Или вся правда о гостиничном франчайзинге в России
Это весной компания EMTG, организатор выставки франшиз BUYBRAND Expo, совместно с Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ) и при поддержке ГБУ «Малый бизнес Москвы» провела в столице Межрегиональный Форум «Российский франчайзинг: антикризисная перезагрузка». В программе Форума в качестве спикеров приняли участие 40 владельцев и управленцев крупнейших франчайзинговых российских и международных сетей. Среди тем, которые были подняты в ходе Форума, была и весьма актуальная для российского рынка тема франчайзинга в сфере гостиничного бизнеса.
На эти и другие вопросы ответили эксперты, приглашенные на Форум:
Алексей Шаталов: Если говорить о рынке гостиничного франчайзинга в целом, то 2014 год был одним из рекордных по количеству открытий, и это связано не только с Олимпиадой в Сочи, хотя там открылось более 6 тыс. номеров под международными брендами. Была также активная экспансия в другие регионы. По открытиям компания Hilton стала первой – мы открыли шесть гостиниц в России и две – в странах СНГ. Количество гостиниц и номерного фонда под международным управлением либо по франшизе увеличилось и у наших конкурентов: Mariott, Carlton, Accor, Intercontinental, Starwood, Golden Tulip. В России тоже есть бренды, которые развиваются по франчайзингу – например, российская компания «Азимут». Компания Interstate Hotels & Resorts, крупнейшая независимая гостиничная управляющая компания в мире, довольно активно действует на российском рынке – недавно она взяла под управление независимые отели в Сочи. Под ее же управлением находится гостиница «Hilton Moscow Ленинградская». Пока, если говорить о количестве гостиниц под международными брендами, то процент у нас достаточно низкий – всего около 10%. У нас есть большое наследие, построенное в советские времена, некоторые из тех советских гостиниц сейчас реконструируются. К примеру, та же «Hilton Moscow Ленинградская» была гостиницей «Ленинградская», которая в 2003 году закрылась и находилась в стадии реконструкции, а открылась уже под брендом Hilton. То же самое можно сказать про гостиницу «Украина», которая была мастодонтом советского времени, там было порядка 1000 номеров, а сейчас она работает под другим брендом и номерной фонд у нее в два раза меньше.
Марсель Измайлов: Почему у нас только, дай Бог, 10% отелей под международными брендами? Кроме всего прочего, здесь много и объективных, исторических факторов. Советское наследие не соответствует никаким стандартам, даже минимальным, и если рынок в других странах может развиваться путем ребрендинга уже действующих независимых отелей, то в России этим путем гостиничный франчайзинг почти не развивается –переформатировать существующий российский отель под международный бренд достаточно сложно. Начнем с того, что минимальная площадь номера в советских гостиницах 14 кв.м, и переделать их под какой-то бренд это значит, совмещать комнаты по 28 кв.м, но, бывает, что «четверка» в этом месте никому не нужна, а 2-3 звезды с такой площадью номеров неэффективны. Это не очень приятный факт, потому что франчайзинговых проектов, строящихся с нуля, во всем мире не так уж много, за исключением, может быть, Китая. Что касается перспектив российского франчайзинга, то, наверное, из всех сетей, более или менее активно пытается развиваться сеть «Азимут», про активность остальных я не слышал, одни только декларации.
Александр Калтыков: Мы как раз сегодня встречались с компанией «Маринс Групп», коллеги очень активно занимаются тем, что в текущей ситуации скупают действующие активы и развивают именно свою сеть. Они говорят, что уже имеют порядка 5 тысяч номеров. Может быть, конечно, у них еще не тот уровень, но в недалеком будущем «Маринс Групп» могут потеснить «Азимут» на этом рынке. По их словам, они представляют такой прототип русского отеля: на входе бочка с квасом, с морсом, и довольно низкая цена за номер, то есть это бюджетный сегмент. Поэтому устойчивость у них, на мой взгляд, будет. С другой стороны, точной финансовой составляющей мы для себя не поняли, но договорились продолжить общение, интересно, что они из себя представляют. Так что и на российском рынке какие-то идеи возникают, проекты идут.
Александр Калтыков: Относительно франчайзинга, я, как человек, который с этим работает, создает, покупает, эксплуатирует, получает прибыль и отчитывается перед инвесторами и перед банками, хочу сказать, что покупка технологий стоит денег. И независимо о того, какова ваша выручка, вы обязаны оплачивать положенные платежи, отдавать оператору за использование бренда, за систему лояльности, глобальное бронирование. Это все стоит немалых денег, и не всегда хочется их отдавать. Но, в общем и целом, покупая технологию, вы становитесь успешным. Как ни крути, вы все равно приходите к тому, что популярность отеля растет. К вам приходят люди, они оставляют деньги, они довольны. И в этом немалая заслуга бренда и всего, что к нему прилагается. Бренд – это как ветер, который невозможно поймать. Нельзя сесть на бренд и уехать на нем за покупками, его невозможно съесть, поделиться с другом и так далее. Вы можете ветер ощутить, но не пощупать.
Сергей Егоров: я считаю, что гостиничный франчайзинг – это вообще тема дня. Группа Wyndham Hotel Group является лидером и крупнейшим оператором в мире по гостиничному франчайзингу. Wyndham Hotel Group объединяет более 15 всемирно известные и заслуживающие доверие гостиничные бренды: Dolce® Hotels and Resorts, Wyndham® Hotels and Resorts, Ramada®, Days Inn®, Super 8® и т.д. Wyndham Hotel Group это более 667362 номеров и более 7673 отелей в 71 стране на 6 континентах, и опыт в этом смысле у нас огромный. Франчайзинг для нас – это дублируемая система управления, система бизнеса. Под дублируемой системой мы понимаем определенный бренд с отлаженными бизнес-процессами, которые мультиплицируются на различные объекты, и подтверждением успеха этой бизнес-модели являются более высокие экономические показатели относительно небрендовых гостиниц.
Бренд лежит в основе франчайзинга в нашей сфере. Бренд приносит добавочную стоимость вашему объекту и повышает рыночную стоимость отеля. Бренд дает узнаваемость отеля и обеспечивает более высокую загрузку по сравнению с конкурентами. Бренд - это стандарт обслуживания и гарантия качества для клиента. Бренд соединяет вас с вашим потенциальным клиентом.
Вот пара фактов в пользу того, чтобы открыть отель под брендом: во-первых, бренд, как правило, приносит 20-25% дополнительно к доходности бизнеса. Во-вторых, 85% бизнес-туристов и командировочных, а также 76% отдыхающих останавливаются в брендовых гостиницах.
Большую роль в обеспечение высокой загрузки отеля играет программа лояльности со стороны бренда. Например, наша программа лояльности предлагает своим участникам гарантированные выгоды после одной ночи проживания в любом из отелей под брендами Wyndham Hotel Group по всему миру. В настоящее время программа имеет более 43 миллионов участников по всему миру. Эта программа обеспечивает успешный маркетинг и продажи Вашего гостиничного комплекса по всему миру. Без бренда этого невозможно добиться.
О международном бизнесе и политике
Алексей Шаталов: Скажу пару слов по поводу напряженной ситуации в связи с политикой. В 2007 году в компании Hilton было принято решение, что Россия – это стратегический рынок. С 2008 у нас здесь присутствует офис в составе Департамента развития. Сегодня у нас уже есть и региональный менеджер по маркетингу, и региональный директор по продажам, и региональный менеджер по закупкам, и региональный менеджер по инженерии, технический департамент уже давно существует, как и международный офис по продажам. То есть команда растет, мы здесь присутствуем. На конец 2013 года у нас было 3 гостиницы, сегодня уже 14 работающих отелей. Больших проблем с головной компанией в США нет, несмотря на все политические трения. Политика – политикой, а бизнес - бизнесом.
Сергей Егоров: Нужно понимать, что в том пространстве, где находится Америка, смотрят BBC, CNN. И большинство американцев верят тому, что им показывают. Это, конечно, привносит некий налет в наши взаимоотношения, но Россия всегда была и остается приоритетным направлением для международных гостиничных сетей. Есть определенное «но», которое возникло в конце прошлого года, после того, как Обама подписал документ о наложении санкций на Крым. Нам пришло официальное письмо за подписью президента Барака Обамы о прекращении ведения бизнеса в Крыму, и мы все переговоры, которые у нас были, приостановили. Но в целом в России никто не собирается закрывать бизнес. Я сам удивляюсь, как в сложившейся политической и экономической ситуации нам удается подписывать договора, открывать новые гостиницы. Это ещё раз подчеркивает, что гостиничный бизнес вне политики, а гостиничный франчайзинг является сегодня рыночным трендом. В целом, не так все плохо, есть поддержка бренда, есть понимание. Никто палки в колеса не ставит. Никто из операторов не собирается уходить российского рынка – наоборот, стремятся к развитию. Так что работаем.
BUYBRAND Inform, 30.06.15.
Комментарии (0)