекта по созданию сети из 300 универсамов «ЖТК-Пятерочка» по всей России до 2019 года. Основой проекта должна была стать созданная X5 модель обратного франчайзинга.
«Такой подход к организации бизнеса предусматривает участие "Пятерочки" в этапах запуска, открытия и эксплуатации магазинов по всем направлениям: ремонт, оборудование, IT-сопровождение, обучение персонала, логистика, рекламная поддержка и прочее, – сообщали в пресс-службе X5 Retail Group. – Операционное управление сетью магазинов "ЖТК-Пятерочка" будет осуществлять ОАО "ЖТК"».
При этом стороны обещали открыть первые пять магазинов до конца 2015 года. Однако пока проект не реализован, и неизвестно, не отказалась ли от них железнодорожная компания в связи с намерением самостоятельно развивать сеть. Ни в X5, ни в РЖД перспективы проекта «ЖТК-Пятерочка» не комментируют.
Впрочем, вполне возможно, что ЖТК не отказалась окончательно от идеи развития проекта в партнерстве с какой-либо компанией. «Пока мы не можем сообщить каких-либо подробностей, отметим лишь, что по этому вопросу ведутся переговоры с инвесторами», – сообщила Chel.ru главный специалист службы по взаимодействию со СМИ ЮУЖД Екатерина Толубова.
Эксперты отмечают, что в нынешней экономической ситуации решение РЖД развивать собственный проект на своих торговых площадях вполне логично. «Многие площади, которые предназначались для сдачи в аренду, сейчас пустуют, найти для них арендаторов довольно трудно, – говорит директор компании «IBC Недвижимость» Станислав Ахмедзянов. – Между тем у РЖД довольно большие ресурсы, которые вполне могут позволить успешно реализовать проект, зарабатывая не только на аренде, но и на продажах товаров. FMCG (товары повседневного спроса. – Прим. авт.) – достаточно перспективное направление, и результаты могут быть хорошими, если только этому не будет мешать свойственный РЖД бюрократизм».
Напомним, как писал Chel.ru в октябре прошлого года, челябинский вокзал покинул крупный арендатор – компания «Уральские пельмени», оказывавшая на вокзале услуги общественного питания (ресторан, суши-бар, кафе и фаст-фуды) с 2010 года и занимавшая более тысячи квадратных метров. По словам экс-гендиректора холдинга Виталия Воробьева, проект «был тяжелым изначально», поскольку количество людей, находящихся на вокзале, не идет ни в какое сравнение с тем, что было лет 10–15 назад. «С каждым годом работать там сложнее, – рассказал тогда он. – Тем более, что на железнодорожном вокзале явно прослеживается сезонность спроса – летом он не менее чем в два раза выше. То есть зимой приходилось либо штат сокращать в два раза, либо на время перераспределять сотрудников для работы на других площадках».
Другие арендаторы также отмечают, что работать на площадях вокзала в кризис очень сложно: один из предпринимателей, пожелавший остаться неназванным, отметил, что арендные ставки здесь очень высокие, каждый год они индексируются, а выручка из-за уменьшения пассажиропотока только падает.
chel.ru, 03.02.16.
Комментарии (0)