Предприниматели ожидают, что стоимость аренды коммерческой недвижимости в ближайшее время либо не изменится, либо снизится. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) среди руководящих сотрудников предприятий в августе 2015 г.*
44% предпринимателей сообщили, что для их компаний коммерческая недвижимость вполне доступна. Чаще так отвечали руководители среднего и крупного бизнеса (около 49%), в то время как для четверти малых организаций аренда площадей не так доступна.
Более трети участников опроса (36%) полагают, что цены на аренду коммерческой недвижимости в ближайшие полгода не изменятся. Еще четверть прогнозируют падение (25%), а каждый четвертый, наоборот, рост (21%). Стоит отметить, что снижение стоимости квадратного метра руководители бизнеса ожидают в среднем на 17%, а увеличение – в среднем на 14% от ее текущей стоимости.
Только 10% руководителей бизнеса отметили, что при необходимости поиска нового офиса они готовы целиком доверить процесс агентству недвижимости. Это в одинаковой мере свойственно как малым, так и крупным фирмам. В каждой пятой организации (19%) намерены в такой ситуации недвижимость искать самостоятельно, параллельно прибегнув к помощи риэлторов. Большинство же предпринимателей (64%) не стали бы обращаться к риэлторам, предпочитая заниматься поиском офиса своими силами. Чем меньше компания, тем такая стратегия оказывается более привлекательной.
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в августе 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменится стоимость аренды коммерческой недвижимости в ближайшие 6 месяцев?», % от всех опрошенных
В целом по выборке |
||
Вырастет |
21 |
|
Не изменится |
36 |
|
Снизится |
25 |
|
Затрудняюсь ответить |
18 |
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Оцените доступность коммерческой недвижимости для таких предприятий как Ваше? При оценке используйте шкалу от 1 до 5, где 1 – совершенно не доступна, 5 – вполне доступна?», % от всех опрошенных в целом и по группам
В целом по выборке |
Размер предприятия |
|||
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Крупное предприятие |
||
Совершенно не доступна |
9 |
12 |
6 |
0 |
Скорее не доступна |
8 |
9 |
5 |
8 |
Сложно оценить |
26 |
24 |
30 |
33 |
Скорее доступна |
17 |
14 |
23 |
23 |
Вполне доступна |
27 |
27 |
26 |
25 |
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Представьте, что Вашему предприятию понадобился новый офис. Доверите ли Вы поиск агентству недвижимости, если цена будет вас устраивать, или будете искать подходящие варианты самостоятельно?», % от всех опрошенных в целом и по группам
В целом по выборке |
Размер предприятия |
|||
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Крупное предприятие |
||
Полностью самостоятельно |
64 |
69 |
57 |
44 |
Будем искать самостоятельно, но также привлечем агентства коммерческой недвижимости |
19 |
14 |
26 |
35 |
Целиком доверим процесс выбора агентствам коммерческой недвижимости |
10 |
10 |
10 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
7 |
7 |
10 |
Источник: НАФИ
Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ:
«Низкий уровень доступности коммерческой недвижимости - наиболее актуальная проблема для малого бизнеса по ряду причин. Во-первых, несмотря на тенденцию к снижению цен на недвижимость, малый бизнес продолжает воспринимать их как довольно высокие, поскольку оплата аренды по-прежнему выступает одной из главных статей расходов. Во-вторых, большинство малых предпринимателей, как правило, интересуют относительно небольшие размеры арендуемых помещений, в то время как арендодатели, наоборот, стремятся сдавать помещения больших площадей. Ситуация усугубляется и низким уровнем информированности бизнесменов о возможностях получения льгот по аренде недвижимости: к примеру, только треть московских предпринимателей (31%) осведомлены о такой мере государственной поддержки. В этой связи для повышения доступности аренды необходимо аккумулировать усилия как государства, так и арендодателей с целью разработки единой информационной платформы, способной интегрировать информацию о балансе спроса и предложения».
НАФИ, 08.09.15.
Комментарии (0)