Пункты выдачи заказов – уже не главный драйвер франшиз в России

Пункты выдачи заказов – уже не главный драйвер франшиз в России

В России продолжается «кругооборот бизнеса в природе». Спрос на покупку готовых компаний и франшиз в России продолжил расти. По итогам второго квартала 2023 года он увеличился более чем на 10% в годовом выражении. Самые востребованные сферы – онлайн-торговля (пункты выдачи заказов, ПВЗ), общепит (кафе, рестораны, фастфуд) и интернет-магазины под ключ. Эксперты «НГ» поясняют, что спрос на готовый бизнес обычно растет во времена кризисов, кроме того, его стимулируют и другие процессы, происходящие в экономике РФ.

Спрос на покупку готовых компаний и франшиз в России по итогам второго квартала 2023 года вырос на 11% в годовом выражении, самые востребованные сферы – онлайн-торговля и общепит, свидетельствуют данные рейтинга инвестиционной привлекательности бизнеса, подготовленного экспертами онлайн-платформы «Авито».

При этом бизнес явно облюбовал отдельные регионы, где рост сильно превышает средний по стране. Например, в Ижевске готовый бизнес искали в 2,2 раза чаще, чем в 2022 году, в Сочи – на 36% чаще, в Красноярске – на 27%. Активно готовым бизнесом интересовались в Москве (рост на 23%), Нижнем Новгороде (+22%) и Челябинске (+22%).

Самыми популярными видами бизнеса остаются пункты выдачи заказов, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины (в том числе их создание под ключ под конкретного заказчика). На двух лидеров рейтинга – ПВЗ и заведения общепита – в апреле-июне приходилось по 18% в общей структуре спроса. Доля интернет-магазинов в структуре спроса составила 8,4% против 4,2% во втором квартале 2022 года. Замыкают топ-5 рейтинга компании сферы услуг (8,3% против 17,8% годом ранее) и сферы красоты и ухода (здесь рост доли до 8% против 6,2%).

В первом квартале нынешнего года аналитики «Авито» отмечали заметно более высокий рост спроса, тогда в годовом выражении он составлял 32%. Самыми востребованными категориями бизнеса в структуре спроса были ПВЗ (18% от общего спроса), а также предприятия общественного питания (17,5%). Замыкали тройку лидеров по доле интернет-магазины: их приобретением интересовались почти 9% потенциальных покупателей бизнеса. Тогда аналитики говорили о наиболее высоком росте динамики спроса на бизнес-структуры в области стоматологии и вообще медицинские организации, а также IT-компании и интернет-магазины: рост в 2,6 раза в целом по стране.

В начале года лидерами были предприниматели Удмуртии – там рост спроса почти в 2,5 раза, Московской области – в 1,5 раза и Воронежской области и Краснодарского края – на 50%. При этом в Астраханской области спрос на покупку медицинских учреждений вырос в 21 раз, а в Татарстане в 4,7 раза чаще хотели купить IT-компании или онлайн-магазины. В тройку лидеров по темпам роста спроса тогда также входил бизнес в сфере красоты и ухода за собой, его покупкой россияне стали интересоваться почти в 2 раза чаще. При этом в Удмуртии спрос на салоны красоты вырос в 7 раз, в Амурской и Нижегородской областях – в 2,4 раза.

Всплеск интереса к готовому бизнесу аналитики отмечали еще в апреле 2022 года, то есть через месяц после начала СВО. По итогам апреля 2022-го спрос увеличился на 37% по сравнению с февралем, свидетельствовали данные исследования сервисов «Юла» и «Объявления ВКонтакте». Самые высокие темпы роста тогда показал бизнес, связанный с сельским хозяйством: заинтересованность в нем за апрель увеличилась почти на 270%. Количество запросов на покупку производственного бизнеса с февраля по апрель увеличилась на 130%. За январь-апрель спрос на интернет-бизнес повысился на 114%, на гостиницы и хостелы – на 108%, в области строительства – на 104%.

