Эпидемиологическая обстановка в России сказалась на состоянии бизнеса во многих секторах. В основном пострадали ретейлеры, рестораторы и предприниматели, работающие в сфере услуг. Buybrand.ru выяснил, кто и почему больше всего ощутил последствия распространения коронавируса и как франчайзеры поддерживают в этой ситуации своих франчайзи.
Есть или не есть
Рестораторы, пожалуй, первыми попали под влияние COVID-19. Многие сообщили об увеличении спроса на доставку. В частности, это коснулось сетей, специализирующихся на фастфуде, пицце и суши. О растущем количестве заказов отчитались и сервисы доставки еды, такие как Delivery Club и Яндекс.Еда. Их услугами стали пользоваться даже те заведения, для которых ранее доставка была нетрадиционным способом обслуживать клиентов. Например, сети кафе и киосков с мороженым.
ТЕМ ВРЕМНЕМ: В США такие крупные сети фастфуд-ресторанов и кофеен как KFC, McDonald’s и Starbucks, полностью переводят свои корпоративные заведения на работу исключительно на доставку, закрывая залы и сохраняя возможность дистанционного заказа и самовывоза. То же было порекомендовано сделать франчайзи. На этом фоне McDonald’s рассматривает возможность договориться о перенесении сроков выплаты арендодателям, а также повременить с получением роялти от американских франчайзи. Мера рассчитана на сохранение ликвидности франчайзинговых предприятий.
Сеть McDonald’s в России будет работать в штатном режиме. В компании рассказали, что всё ещё оценивают эффект от сложившейся ситуации, но пока не видят роста в сегменте доставки. «Рестораны продолжат работать по всей России. Мы заинтересованы в поддержке населения, поэтому мы берем на себя обязательство сдерживать рост цен, а также обеспечивать посетителей и гостей бесплатными антисептическими средствами», — заявили в компании.
Закрыть или не закрыть
А вот часть московских рестораторов согласились принять более кардинальные меры по борьбе с коронавирусом. С 18 марта ряд заведений перешли исключительно на доставку и, соответственно, не обслуживают посетителей в залах. Об этом официальным письмом представители российской Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) известили премьер-министра Михаила Мишустина.
На следующий день стало известно о том, что малый и средний бизнес получит отсрочку по страховым взносам и налоговым платежам.
Некоторые заведения, которые решили продолжить полноценную работу, были вынуждены изменить расстановку столов в зале или уменьшить посадку. Это было сделано для того, чтобы расстояние между гостями было не менее метра. В сети кофеен Cofix был создан кризисный штаб, в состав которого вошли руководители компании-франчайзера и представители франчайзи. В штабе обсуждаются способы минимизации убытков.
Одновременно франчайзер ведёт переговоры с поставщиками и арендодателями, пытаясь изменить условия для партнёров на фоне текущей ситуации. «Для нас сейчас критически важно, чтобы все наши партнёры одинаково понимали и признавали происходящие события форс-мажором с точки зрения трактовки договоров», — отметил генеральный директор ООО «Урбан Кофикс Раша» Блажей Бернард Райсс.
По словам директора по недвижимости компании Елены Карамышевой, переговоры с торговыми центрами идут сложно. «Каждый отстаивает свои бизнес-интересы, но арендодателям нужно понимать, что владельцы кофеен — это представители малого и среднего бизнеса с очень небольшим запасом прочности. Мы работаем в симбиозе с торговыми центрами, и если в результате этого кризиса сети кофеен уйдут, то пострадает также и рынок коммерческой недвижимости», — уверена Карамышева. Как добавил Райсс, компания надеется на поддержку государства.
А что в ретейле?
За первые недели марта продажи товаров длительного хранения, которые ассоциируются с подготовкой к карантину, росли в крупнейших розничных сетях России двузначными темпами, констатируют эксперты Nielsen. Спрос на макаронные изделия увеличился на 18,8%, чуть больше — на 21,4% — на влажные салфетки. На 27,8% вырос объём проданных круп, а абсолютным лидером по росту популярности стали замороженные продукты (+40,9%).
Российские онлайн-ретейлеры также говорят о значительном росте спроса на продовольственные товары. В частности, крупнейший игрок рынка «Утконос» зафиксировал более чем трёхкратное увеличение количества заказов риса, соли и гречки. На этом фоне компания перестала справляться с доставкой: из-за большого количества заказов у «Утконоса» не хватает экспедиторов, которые могли бы их обслужить. Соответствующее объявление было опубликовано в группе фирмы «ВКонтакте». Аналогичные проблемы испытывает «Перекрёсток». В связи с этим сроки доставки продуктов были значительно увеличены. Многие покупатели жалуются на то, что их заказы доставляются не за один день, как это было раньше, а за 7-9 дней или вовсе отменяются по причине отсутствия выбранного товара.
Не лучше обстоит ситуация с бытовой техникой и электроникой. Поскольку значительная часть товаров данной категории, реализуемых в России, производится в Китае, аналитики ожидают перебои с поставками в ближайшее время. «Мы ожидаем, что вспышка COVID-19 повлияет на все сектора рынка TCG в Китае. Больше всего по итогам первой половины года просядут сектора крупной бытовой техники, фототовары и телекоммуникации», — говорят в GFK.
Влияния коронавируса на глобальный рынок бытовой техники и электроники избежать не удастся, уверены исследователи. Как в силу значимости Китая для глобальных продаж, так и из-за того, что рынок Китая теперь не единственный, где на карантин закрылись большие территории.
Будем здоровы
У компаний, работающих в сфере медицинских услуг, как ни странно, трафик остаётся стабильным. Существенных изменений динамики продаж не наблюдается у «Гемотеста». В офисах сети применяются дополнительные меры защиты: увеличена частота обработки поверхностей дезинфицирующими средствами, повышены требования к использованию масок и перчаток. Все ФЛО обеспечены инструкциями, памятками, письмами, как вести себя в условиях распространения коронавируса. Это касается как корпоративных, так и франчайзинговых точек.
Сеть лабораторий «Инвитро» анонсировала проведение анализов на коронавирус с середины апреля. При этом в сети отметили, что один офис будет принимать не более четырёх пациентов единовременно. Повлияет ли это на выручку сети, в компании не уточняют.
Комментарии (0)