Какой бизнес выжил в апреле: обзор открытий и закрытий месяца

Какой бизнес выжил в апреле: обзор открытий и закрытий месяца

Пандемия COVID-19 заставила малый и средний бизнес  пересмотреть свою направленность и способы общения с клиентами. Кто-то ввёл новые продукты, кто-то вышел в иные регионы или решил переориентировать свои предприятия и помог сделать это франчайзи. Другим пришлось вовсе уйти с рынка. О том, как франчайзинговые сети выживали на фоне коронавируса, читайте в очередном обзоре Buybrand.

Кухня уходит в темноту

В сфере общепита, как ни странно, процветают заведения формата dark kitchen — кухонь-фабрик, работающих исключительно на доставку и выдачу. Поскольку в ряде регионов, в том числе в Москве и Петербурге, рестораны и кафе были вынуждены закрыть залы и выдавать заказы только удалённо по распоряжению властей, такой формат стал крайне востребованным. 

Некоторые бизнесмены видят в этом только плюсы. Преимущества, по их словам, включают  оптимизацию расходов на аренду помещения и оплату работы персонала.

Не удивительно, что в формат dark kitchen многие крупные компании начали переходить ещё в 2019-м году. В минувшем сентябре о запуске «тёмных кухонь» заявил международный ресторанный франчайзер Pizza Hut, три таких заведения под вывеской бренда должны были открыться в Москве, ещё шесть в Санкт-Петербурге. Франшизу dark kitchen намерен запустить производитель мясных и рыбных тортов из Санкт-Петербурга Skantort; так же, как и белорусский «СкандиФуд»работающий в том же сегментеMcDonald’s успешно продолжает развивать свою первую фабрику-кухню, открывшуюся в феврале; о создании двух заведений подобного типа к концу 2019-го года заявляли представители холдинга «Росинтер», развивающего — в том числе по франшизе — такие бренды, как IL Патио, «Шикари», «Планета Суши» и Costa Coffee. Совместно с Delivery Club аналогичный проект намеревался запустить Аркадий Новиков.

Франшиза есть у FoodExpressCapital, развивающей девять проектов в формате dark kitchen в Санкт-Петербурге, а также в Москве и Московской области.

Кофе и пицца уходят в доставку

В Domino’s Pizza, являющейся лидером по доставке пиццы в Москве, решили проблему закрытия залов по-другому. Там, по данным компании, растёт доля онлайн-продаж — за период март-апрель показатель увеличился более чем на 20% и составил 87% от общего оборота. Снижение трафика в Москве привело к закрытию ряда точек, но оно было компенсировано за счет расширения зоны доставки из ближайших заведений.

У «Додо Пицца» ситуация иная: из 610 пиццерий пришлось временно приостановить работу 50. Однако, как заявил основатель сети Фёдор Овчинников в ходе первой из серии онлайн-встреч Buybrand Business Lounge,  доходы от доставки, выросшие на фоне пандемии, не компенсируют потери от закрытия залов. Ранее он объявил о скором запуске ещё двух проектов другой направленности — сети кебаб-хаусов «Донер 42» и кофеен «Дринкит».

Ставку на кофе делают и другие франчайзеры. Несмотря на временное закрытие точек в обеих столицах, израильская сеть кофеен Cofix увеличивает территорию доставки напитков и готовой еды из заведений в Санкт-Петербурге, а 8 апреля сеть Cofix в тестовом режиме запустила аналогичную услугу в Москве. В столице на доставку и предзаказ работают пока пять заведений. При этом сеть не нанимает курьеров и не пользуется сторонними службами — доставка осуществляется силами персонала кофеен.

Тесты и маски

Лаборатория «Гемотест», получившая разрешение на забор анализов на коронавирус в Челябинске, Тюмени, Петропавловске-Камчатском, Симферополе, Елизове, Владикавказе и других городах, продолжает делать ставку на развитие по франшизе. «Приоритетным направлением нашей работы сейчас является COVID, но тем не менее, текущую работу по продаже франшизы и открытию новых отделений продолжаем», — заявили в компании. За апрель было открыто четыре новых офиса: в Москве, Дагестанских Огнях (Дагестан), пос. Зимовники (Ростовская область) и Красноярске.

Кстатикомпания также развивает выездные услуги. С 1 мая медицинские бригады лаборатории «Гемотест» начали обслуживать пациентов из Москвы и Московской области. С 4 мая бригаду можно вызвать в Санкт-Петербурге.

Ретейл не отстаёт от сферы услуг и пытается максимально переориентировать свой бизнес под запросы коронавирусного периода. Китайский продавец сувениров и товаров для дома Ximivogue, развивающийся в том числе по модели франчайзинга (франшиза была представлена на московской международной выставке франшиз Buybrand Expo 2019) и насчитывающий более 1500 точек в 91 стране, добавил к своему ассортименту медицинские маски, защитную одежу, дезинфицирующие средства и другие товары для защиты от коронавируса. Как утверждают в компании, указанные товары появились на прилавках магазинов не только в Китае, но и в зарубежных магазинах сети.

Дети, техника и мебель

Одёжный ретейл переживает не лучшие времена, но тоже оперативно перестраивается на онлайн форматы. В среднем по России временно приостановить работу были вынуждены около 90% офлайновых магазинов одежды и обуви, рассказала Анастасия Василькова, директор по развитию торговой марки Choupette (специализируется на детской одежде). Новый магазин Choupette в Воронеже должен был открыться 1 апреля, но в связи с эпидемиологической ситуацией франчайзи пришлось отложить открытие на неопределенный срок. «Однако это не помешало партнерам начать работу — они быстро перестроились на дистанционную торговлю и активно ведут продажи через социальные сети, предлагая покупателям безопасную бесплатную бесконтактную доставку по городу и области», — уточнили в компании.

Федеральная сеть магазинов электроники и бытовой техники «Позитроника» также развивает онлайн-торговлю и открыла второй пункт выдачи и оформления заказов в Новокуйбышевске. В качестве дополнительной услуги сотрудники торговой точки могут произвести установку программ или настройку устройств.

Тем временем, производитель кухонной мебели и ретейлер, предлагающий франшизу, фабрика «Мария», рассчитывает не только на онлайн-продажи (которые активно растут), но и на господдержку. В конце апреля компания попала в список системообразующих предприятий и теперь может получить субсидированный кредит на пополнение оборотных средств. Организация имеет право претендовать не более чем на 3 млрд рублей на срок до 12 месяцев по ставке до 5%. «Это первая мера государственной поддержки мебельной промышленности, которая может реально помочь предприятиям выстоять в беспрецедентно сложное время, — говорит президент Компании „Мария“ Ефим Кац. — Мы надеемся, что сумеем воспользоваться этой возможностью».

При этом он отметил, что включение в федеральный список системообразующих организаций не дает фабрике права на получение льготного кредита на выплату зарплаты сотрудникам. «Но зато эта возможность доступна для наших дилеров, если их основная деятельность относится к розничной торговле и торговле мебелью», — уточняет Кац.

BUYBRAND Inform

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт