МОСКВА, 1 апреля 2015 г.
Около трети руководителей малых предприятий знают о существовании действующих программ поддержки малого бизнеса в своем регионе, однако не пользуются ими. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) среди руководящих сотрудников предприятий в феврале 2015 г.*
44% представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах поддержки со стороны государства, при этом только 13% из них указали, что пользовались ими. Наибольшая доля таковых среди компаний, образованных более 15 лет назад – 20%. И еще около трети (31%) руководителей малых предприятий сообщили, что в курсе данной возможности, однако не обращались за помощью.
Осведомлены частично (что-то слышали) 28% представителей малого бизнеса, преимущественно в компаниях, созданных в начале 90-х годов. Не в курсе подобных государственных и муниципальных программ 27% владельцев малого бизнеса. Среди компаний, организованных относительно недавно (в 2000-е) таковых 29%.
Среди наиболее востребованных среди бизнеса мер государственной поддержки – финансирование (14%) и облегчение налогообложения (10%). В тройку также входит такой вид поддержки как снижение ставок по кредитам (6%).
Опрошенные владельцы предприятий разного масштаба называли и другие возможные способы государственной помощи бизнесу, такие как административная и законодательная поддержка (5%), субсидирование (4%), помощь с арендой помещений, земли или оборудования (3%).
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о существовании действующих на территории вашего города государственных и муниципальных программах поддержки малого бизнеса?», % от опрошенных в целом и по группам
В целом по выборке |
Размер предприятия |
Год создания |
||||||
Микро-предп-риятие |
Малое предп-риятие |
Среднее предп-риятие |
Крупное предп-риятие |
с 1990 года |
1990-2000 |
2001 и позже |
||
Нет, не знаю |
27 |
24 |
27 |
28 |
43 |
26 |
24 |
29 |
Что-то слышал |
26 |
28 |
28 |
15 |
35 |
37 |
24 |
27 |
Да, хорошо осведомлен и мы пользовались ими |
13 |
13 |
12 |
13 |
11 |
4 |
20 |
10 |
Да, хорошо осведомлен, но мы ими не пользовались |
31 |
30 |
31 |
43 |
0 |
33 |
31 |
29 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
5 |
2 |
1 |
11 |
0 |
1 |
5 |
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вашему предприятию какая-либо государственная поддержка? Если да, то какая именно?»**, % опрошенных
Финансовая поддержка |
14 |
Снижение налоговых ставок, облегчение налогообложения |
10 |
Снижение ставок по кредитам, льготные ставки по кредитам |
6 |
Административная поддержка, законодательная |
5 |
Субсидирование |
4 |
Выделение помещений, земли, оборудования в аренду |
3 |
Нет поддержки, нет доверия, что поддержка будет оказана |
2 |
Поставка заказов, сбыт |
2 |
Инвестиции |
1 |
Снижение стоимости на энергоресурсы, тарифов ЖКХ |
1 |
Ликвидировать коррупцию |
1 |
Не требуется |
41 |
Другое |
7 |
** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов. Источник: НАФИ
Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ:
«Низкий уровень пользования государственными и муниципальными программами поддержки малого и среднего бизнеса обусловлен, с одной стороны, сложными бюрократическими процедурами, требующими значительных трудовых, временных и интеллектуальных затрат, с другой стороны, предлагаемые меры не всегда соответствуют реальным потребностям бизнеса. При этом некоторые предприниматели, в особенности из сектора микро-бизнеса, вынуждены отказываться от предлагаемой помощи по причине недостаточного уровня финансовой и юридической грамотности, а также ввиду отсутствия профильных специалистов на предприятии (бухгалтеров, юристов и т.д.).
Бизнесмены также указывают на неструктурированность информации о действующих мерах поддержки, что является частью более комплексной проблемы – отсутствия целостного и комплексного подхода в реализации коммуникационной стратегии со стороны государства».
НАФИ, 01.04.15.
Комментарии (0)