«Сегодняшний рост спроса на готовый бизнес связан с кризисной ситуацией, проведением СВО, такая же реакция была и во времена пандемии. И это укладывается в международные тренды, аналогичная реакция была в моменты острых кризисов в Мексике, Аргентине, Бразилии и даже в Китае», – сказал НГ» директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко.

По словам эксперта, основные покупатели – это бизнесмены, которые выводят деньги из своих проектов, возможно не самых успешных, и вкладывают средства в более надежные виды готового бизнеса. «На фоне падения доходности других инструментов франшизы выглядят более привлекательно на уровне той же недвижимости. Кстати, часто владельцами новых бизнесов становятся покупатели жилья в новостройках, которым предлагают кроме их квартир купить еще и помещения на первых этажах под брендированную булочную, например. Есть даже совместные ипотечные программы для таких вложений», – говорит эксперт.

Кроме того, отмечает Михайличенко, заметно стимулирует процесс и рост онлайн-ретейла (об этом процессе «НГ» писала в номере от 03.08.23). Классический ретейл сокращает продажи, но продажи в интернете растут быстрыми темпами, этим и пользуются владельцы готовых бизнесов. «На готовности населения вкладываться в детей растет спрос на готовый бизнес в дополнительном образовании – в области робототехники, алгоритмике, популярны языковые курсы, разнообразные спортивные секции. Продолжают развиваться и сети частных медицинских лабораторий, популярна и в целом частная медицина, в которой мы заметили процесс предложения услуг все более узких специалистов, например, урологов и гинекологов», – говорит Михайличенко.

«Еще одно интересное направление развития продаж готового бизнеса – движение российских предпринимателей в страны СНГ. Бизнес по франчайзингу двинулся в соседние страны, куда переехало заметное количество релокантов из РФ, которых привлекают «знакомые вывески», – отмечает эксперт.

Представитель «Авито» Илья Дудковский объясняет растущий интерес к покупке готового бизнеса несколькими факторами. С одной стороны, трендом на развитие собственного дела, который сформировался на фоне экономических изменений последних лети становится для граждан все более привлекательным видом деятельности. «С другой стороны, многообразие вариантов вложений в бизнес – от приобретения уже готовой компании или франшизы до покупки доли или участия в бизнесе в качестве соинвестора – дает возможность выбора наиболее подходящей модели инвестирования. При этом драйверами спроса остаются сферы, связанные с онлайн-торговлей и строительством инфраструктуры внутри страны», – сказал Дудковский. При этом, по словам эксперта, пик роста инвестиционного интереса к покупке ПВЗ пройден и спрос на них стабилизировался, в то время как желающих вложиться в покупку кафе, ресторанов или фастфуда с каждым годом все больше – по сравнению со вторым кварталом 2022 года спрос на них вырос на 32%.

Как в любой инвестиции, вложение в готовый бизнес не всегда гарантирует прибыль. «Такой готовый бизнес, как кофейня, пункт выдачи, салон красоты, общепит, не имеет смысла приобретать – если только он не продается дешевле стоимости оборудования. Это не самый сложный к открытию бизнес, конечно, проще сделать самому как нужно», – считают бизнесмены, комментирующие ситуацию в специализированных изданиях. Готовый бизнес, если он приносит прибыль, никто не продаст дешево, пишет другой. «Если продают бизнес, в 99% случаев он убыточный. Покупал салон красоты, поначалу был в минусе на 50 тыс. руб. в месяц», – сообщает он. «Точка, которую я создаю сам с нуля, с ремонтом и прочими расходами, работой в минус в первые месяцы, никак не может выйти дешевле 3,5–4 млн руб. А хорошая точка, которая стабильно приносит прибыль, никогда не продавалась дешевле двух-трех стоимостей открытия подобной точки, то есть 7–12 млн руб.», – говорят опытные в этом деле предприниматели.

ng.ru

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт