Агентство РБК.research в апреле 2015 года выпустило серию обзоров по рынку одежды. С некоторыми результатами исследований поделилась Инга Микаелян, ведущий аналитик агентства и руководитель исследовательских проектов.
Несмотря на обострение конфликта на Украине, вал критики со стороны Европы и США в адрес России, а также применение секторальных санкций, 2014 год оказался крайне противоречивым с точки зрения достигнутых результатов развития fashion-ритейла.
Тем не менее, несколько неожиданными стали объявления некоторых ритейлеров об уходе с российского рынка. Хотя экономически их решения были вполне понятны ввиду стремительного ослабления национальной валюты, а также ожидаемого сокращения потребительского спроса. Еще в середине 2014 года многие экономисты стали просчитывать негативный эффект от санкций и антисанкций, краткосрочным эффектом которых стал рост цен и снижение предложения.
В 2014 году объявили о своем намерении уйти с российского рынка «River Island» и «OVS», развиваемый компанией «Маратекс», британский бренд «New Look», немецкая сеть «Gerry Weber», финские бренды «Seppala» и «Lindex», принадлежащие «Стокманн». Наряду с данными ритейлерами информацию о возможном уходе французской марки «Camaieu» подтвердил руководитель отдела франчайзинга «Jeans Symphony», Дмитрий Преображенский.
Несмотря на громкие заявления, решения об уходе с российского рынка во-многих случаях были обусловлены не только сложившейся экономической ситуацией, хотя официальные заявления компаний ссылались на ослабление рубля и снижение спроса. Причина ухода, в том числе, была связана с нежеланием развиваться на территории России. Сложившаяся непростая экономическая ситуация лишь подхлестнула решимость игроков, чьи финансовые показатели за последние годы не демонстрировали ожидаемых темпов роста. Так, компания «Стокманн» еще в 2013 году стала показывать отрицательную динамику развития. Выручка компании упала на -3,7%. По итогам 2014 года падение продаж превысило 9%.
Французский бренд «Camaieu» также в последние годы не столь активно развивался в России. Нежелание головной компании адаптировать коллекции под непосредственно российскую аудиторию покупателей существенным образом сказывалось на финансовых показателях сети. О незаинтересованности упомянутых сетей в развитии в России говорит и количество открытых ими магазинов. Отметим, что в марте 2014 года под управлением «Gerry Weber», «New Look», «OVS» и «River Island» и находились соответственно 32, 21, 18 и 9 магазинов одежды.
Наряду с уходом и закрытием магазинов известных международных брендов в конце 2014 года стал наблюдаться обратный процесс. Приход более десятка международных игроков показал перспективность российского рынка. За 2014 год вышли на отечественный рынок американский бренд «Dockers», принадлежащий компании «Levi Strauss & Co», «Forever 21», открывший первый магазин в ТРЦ «Афимолл Сити» в сентябре 2014 года, испанские бренды «lefties» и «Custo Barcelona», премиальная итальянская сеть «Moncler», китайский спортивный ритейлер «Anta» и ряд других не менее известных игроков. Отметим, что о возможном массовом приходе в 2014 году иностранных fashion-ритейлеров говорилось в прошлогоднем аналитическом обзоре РБК.research.
Несмотря на стремление международных игроков развиваться в Китае, Филиппинах, Японии и в ряде других азиатских странах, fashion-ритейлеры видят перспективы в развитии на территории России и некоторых стран Восточной Европы, к которым до недавних событий относилась и Украина. Снижение темпов развития одежного рынка в странах Западной Европы в 2013 году, а также их перенасыщенность брендами модной одежды, показали перспективность отечественного рынка. Данный факт подтверждается достигнутыми финансовыми показателями некоторых ритейлеров, присутствующих в стране. Так, по итогам 2014 года рост продаж шведского концерна «H&M» в России составил 19,1%. Выручка компании в стране достигла 2 630 млн. шведских крон, в то время как в 2013 году она составляла 2 208 млн. шведских крон. В целом компания показала в 2014 года прирост продаж на уровне 17,7%.
В 2015 году не исключен дальнейший приход иностранных игроков. В прошлом году объявили о своей заинтересованности в развитии на территории России британские сети «House of Fraser», «Harvey Nichols» и «SuperDry», шведский бренд женской и мужской одежды «Cos» и ряд других ритейлеров. При этом в связи с накалившейся политической, а затем и экономической обстановкой в стране многие международные бренды отложили свой выход на отечественный рынок до лучших времен. Так, в 2014 году в СМИ появилась информация, относительно прихода французского универмага «Galeries Lafayette». В этом были уверены многие эксперты отрасли, однако прихода на рынок сети не случилось. Испанская сеть «Cortefiel», собиравшаяся открыть первый магазин в ТЦ «Мозаика» в конце 2014 года, также пересмотрела свои планы. В числе компаний, временно отказавшихся от развития в России, оказались британская розничная сеть «Tesco» с брендом «F&F», фэшн-ритейлер «Blue Inc», французский ритейлер «Facconable», демократический бренд шведского концерна «H&M» «OLD NAVY». В течение 2015 года приход всех указанных сетей на российский рынок крайне маловероятен. Довольно высокая волатильность национальной валюты, снижение доходов населения, а, следовательно, и потребительского спроса, сейчас не увеличивают привлекательность России в глазах перечисленных игроков fashion-индустрии.
Подробную информацию о состоянии российского fashion-ритейла Вы можете узнать в исследовании РБК.research «Розничные сети по продаже одежды 2015».
Инга Микаэлян, РБК, 20.04.15.
Комментарии (2)