Более 100 новых франшиз появляется в России каждый год. Большинство из них – предложения рестораторов, стремящихся удивить россиян нестандартными концепциями, творческой подачей и разнообразным меню. Не столь интенсивно развивается сфера услуг, где заинтересовать потребителя становится всё сложнее. Тем не менее именно в этом сегменте франчайзеры находят пока ещё свободные ниши и своих лояльных клиентов. Концептуально новые для российского рынка бизнес-идеи представляем в специальном обзоре франшиз от Buybrand.ru.
Хобби, ставшее бизнесом, – так говорят многие предприниматели, открывшие свое дело. Зачастую всё начинается с увлечения и минимальных вложений, а через какое-то время бизнесмен понимает, что готов делиться опытом и занимать ниши на новых рынках. Так могли бы сказать о себе и основатели гончарной школы «Колокол», которые начали бизнес буквально на кухне своей квартиры, потратив на старте 90 тысяч рублей. Со временем число клиентов выросло и создатели «Колокола» решили, что пришло время расширяться. Конкурировать с производителями керамики они не могли, поэтому сделали ставку на процесс обучения – эмоции. Так и появилась франшиза «Колокола», по которой уже работают школы в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и еще нескольких крупных городах.
На российском рынке представлена еще одна похожая франшиза – «Гончарная студия №1». Ее создатели даже готовы перешагнуть границу и открыть студии в Европе. Так или иначе, ремесленные школы – хорошая альтернатива многочисленным паркам развлечений, которая к тому же не ограничена детской аудиторией и форматом досуга. Франшизы в этом направлении вполне доступны начинающим бизнесменам: объем инвестиций в открытие находится в диапазоне от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей.
Родина этого явления – Великобритания. Гламурный кемпинг, или сокращенно глэмпинг (glamping), призван избавить любителей дикой природы от комаров и холодных ночевок. Фактически это кемпинг, только со всеми удобствами: турист может разместиться в домике или палатке с отоплением, электрическим освещением, душем и туалетом, а также минимально необходимым сервисом.
Такой вид туризма, например, развивает по франшизе британская Wigwam Holidays: у нее десятки точек в Англии, Шотландии и Уэльсе, две в Северной Ирландии. В России с ее обширными территориями и красотами дикой природы у глэмпинга есть пространство для развития. Правда, в классическом виде таких франшиз в нашей стране нет.
Как показал опыт дальневосточного предпринимателя Виталия Язвенко, сложнее всего в России договориться с чиновниками и добиться у них необходимых разрешений. По этой причине старт его проекта на родине откладывается: бизнесмен рассматривает возможности за границей.
Популярную во многих странах мира модель шеринга уже оценили десятки тысяч россиян. Наиболее распространены варианты проката автомобилей, велосипедов и самокатов – такой вид бизнеса довольно успешно тиражируют по франшизе «Росавтопрокат», Lucky Bike, Samocat Sharing и другие. Пока не столь распространен прокат зарядных устройств («Бери заряд»), а вот прокат детских колясок – и вовсе новое явление.
Эту услугу запустила компания «Рушеринг». Первые прогулочные коляски, рассчитанные на перемещения в парковых зонах, стали сдавать в аренду в столичном «Коломенском». В ближайшее время прокат детских колясок может появиться и в Сочи.
Если франшизами зоомагазинов россиян уже не удивишь, то франшизы зоосервисов как отдельное направление в нашей стране пока только начинают появляться. В основном речь идет о салонах груминга – «барбершопах» для домашних питомцев, где собак и кошек моют, стригут, расчесывают, обрезают им когти, чистят уши. В западных странах, где сервисы для домашних животных более развиты, уже начинают экспериментировать с форматами. Так, например, в крупнейших городах Австралии по франшизе Blue Wheelers работают «мобильные грумеры». Идея максимально проста – доставка услуги на дом. Преимущество в том, что к клиенту не просто приезжает грумер с ножницами и шампунем. Он привозит «салон на колесах» – небольшой фургончик с оборудованием, так что владельцу собаки или кошки не нужно заботиться об уборке помещения.
Магазины без кассиров уже давно стали одним из символов «ретейла будущего», в котором все будут стремиться максимально автоматизировать процессы. А как насчет…ресторана без официантов? Это удобно для клиента: не нужно ждать, когда мечущийся между столиками сотрудник заведения наконец выслушает вас. Это удобно и для владельца заведения: можно сэкономить на фонде оплаты труда, обходясь минимумом персонала.
