«Франчайзи» белорусской сети кофеен остались без франшизы

«Франчайзи» белорусской сети кофеен остались без франшизы

Сразу несколько партнеров белорусской сети мобильных кофеен Utro обвинили компанию в недостаточной поддержке и в том, что их ввели в заблуждение относительно франшизы. Основатели сети отвергают все претензии.

О конфликте сети кофе-точек Utro с партнерами пишет издание Onliner.by, журналисты которого поговорили с недовольными предпринимателями. Двое бизнесменов рассказали, что были уверены, что покупали именно франшизу Utro. Так и позиционировал себя проект: рекламные заметки о франшизе публиковали крупнейшие онлайн-порталы Белоруссии, информация была размещена на сайте ассоциации «Белфранчайзинг».

Тем не менее, подписывались не договоры франчайзинга, а договоры оказания возмездных услуг. Предприниматель Дмитрий думал, что это часть франшизы, как и поставка киоска-стакана. Однако за киоск ему в итоге пришлось платить самому. Как утверждает Дмитрий, представители «франшизы» якобы пообещали ему место в одном из торговых центров Минска, ссылаясь на договоренности. На деле с этим возникли проблемы. Он также не понял, что именно входило в паушальный взнос.

СПРАВКА. Франчайзинг в классическом понимании - бизнес-модель, по которой франчайзер передает интеллектуальные права, позволяя партнеру работать под его товарным знаком и по его технологиям. Как правило, паушальный взносподразумевает плату за право использовать бренд и ноу-хау, а также за поддержку, которую оказывает франчайзер.

Предпринимательнице Ирине тоже пообещали, что она получит франшизу - и она подписала договор об оказании услуг. После подписания у нее сразу возникли вопросы, поскольку уже после проставления печати в документе помимо списка услуг появился ещё и акт выполненных работ.

Еще один бизнесмен, Сергей, рассказал, что заключил именно договор франчайзинга, поверив, что ему помогут найти место для кофе-киоска. Однако в итоге поиски растянулись на год, да и в целом, по словам Сергея, франчайзер не оказал ожидаемой поддержки.

Некоторые недовольные предприниматели требовали от владельцев Utro вернуть деньги, но не преуспели. Трое из них обратились в милицию, в процессе обнаружились ещё трое «товарищей по несчастью».

«Взрослые люди не понимали, что подписывают?»

Как выяснилось, в милицию явились и основатели сети Utro Максим Никифоров и Артем Петров. Получив их разъяснения, сотрудники органов охраны правопорядка не нашли признаков уголовного преступления.

Никифоров и Петров признают, что с 2016 года продавали именно франшизу. Заключив 10-15 таких договоров, они решили сменить бизнес-модель и постарались убрать все упоминания о франшизе. Предприниматели утверждают, что договор франчайзинга слишком сложный и объемный, да ещё к тому же содержит требования к франчайзи. Партнеры либо сразу отказывались подписывать кипу листов, либо впоследствии нарушали условия договора, не разобравшись в том, что такое франчайзинг.

КСТАТИ. Чтобы не ошибиться в выборе франшизы, эксперты советуют начинающим предпринимателям искать всевозможную информацию о франчайзере и его предложении, вплоть до истории судебных разбирательств. Также следует связаться с действующими франчайзи бренда и расспросить их. Добросовестный франчайзер сам предоставит контакты, но найти его партнеров можно и самостоятельно.

«Потом мы посовещались с юристами, и они предложили нам обычную форму договора оказания услуг. Разница в том, что во франчайзинге обязательства несут две стороны: мы и они, в большей степени даже они, а в договоре услуг — только мы», - объясняют основатели Utro. По словам Никифорова и Петрова, они сразу предупреждают желающих купить франшизу, что теперь занимаются только консалтингом. Консультации длятся только до момента открытия, а потом партнер вправе выбирать, готов ли он платить за дальнейшие консультации или хочет работать самостоятельно.

По мнению основателей Utro, их партнеры виноваты сами – они видели, что подписывают. «Как можно было не понимать? Взрослые, вменяемые люди читали текст договора, ставили подписи и не понимали, что они подписывают?» - удивляется один из них.

В этой истории остаются противоречия. Например, недовольные белорусы утверждают, что их просили платить наличными, а Никифоров и Петров уверяют, что все платежи проходили только по «безналу». Они же говорят, что их готовность помогать в поисках локации и общении с арендодателем партнеры ошибочно приняли за гарантию.

Из публикации следует, что решившие открыть точку Utro белорусы поверили в успешность и востребованность бизнес-модели «кофе навынос». Однако в процессе стало понятно, что найти подходящее место очень сложно: кофейни to-go уже давно не новинка в белорусской индустрии общественного питания. «Ребята вроде бы и не кидают, но ведь по факту сейчас в Минске это уже бесполезный бизнес и лезть туда не стоит», - говорит Дмитрий.

BUYBRAND Inform

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт