«Арендная плата в Толмачево на данный момент находится на пределе», — считает известный ресторатор Денис Иванов, у которого в новосибирском аэропорту расположено несколько заведений непосредственно в терминалах аэровокзала, а также на прилегающей территории аэрокомплекса. В других городах тоже не все гладко: в Томске, к примеру, арендаторы недовольны однотипностью торговых точек, а в Иркутске — запретом на продажу алкоголя. Редакция «КС» побеседовала с представителями компаний-арендаторов трех крупных аэропортов Сибири — в Новосибирске, Томске и Иркутске — и выяснила, с какими сложностями в работе они сталкиваются.
Толмачево: модель абсолютной конкуренции
Аэропорт Новосибирска Толмачево сегодня является крупнейшим авиаузлом в Сибири. Согласно данным Федерального агентства воздушного транспорта, за шесть месяцев 2015 года объем перевозок пассажиров международных и внутрироссийских рейсов через Толмачево составил более 1,57 млн человек. В результате завершившейся текущим летом реконструкции площадь терминала международных авиалиний увеличилась до 27 тыс. кв. метров.
«Мы обеспечили задел для дальнейшего развития аэропортового комплекса Толмачево, с возможностью расширения площадей и объединения двух терминалов в единое здание», — подчеркнули в пресс-службе аэропорта.
На протяжении последних лет ОАО «Аэропорт Толмачево» активно подбирает контрагентов, проводя конкурентные тендеры. «За прошедший год нам удалось привлечь таких крупных якорных операторов, как ООО «Бар Хамовники» (пивной бар «Хамовники»), ООО «Время-деньги!» (точка общественного питания «Экоточка Аэро»), ООО «Трэвел Ритейл Санкт-Петербург» (немецкий оператор магазинов дьюти-пэйд и дьюти-фри под мировым брендом Heinemann) — магазины в терминах А и Б, — отметили «КС» в пресс-службе. — Помимо якорных операторов, аэропорт активно сотрудничает с новыми арендаторами». В частности, не так давно на площадку аэропорта зашли такие компании по продаже сувениров и экопродукции, как «Таежная лавка», «Дары Сибири», аптечная сеть «Здоровые люди».
Однако далеко не все арендаторы разделяют позитивный настрой руководства Толмачево относительно стремительного пополнения пула арендаторов. «В последнее время в новосибирском аэропорту постоянно менялись условия аренды, — говорит ресторатор Денис Иванов. — Когда мы только зашли в Толмачево, в декабре 2003 года, аэропорт был в первую очередь заинтересован в формировании качественной инфраструктуры европейского уровня, нежели в арендных платежах. Сейчас, когда реконструкция терминалов, по сути, закончена, у менеджмента стоит иная задача — эффективная эксплуатация терминалов и получение максимальной прибыли с арендаторов. Соответственно, аэропорт старается привлечь как можно большее число компаний-арендаторов на свои площади. Неограниченное количество участников ведет к сокращению маржинальности бизнеса. Ведь человек, приехав в аэропорт, тратит деньги, как правило, один раз и в одном месте, а значит — страдают все операторы».
По мнению господина Иванова, расширение пула арендаторов — характерно сейчас и для ресторанной сферы Новосибирска в целом: «Предприятия общественного питания появляются как грибы после дождя и «растягивают» публику. В результате 10 заведений раньше зарабатывали деньги, теперь 110 не зарабатывают. Ни одно. Не стоит забывать и о том, что Новосибирск — не туристический город, здесь мало транзитного потока. Такими аэропортами в России являются московские хабы: в столице львиная часть заведений живет за счет туристов и транзитных путешественников. У нас же их нет, все рестораны делят одно и то же количество людей, которое год от года не увеличивается. От этого серьезно страдает и ресторанная инфраструктура и аэропортовая в том числе».
На данный момент у ресторанной группы «Рестораны Дениса Иванова» расположено несколько заведений непосредственно в терминалах аэропорта Толмачево, а также на прилегающей территории аэропортового комплекса — в гостинице Sky Port. Помимо этого, компания обслуживает два бизнес-зала и один VIP-зал в Толмачево.
Несмотря на политику «открытых дверей» со стороны аэропорта, по мнению Дениса Иванова, фактически ни один оператор не смог продержаться в Толмачево достаточно длительное время. «Мы как были, так и остаемся, возможно, единственным добросовестным арендатором», — утверждает Иванов, добавляя, что сейчас, когда два терминала объединили галереей, он планирует реконструировать «Чашку кофе», расположенную в международном терминале, сделать схожей с кофейней в секторе внутренних авиалиний. Помимо этого, сейчас в стадии согласования вопрос о размещении в Толмачево кафе «Пельмениссимо».
Как отмечает ресторатор, за прошедший год загрузка его собственных ресторанов и кафе в Толмачево снизилась примерно на 40%.
«Арендная плата в новосибирском аэропорту на данный момент на пределе. Если бы мы не зашли в Толмачево ранее, то вряд ли бы решились сделать это сейчас. Благо у нашей компании сегодня есть все ресурсы, чтобы безболезненно осуществлять ротацию персонала: пиковые загрузки в Толмачево происходят в утренние и вечерние часы. Круглосуточного потока гостей нет. Но случается, что рейсы задерживаются, и приходится оперативно реагировать на ситуацию. Условно говоря, если мы знаем, что в международном терминале идет задержка рейса, туда отправляется персонал из внутреннего, и наоборот (сейчас у группы «Рестораны Дениса Иванова» в Толмачево работает порядка 200 сотрудников. — «КС»). Ни у одного другого оператора в Толмачево такой возможности нет, это еще одна причина регулярного обновления пула арендаторов. В Толмачево работать сложно — это трудоемкий и нестабильный бизнес с отсутствием сверхприбылей. Слабые игроки быстро из него уходят, взвинтив перед этим ставки аренды, естественно», — улыбается Иванов.
Сравнивать городские заведения своей ресторанной группы с расположенными в Толмачево по величине среднего чека и загрузке господин Иванов считает нецелесообразным — специфика бизнеса совершенно разная. «В аэропорту загрузка драйвовая, с выраженным акцентом на утренние и вечерние часы. Что касается среднего чека, его структура здесь абсолютно иная — люди пьют кофе, пиво, берут легкие закуски или еду с собой. В этом плане наше меню не совпадает с ресторанами и кофейнями, расположенными в Новосибирске», — подчеркивает ресторатор.
Не отрицает того, что аэропорт Толмачево, несомненно, является одним из важнейших транспортных узлов, который благодаря своему выгодному расположению обслуживает пассажиров не только из Новосибирской области, но также из близлежащих регионов, директор по коммуникациям холдинга «Росинтер» Елена Мазур.
Отметим, что в Толмачево «Росинтер» на сегодняшний день управляет двумя ресторанами под брендами «IL Патио» и «Мама Раша», которые были открыты в 2012 году.
«Еще в начале нашего сотрудничества мы выражали сомнения в соразмерности условий субаренды возможностям бизнеса, — объясняет Елена Мазур. — Тем не менее мы взяли на себя эти риски, рассчитывая на существенный подъем пассажиропотока, покупательной способности, а также на рациональную модель роста количества точек общественного питания на территории аэропорта. Принимая во внимание непростые экономические условия, общее падение потребительского спроса, а также снижение пассажиропотока в аэропорту, с октября 2014 года мы неоднократно направляли предложения в адрес арендодателя о предоставлении скидки по арендной ставке, изменении финансовых условий договора аренды, в том числе о расчете арендной платы исходя из количества обслуженных аэропортом Толмачево пассажиров, но, к сожалению, указанные предложения не были приняты арендодателем».
Помимо этого, по словам госпожи Мазур, количество предприятий питания в аэропорту постоянно продолжает увеличиваться несоразмерно имеющемуся пассажиропотоку, что не позволяет рассчитывать на улучшение финансовых показателей ресторанов компании.
На фоне рестораторов владельцы сувенирного бизнеса придерживаются иной позиции. «Сейчас у нас две точки в аэропортах Сибирского региона — в Толмачево (Новосибирск) с июля 2015 года и в Богашево (Томск) с июля 2013 года, — говорит владелец сети магазинов здоровых продуктов «Дары Сибири» Олег Лавренов. — Ассортимент включает порядка 16 категорий натуральных продуктов, выращенных и произведенных в Сибири. Считаю, что в обоих аэропортах на текущий момент хорошо работают коммерческие службы, привлекая на свои площади разных арендаторов».
Пик продаж в аэропортах, по словам Лавренова, по-прежнему приходится на три последние недели декабря. В остальное время ярко выраженной сезонности не наблюдается. «Что касается арендных ставок, они в Богашево (Томск) на вполне приемлемом уровне. По Толмачево (Новосибирск) мне пока судить сложно вследствие работы на данной площадки в течение всего двух месяцев, но могу сказать, что бизнес-модель нашей компании позволяет с ней справляться. Прямой конкуренции в обоих аэропортах у нас сегодня нет: политика руководства такова, что не разрешает арендаторам торговать однотипным товаром. Схож с нами магазин «Таежная лавка» в Толмачево, но у нас максимум пересекаются сейчас 3–4 позиции», — добавляет Олег Лавренов.
Помимо присутствия в аэропортах, у сети «Дары Сибири» есть отдельная точка в Томске. «Интересно, но на рентабельности в Толмачево и Богашево кризис никак не повлиял, средний чек и поток покупателей остались на прежнем уровне, а на точке в городе незначительно, но все же отразился», — заключает Олег Лавренов.
К слову, в Толмачево уже анонсируют запуск новых игроков. Так, по данным пресс-службы аэропорта, в ближайшее время в терминале внутренних авиалиний заработает вендинговый автомат по реализации закусок, хлебобулочных изделий, напитков и аппарат по зарядке мобильных устройств. В стадии переговоров находятся вопросы открытия кафе «Пельмениссимо» и цветочного бутика, а в терминале международных авиалиний — детали сотрудничества с международным оператором по организации пунктов обмена валюты Global Exchange.
Кроме этого, не сбрасывает со счетов данную площадку также и владелец холдинга New York Pizza и «Кузина» Эрик Шогрен. «Формат «Кузины» вполне может быть уместен в аэропорту, поскольку концепция буквально заточена под тех, кто перекусывает на бегу или хочет взбодриться горячим кофе и небольшим десертом, — говорит Эрик Шогрен. — Конечно, все зависит от конкретной локации и условий аренды, но очевидно, что аэропорт Толмачево — отличная площадка для магазинов и ресторанов формата «to go», и мы с готовностью вернулись бы к обсуждению».
Однако, по словам господина Шогрена, для эффективной экономической модели магазинов и ресторанов необходим постоянный высокий человеческий трафик. Сейчас же, с изменением экономической ситуации в стране, ощущается отток людей из аэропорта Толмачево. «Из-за резких колебаний обменного курса, к сожалению, люди стали меньше путешествовать и стараются тратить меньше средств во время поездки. Замедлившийся операционный темп заставляет более рационально распоряжаться ресурсами. Таким образом, существующий кризис несколько отодвигает многие компании, в том числе и нашу, от возможности вести деятельность в аэропорту на текущих условиях», — отмечает Эрик Шогрен. Напомним, что в свое время холдинг рассматривал возможность размещения на площадке аэропорта Толмачево ресторана New York Pizza, однако отказался от этой идеи.
Перспективным для развития своей ресторанной группы также считает Толмачево президент ресторанного холдинга «Г.М. Р. Планета Гостеприимства» (бренды «Сбарро», «Восточный Базар», YamKee, «Ёлки-Палки») Мераб Бен-Эл (Елашвили): «У нас есть интерес к открытию в аэропортах как собственных ресторанов быстрого питания, так и франчайзинговых заведений. Хороший пример тому — четыре наших точки в аэропорту Владивосток, которые открыл наш партнер по договору франчайзинга. К слову, эти заведения оказались первым фудкортом в Приморском крае. В Кольцово у нас пять собственных заведений. Однако порой мы сталкиваемся с тем, что региональные аэропорты имеют слишком высокие амбиции, хотя их пассажиропоток значительно ниже, чем у московских. Для себя мы считаем перспективными аэропорты Екатеринбурга, Красноярска и Новосибирска».
Аэропорт Томск: «Стоимость договоров аренды «привязана» к пассажиропотоку»
В пресс-службе аэропорта Томска отметили, что реконструкция аэровокзала и расширение площадей (в том числе коммерческих) произошло в 2013 году. С тех пор количество торговых точек увеличилось вдвое. В залах ожидания открылись три новых кафе. Кроме привычных для аэропортов отделов с сувенирной продукцией, появились магазины аксессуаров, парфюмерии, натуральных продуктов местного производства, сопутствующих путешествиям товаров. Расширились существовавшие до реконструкции отделы — сувениров, печатной продукции, футбольной атрибутики.
В 2014 году увеличилось количество вендинговых аппаратов по продаже напитков и снеков, а с открытием в аэропорту Томска пункта пропуска через государственную границу РФ в мае 2013 года появился магазин беспошлинной торговли — Duty free в зале вылета международных авиалиний. Также в 2013 году было завершено строительство административно-офисного здания, расположенного на привокзальной площади, справа от аэровокзала. В него перенесены VIP-зал, офисы ООО «Аэропорт ТОМСК» и сторонних организаций. В ближайшем будущем расширение не планируется.
«Условия аренды за прошедший год в аэропорту не изменились. Стоимость большинства договоров аренды «привязана» к пассажиропотоку, поэтому арендаторы платят только за фактический трафик», — уточнили в пресс-службе.
По мнению индивидуального предпринимателя, владельца сувенирной лавки в аэропорту города Томска Нины Коптяевой, на сегодняшний день в аэропорту созданы вполне комфортные условия работы для арендаторов. «Единственная проблема, которую можно отметить, заключается в том, что руководство учреждения не всегда стремится к тому, чтобы набор компаний был разнообразным. Так, во многих точках наблюдается довольно схожий ассортимент товара», — считает Нина Коптяева.
Основное направление деятельности лавки госпожи Коптяевой — изделия из бересты, керамики. «Приходят новые арендаторы, видят, что сувениры из бересты продаются хорошо, и начинают торговать ею же, — объясняет Коптяева, добавляя, что она сама в этом бизнесе с 1988 года. — Начиная от финансовой стороны и заканчивая творческой, это нехорошо. И для аэропорта в первую очередь».
В качестве примера госпожа Коптяева приводит в пример аэропорт Суварнабхуми в Бангкоке. «В нем ни одной одинаковой точки при таком колоссальном пассажиропотоке, а я его обошла абсолютно весь, с профессиональным интересом. Даже точки общепита и те совершенно разные. Таким образом, понятно, что наличие уникального круга арендаторов — вполне решаемая задача на уровне аэропорта. Тем более в наших масштабах», — считает Нина Коптяева.
Относительно экономической обстановки, Коптяева не отрицает, что, несмотря на сложные экономические условия, руководство аэропорта неохотно идет навстречу. «Арендная плата растет очень быстрыми темпами и несоизмерима с ростом доходов, а привязка ее размера к пропускной способности аэропорта, на мой взгляд, вещь необоснованная. Будет ли мужчина, уезжающий на вахту, покупать сувениры? А туристы, улетающие в отпуск? Конечно, нет. Таким образом, целевая аудитория нашей лавки существенно сужается».
Но при этом уровень культуры сибиряков, а также гостей региона растет — все чаще спрашивают не мелкую карманную сувенирку, а интересные, запоминающиеся товары. «Одно время мы продавали туеса ручной работы, которые могли по праву занять место в музее, однако у последнего не оказалось средств на их приобретение. В аэропорту их купили довольно быстро. Многие позиции мы не привозим просто потому, что под них не хватает места, а размер арендной платы пока не позволяет расширить торговую точку в аэропорту», — добавляет Нина Коптяева.
Аэропорт Иркутск: «Арендные ставки не завышены»
По данным пресс-службы аэровокзала Иркутск, состав арендаторов за минувший год практически не изменился, их общее количество осталось одинаковым. В основном это павильоны с сувенирной продукцией и другими товарами, таких точек 36. «В них продают изделия из натуральных камней, дерева и кожи, рыбу и орехи, можно купить канцелярию, журналы, книги, бижутерию», — уточняют в пресс-службе. Общая площадь торговых павильонов составляет 547 кв. метров. 14 точек — организации общепита: кафе, павильоны по продаже сладостей. На их долю приходится 698 кв. метров. Еще 32 объекта общей площадью 106 кв. метров — это банкоматы, платежные терминалы, кофе-автоматы и массажные кресла. Более 300 кв. метров занимают офисы представительств авиакомпаний — «Икар», «Ангара», «Аэрофлот», «ИрАэро», «Сибирь», «Трансаэро», «Якутия» и Korean Air.
В связи с кризисными явлениями в экономике в аэропорту Иркутска принято решение в этом году не повышать арендную плату, хотя обычно повышение составляет 10% в год. По словам директора сети пабов Harat’s в Иркутске Елены Серовой, самый большой минус присутствия в аэропорту заключается в том, что там нельзя продавать крепкий алкоголь: «Даже тот, который используется в коктейлях, не может присутствовать на полке».
«Harat’s Pub — алкогольное заведение, и многие гости приходят именно выпить перед полетом. Как вы знаете, немалое число пассажиров не очень спокойно переносит перелеты, а алкоголь помогает расслабиться. Пиво не всегда удобный для этого напиток. Второй минус — нельзя курить, но это во всех заведениях сейчас», — говорит Елена Серова. Относительно динамики среднего чека в сравнении с другими точками сети в Иркутске, которых на текущий момент насчитывается более десяти, Елена Серова, как и ресторатор Денис Иванов, посчитала делать сравнение нецелесообразным: «Невозможно сопоставить, так как речь идет о разных мотивах посещения, разном чеке. Плюс у нас паб в аэропорту без кухни. То есть меню ограничено не только по алкоголю, но и по представленным блюдам».
Уровень арендной платы в аэропорту Иркутска госпожа Серова на данный момент считает приемлемым. «Она не завышена, а вот стоимость рекламы в аэропорту высока и сопоставима с ценами московских аэровокзалов», — заключила собеседница «КС».
Комментарии (1)