Госсубсидии как источник финансирования и фактор конкурентной борьбы

Госсубсидии как источник финансирования и фактор конкурентной борьбы

  • «Деньги малому бизнесу! Увеличить объемы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства! Обеспечить бизнес доступными денежными средствами!» - эти и аналогичные, по сути, призывы часто звучат в ходе различных мероприятий, круглых столов и конференций, обсуждающих взаимодействие бизнеса и органов власти. Государство постоянно заявляет об увеличении объемов финансирования предпринимателей, те же в свою очередь по-прежнему слабо её ощущают. Доказательство тому различные опросы, проводимые с целью оценки положения малого и среднего бизнеса в России.

Так, например, согласно исследованию, проведенному в январе 2015 года рабочей группой экспертов ООО «ЦКА «Наше будущее», проблема ограниченности источников финансирования стоит на третьем месте, уступая только острой конкуренции и высокой налоговой нагрузке. И, если острая конкуренция на рынке как проблема может приветствоваться, то высокое налоговое бремя и ограниченность источников финансирования напрямую зависят от государственной политики. 

При этом сохраняется парадоксальная ситуация –  малым и средним предприятиям нужны средства, но за субсидиями бизнес не обращается. Как подтверждение, согласно данным исследования, предприниматели не рассматривают государственную поддержку как основу для своих инвестиций, а значит и дальнейшего развития. Субсидии бизнесу от государства не рассматриваются предпринимателями как реальный источник финансирования.

Этот факт также подтвердил опрос среди представителей малого и среднего бизнеса, проведенный нашей командой. Респондентам был задан вопрос: «Рассматриваете ли Вы как вариант привлечения средств для развития бизнеса данный источник финансирования?»

Как видно из диаграммы, только 5% предпринимателей обращаются за финансовой поддержкой к государству. 

Основной причиной этого, на наш взгляд, является недостаточной уровень информированности потенциальных и действующих предпринимателей.

Необходимо отметить, что объектом поддержки государственными субсидиями является, прежде всего, малый и средний бизнес. Малые и средние предприятия (МСП) – основа экономики страны, а развитие экономики имеет прямое отношение к положению дел у представителей бизнеса, которые обеспечивают работой население и способствуют развитию его социальной поддержки. Субъекты МСП играют наиболее важную роль в экономическом росте и развитии страны, а также в решении социальных задач, особенно когда дело касается отдельно взятых регионов.

Определим значение малого и среднего бизнеса для экономики

  • 1. Обеспечение занятости населения.
  • 2. Удовлетворение спроса на товары/услуги в тех областях, где крупный бизнес не имеет достаточной заинтересованности.
  • 3. Увеличение ВВП.
  • 4. Повышение налоговых поступлений.
  • 5. Усиление конкуренции, обеспечивающей развитие экономики и общественный прогресс.
  • 6.  Модернизация экономики.

Таким образом, поддерживая субъекты МСП, правительство преследует вполне конкретные социально-экономические цели. Но не стоит определять эту активность, как своего рода безрезультатную благотворительность. Малое и среднее предпринимательство рассматривается правительством как один из факторов развития российской экономики и становится особенно актуальным в условиях рецессии и своеобразного исчерпания источников дальнейшего роста. Субсидии бизнесу не следует классифицировать как постоянную опцию, обеспечивающую существование предприятий. Субсидии, прежде всего, должны служить развитию и расширению бизнеса. Выделение денежных средств проектам, которые не могут соответствовать требованиям реальности: достойная зарплата, гибкая ценовая политика, оперативное реагирование на изменения окружающей среды - лишь ухудшает положение государственных финансов и экономики страны поддержкой неэффективных участников рынка.

Стоит отметить, что потенциал развития сектора МСП в России очень высок. В международном сравнении можно с сожалением констатировать: российский малый и средний бизнес играют относительно малую роль в экономике. Так доля экономически активного населения занятого в МСП в России в два раза ниже, чем в Бразилии, и это при том, что экономики наших стран очень схожи.  Сравнение с развитыми странами также не в пользу российского малого бизнеса.

Аналогичная картина наблюдается при сопоставлении вклада МСП в валовый внутренний продукт разных стран. Доля для России составляет 31%, для Бразилии 30%, для развитых стран этот показатель в среднем колеблется от 50 до 60%. Сильно выделяются на этом фоне Италия и Швейцария, где доля предприятий МСП в ВВП составляет 80%. Этим странам удалось создать экономику, основанную на средних предприятиях, занимающихся высокотехнологичным производством.

Основным инструментом финансовой поддержки предпринимательства государством в России является субсидирование с целью стимулирования развития бизнеса. Субсидии облегчают начало предпринимательской деятельности и способствуют ее расширению. 

Большая часть поддержки предпринимательства обеспечивается субъектами Российской Федерации. Региональными правительствами разрабатываются программы развития малого и среднего предпринимательства для стимулирования приоритетных отраслей и территорий. На сегодня различают три основных направления субсидирования, присущие программам развития большинства регионов: субсидии начинающим предпринимателям (в некоторых регионах их называют грантами); субсидии, связанные с компенсацией лизинговых платежей и субсидии, обеспечивающие компенсацию части процентных платежей по кредитам.

