Салоны красоты были и остаются очень популярным направлением бизнеса в России и за рубежом. На сегодняшний день в одной только Москве уже больше 12 тыс. салонов красоты с разной ценовой политикой и разным спектром услуг.
Интерес предпринимателей к заведениям красоты, как идее для бизнеса, объясняется тем, что практически каждый из нас следит за своей внешностью и так или иначе проводит определённый минимум процедур, направленный на поддержание своего внешнего вида. Соответственно парикмахерские и тому подобные заведения не исчезнут с рынка, как обычное новомодное течение, потому что люди никогда не перестанут в них ходить.
Однако тот самый минимум необходимых процедур у каждого человека свой, поэтому заведения красоты сегодня учитывают различные предпочтения клиентов. Для кого-то приемлемо в месяц потратить 500 рублей на стрижку и больше в салоне не появляться, а для кого-то – ежемесячно оставлять по 10 тыс. рублей в студиях красоты является нормой. Соответственно салоны, как правило, делятся по ценовой категории: эконом, средний, премиум – и различаются по формату:
Также стоит учитывать, что основными клиентами салонов красоты являются всё-таки женщины, соответственно большинство из них априори тратят на красоту больше средств, чем обычный мужчина. Среднестатистическая представительница прекрасного пола расходует на салонные услуги около 5 тыс. рублей в месяц, хотя данная цифра весьма условна, потому что цены в различных регионах России отличаются, да и образ «среднестатистической женщины» очень размытое понятие.
Помимо стандартных салонных услуг, в заведениях красоты подразумеваются дополнительные: солярий, make up, консультации диетологов, психологов, стилистов и т.д. Таким образом, бизнес на салонах красоты подразумевает большие возможности для развития предприятия. Главное – грамотно определить вашу целевую аудиторию и комплекс необходимых для неё услуг.
Стоит отметить, что почти в каждом из представленных выше форматах салонов красоты существуют франшизы. И по сути, предпринимателю, желающему работать в том или ином направлении бьюти-сферы, нужно только определиться с видом заведения и выбрать надёжное франчайзинговое предложение.
Однако в независимости от того, решите ли вы открывать бизнес по франшизе или самостоятельно, в сфере услуг красоты существуют определённые особенности одинакового важные, как для франчайзи, так и для вольных предпринимателей. Рассмотрим некоторые из них.
Именно эти три постулата выделила руководитель сети brow bar-ов «Другой взгляд» Маргарита Зеленкина. Стоит отметить, что аналогичного мнения придерживается и Игорь Стоянов – родоначальник салонов красоты Persona Lab: основное – это мастера, месторасположение помещения, грамотные управленцы, а также умение доверять профессионалам то, в чём вы не разбираетесь самостоятельно.
Исходя из таких соображений, компания «Другой взгляд» решила, что brow bar-ы её сети будут располагаться исключительно в торговых центрах на местах с хорошим трафиком.
«Проще сесть на уже имеющийся поток людей и направлять его к себе, чем открываться в каком-либо отдельном месте и нарабатывать трафик с нуля» - делится Маргарита Зеленкина.
Найти подходящую арендную площадь вы сможете в каталоге Торговые центры России от БИБОСС.
Ставка на площадь в торговых центрах также обусловлена тем, что сегодня женщины (основной потребитель услуг красоты) хотят хорошо выглядеть и тратить на это мало времени. Зайдя в ТЦ, они могут купить продукты, одежду – в общем, всё необходимое и тут же, буквально за час, «привезти себя в порядок». Поэтому сегодня особенной популярностью пользуются экспресс nail и brow bar-ы.
Следуя этой тенденции, сеть салонов красоты «BABOR» предусмотрела мини-формат заведения на 40-60 кв.м «Бутик&Кабина красоты». Он представляет собой точку по продаже профессиональной косметики, а также зону услуг макияжа и процедур по уходу за лицом. Такой салон требует большой проходимости, поэтому предназначен в основном для размещения в торговых центрах. Цель такого заведения всё та же: предоставить клиентам возможность быстро купить необходимую продукцию для ухода за собой, сделать макияж, например, на праздник, и провести процедуру для лица, никуда специально не катаясь.
Стоит учитывать, что «BABOR» – это полноценный салон красоты, включающий широкий спектр косметологических и спа-услуг. Однако требования времени обязуют подстраиваться компании под существующие условия, в независимости от изначально выстроенной концепции заведения. Всё для того, чтобы не погибнуть на рынке с высокой конкуренцией.
К тому же, сегодня многие клиенты переходят из своего привычного сегмента –скажем, премиум-класса – на уровень ниже. Зная это, салоны стараются удержать клиентуру и предлагают аналогичные услуги, но за меньшие деньги. Например, дают потребителю возможность выбрать между маркой косметики, которую заведение использовало обычно, и более дешевой линейкой продукции. Клиент, предпочитая второй вариант первому – экономит средства, но остаётся в привычном салоне, не переходя в другой, а заведение, тем самым, не теряет своих «постоянников».
Что касается салонов эконом-класса, то в кризисное время они оказываются в выигрышном положении. Они в принципе пользовались популярностью за счёт удачного соотношения цены и качества, а после того как, потребители стали экономить и вдумчиво тратить деньги, поток посетителей только увеличился.