Примерно по такой модели работают венгерские диджитал-рестораны KAJAHU. Пока их всего два, и оба в Будапеште, однако многие туристы, посещавшие этот город, уже ознакомились с необычной концепцией. Посетители KAJAHU имеют возможность заказать блюдо с помощью интерактивной панели, вмонтированной в стол. Авторы идеи полагают, что модель freemium – когда сервис бесплатный, а дополнительные услуги за деньги – позволит генерировать основной поток выручки не столько от заказов еды, сколько за счет рекламы и кросс-продаж.
Предполагается, что в ближайшие годы KAJAHU будет открываться по франшизе в Польше, Австрии, Чехии и Словакии, а в перспективе трех лет с помощью мастер-франшизы выйдет в Россию, Германию, Францию и Италию. Конечно, не все посетители довольны качеством еды, поэтому KAJAHU еще придется потрудиться, чтобы привлечь не только любопытных, но и постоянных клиентов. Однако сама модель диджитал-ресторана вполне может быть реализована на другой платформе и под другим брендом, а ее франшиза способна привлечь покупателей понятным механизмом сокращения издержек, характерных для ресторанного бизнеса.
Главное преимущество автоматизации – упрощение производственного процесса – оценили и в России. Так, использование доильных аппаратов позволило калужскому фермеру Александру Саяпину увеличить поголовье с 12 коров на старте до тысячи коров сейчас. Благодаря современным технологиям он имеет возможность управлять столь крупным хозяйством силами 15 человек, хотя 25 лет назад для этого понадобились бы 250 сотрудников. Современные доильные аппараты полностью освободили людей от участия в процессе дойки скота: они сами распознают коров по датчикам, приманивают сеном и собирают молоко.
У Саяпина отлаженное молочное производство, и он не собирается останавливаться на достигнутом. Он планирует делиться опытом и продавать франшизу роботизированных ферм, обещая поделиться с франчайзи секретами, инструкциями и ноу-хау при условии неразглашения.
Современные технологии позволяют создавать роботов, способных работать не только на фермах, но и в заведениях общественного питания. Например, это может быть роботизированная рука-манипулятор, обычно выполняющая функции бариста, – такие уже используются в нескольких японских, корейских и американских ресторанах. Функционал роботов-бариста не ограничен опцией «подай-принеси»: самые продвинутые умеют измельчать кофейные зерна, взбивать молочную пену и т.д.
Роботы-бариста не только берут на себя рутинную, повторяющуюся работу. Они способны работать без участия человека, как вендинговые аппараты. Такие роботизированные кафе предприимчивые бизнесмены готовы тиражировать по франшизе. Например, подобным образом собирается поступить украинец Александр Федец – известный в своей стране ресторанный франчайзер. О планах продавать франшизу робокофейных точек заявили и создатели Monty. У них уже есть точка в одном из московских торговых центров.
Фулфилмент – это фактически услуга сопровождения бизнеса с момента оформления заказа покупателем до его получения. Несмотря на то что на российском рынке фулфилмента несколько десятков игроков, а сама услуга пользуется спросом в b2b-сегменте, в русском языке до сих пор нет соответствующего термина.
Фулфилмент-центры помогают интернет-магазинам с хранением, распределением и упаковкой заказов, а также взаимодействуют со службами доставки. Недавно франшиза появилась и в этой сфере – ее запустила компания Tempoline. Франчайзер рассчитывает работать как с собственниками интернет-магазинов, так и с владельцами собственного производства при наличии склада.
Во многих странах мира давно сформировался тренд на осознанное потребление. Его задает молодежь, считающая возможным отказаться от излишеств, – например, одеваться в секонд-хендах, покупать «некондиционные» товары, которые супермаркет может выбросить на помойку, реже обновлять косметику, а также в целом приобретать ровно то, что нужно, и только в необходимых количествах. Новое поколение не стесняется обмениваться б/у вещами или же просто отдавать их даром.
Такой подход нашел своих последователей и в России. Как оказалось, в нашей стране на этом даже можно построить бизнес. Так поступили основатели проекта «Свалка»: однажды при переезде они задумались, куда девать оказавшиеся ненужными вещи и предметы, и создали сервис для тех, кто тоже хотел бы избавиться от лишнего. Сотрудники «Свалки» приезжают к клиенту, который отдает им ненужную одежду, мебель, технику, посуду и даже книги. Все эти вещи «Свалка» перепродает через розничную сеть. Купить их могут и секонд-хенды.
Проект «Свалка» существует уже несколько лет, недавно он открылся в Израиле. Концепция reuse (повторное использование) близка не только поколению Z, но и некоторым миллениалам, и пенсионерам, говорят представители «Свалки». Свой необычный бизнес они распространяют по франшизе, которую называют «броншизой» (англ. сокр. от bro – брат): смысл в том, что партнерами становятся не обычные перекупщики, а настоящие единомышленники, понимающие суть осознанного потребления и заинтересованные в сохранении ресурсов нашей планеты.
Комментарии (0)