Государственные субсидии всегда предоставляются на конкурсной основе. Вероятность победы в таком конкурсе зависит во многом от квалифицированной подготовки всего пакета документов, представляющих проект участника. Центральное место в пакете документов для получения субсидии занимает бизнес-план как документ, который дает обоснование региональной власти для поддержки проекта денежными средствами – безвозвратной субсидией. Хорошо проработанный бизнес-план является серьезным преимуществом в борьбе за государственную поддержку. 

ООО «ЦКА «Наше будущее» имеет многолетний опыт в разработке бизнес-планов для получения субсидий. Центр успешно работает в Москве, Архангельской, Астраханской, Калининградской, Нижегородской, Волгоградской области и в Пермском крае. Нашим специалистам хорошо известны требования положений к проектам, обращающимся за государственной поддержкой. Ежегодно для клиентов центра со всей России разрабатывается порядка 200 бизнес-планов, проводится около 100 финансовых экспертиз готовых бизнес-планов, создается более 10 крупных инвестиционных проектов. За последние три года средний показатель прохождения в конкурсе на получение государственной субсидии среди клиентов центра составляет 80 процентов. Среди наших клиентов присутствуют компании из совершенно разных отраслей: сельское хозяйство, строительство, транспортные услуги, бытовые услуги населению, вторичная переработка отходов, детские центры, медицинские услуги, производство пиломатериалов и древесного угля.

Так, например, одна из организаций занимающаяся гостиничными услугами получила субсидию начинающим предпринимателям в размере 900 тысяч рублей на открытие мини-гостиницы на 8 номеров вместимостью 40 человек. Средства субсидии предназначались на покупку мебели, бытовой техники, предметов интерьера, сантехники и посуды.

В другом разработанном ООО «ЦКА «Наше будущее» проекте компания занимающаяся производством бетонных смесей получила субсидию по компенсации части лизинговых платежей в сумме 5 миллионов рублей. Объектом лизинга выступал автобетоносмеситель.

Оба эти примера дают представление о том, на что направлены государственные субсидии и каким важным преимуществом они являются для малого и среднего бизнеса на всех этапах существования. Безусловно, по мере роста спроса со стороны бизнеса на государственную поддержку, будет расти конкуренция, в которой будут побеждать наиболее проработанные проекты, учитывающие все требования.

В 2011 году на финансирование программ поддержки предпринимательства из федерального бюджета было выделено более 17 млрд. рублей. и более 7 млрд. рублей из бюджетов субъектов РФ. В 2012 году федеральный бюджет предоставил 20,8 млрд. рублей, а региональные бюджеты 8 млрд. рублей. В 2013 федеральный бюджет – 18,5 млрд. рублей, а региональные бюджеты – 6,7 млрд. рублей.

Таким образом, программы поддержки предпринимательства в целом и предоставление субсидий бизнесу в частности активно развиваются. Государство заинтересовано в привлечении бизнеса к сотрудничеству. Однако, существует некоторая информационная разобщенность, которая, прежде всего, вызвана тем, что основная часть помощи приходится  на региональные меры поддержки. Субъекты федерации заведомо обладают меньшим потенциалом продвижения своих программ по сравнению с федеральной властью. Для решения этой проблемы созданы различные ресурсы, объединяющие информацию из регионов в одном месте.

В целом субсидии для бизнеса, при надлежащем уровне информационной освещенности и администрирования, являются достаточно эффективным механизмом стимулирования государством предпринимательской деятельности и экономического развития. Бизнесу, в свою очередь, следует активнее использовать данный канал финансирования, обеспечивающий дополнительный денежный поток, который можно применить как конкурентное преимущество в рыночной борьбе.

 

Александр Усачев,
Финансовый специалист
ОП ООО «Центр консалтинга и аутсорсинга
«Наше будущее» в городе Архангельске.

P.S.: Следующий материал смотрите через неделю.

В ответ на статью выше вы можете присылать свои комментарии и вопросы, на которые мы обязательно ответим здесь, а на наиболее часто задаваемые профильный специалист ответит в одном из следующих материалов. Вы также можете предлагать темы для рассмотрения в последующих блоках.

Следующим после статьи материалом выйдет видео, в котором наш эксперт расскажет о том, что такое финансовая поддержка от государства – субсидии. Где также ответит на вопросы: кто может на них претендовать, какие существуют ограничения для получателей поддержки, что нужно для получения субсидии, от чего зависит прохождение в конкурсе и многое другое. 

Телефон: 8 (495) 668-09-38 и 8 (950) 256-95-05

Группа ВКонтакте и страница на Facebook.

Автор и инициатор проекта:  
Чухина Анастасия Владимировна,  
директор обособленного подразделения в г. Архангельске ООО "ЦКА "Наше будущее"

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться, используя аккаунт