Но и в эконом-сегменте не всё так гладко. По словам франчайзи сети парикмахерских, которые пожелали остаться анонимными, последние несколько месяцев они находятся на грани выживания, и сказать пока в чем дело – в кризисе, во франшизе или в действия партнёра – нельзя. Если ситуация никак не изменится, они будут вынуждены просто закрыться, несмотря на то, что, казалось бы, работают в эконом-сегменте.
Франчайзи салонов «Точка красоты» также вынуждены идти на определенные изменения, чтобы окупать свои вложения. Например, некоторые из них организовывают для своих мастеров определённую «лесенку ставок». Изначально специалист получает 35% от выручки с клиента, и только за определённые заслуги и продуктивность его процент может стать выше. Есть и другой вариант. Франчайзи просто «урезают» ставку всех мастеров, то есть если процент до этого был фиксированный – 50%, то сейчас он снизился до, скажем, 40%.
Вторым важным моментом для салона красоты является качество услуг. А услуги оказывают мастера салона. Соответственно встаёт вопрос о том, как их выбирать и какие возможности предоставляет рынок.
Как правило, если у компании есть франчайзинговое направление, то и своих мастеров, и мастеров франчайзи они обучают самостоятельно. Возможны разные варианты обучения: мастера на определенный период съезжаются в образовательный центр или стажируются непосредственно на местах. Однако салон «Persona», например, предоставляет возможность владельцам заведений красоты не заниматься набором и обучением персонала. По договору вам предоставляют обученных мастеров, и все возникающие проблемы решаются уже непосредственно через компанию «Persona».
Серьёзный подход к вопросу набора квалифицированных сотрудников на самом деле очень важен. Дело в том, что для того, чтобы клиент стал постоянным, ему должно понравиться всё с первого раза и более того, каждый раз, когда он приходит в салон, качество оказываемых услуг должно его устраивать. Это, согласитесь, задача не из простых, и требует от заведения высокого уровня сервиса, который обеспечивается за счёт хороших специалистов и должного обучения персонала самой компанией.
Этот вопрос относится к третьему ключевому фактору успешного развития салона красоты: грамотному управлению. Большинство воспринимают салоны красоты как бизнес, который покупают женам или дочерям состоятельных людей. Отчасти это правда и, как говорят руководители отделов франчайзинга, франшиза для них наиболее благоприятный вариант. Это объясняется тем, что такие франчайзи никогда в своей жизни не работали и не знают, как строить бизнес, а в случае с форматом франшизы «под ключ» – их всему обучают и дают готовый бизнес.
Что касается франчайзи, не входящих в категорию «детей и жён» богатых людей, то их побуждает открыть салон по франшизе, тот факт, что известный бренд заведения красоты – многое значит в бизнесе, где всё строится на доверии клиента. Потому что пока вам не сделают стрижку или маникюр – вы не узнаете о качестве предоставляемых здесь услуг.
Однако работа под брендом предполагает определённые обязанности, например, во франчайзинговом договоре с «Точкой красоты» 12 страниц из 28 занимают штрафы в случае нарушения единых стандартов сети. Конечно, мнение и предложения франчайзи учитываются, но для франчайзинговых сетей любой сферы – главное сохранение единых стандартов работы.
Плюсы и минусы открытия салона красоты по франчайзингу очевидны. При покупке качественной франшизы, вы получаете проработанные бизнес-схемы и ценный коммерческий опыт франчайзора за счёт чего можете быстро открыть и окупить свой бизнес. Минусы заключаются в том, что полностью самостоятельно управлять своим бизнесом вы не сможете, так как будете ограничены рамками, установленными франчайзором.
Плюсы же конкретно этой сферы бизнеса в том, что вам не нужны объемные склады, у вас нет товара, который портится и который срочно нужно продать. Однако в противовес у вас возникают проблемы другого рода: квалификация мастеров, вежливость персонала и прочее.
Минусы в том, что во время кризиса люди, конечно, не смогут отказать от стрижки, но они могут отказать от многих других, дополнительных услуг, которые занимали значительную долю в выручке салона и перейти в сегмент с более низким уровнем цен. К тому же, на сегодняшний день очень популярны частные мастера, которые работают не только на дому и с выездом, но также снимают небольшие помещения и нарабатывают своих клиентов, создавая конкуренцию.
К тому моменту, когда экономический кризис коснулся рынка салонов красоты, на нём уже появились достаточно необычные форматы заведений, в том числе по франшизе, например, детские парикмахерские, парикмахерские совмещённые с магазином одежды, парикмахерские-квартиры, барбершопы и прочее. Однако возникает вопрос об их жизнеспособности в новых условиях.
Так ли важно отвезти ребёнка именно в детскую парикмахерскую, если его можно постричь в обычной? Так ли нужна роскошная, намасленная борода, если уход за ней требует больше двух тысяч в месяц? Иными словами оправданы ли такие «фишки», когда населению не хватает денег?
Конечно, мы все хотим всегда попробовать что-то новое, но придут ли во второй и в десятый раз к вам клиенты? Решение будет зависеть только от соотношения цена-качество-удобство.
И даже если вы решили открыть вполне обычное заведение, остаётся вопрос: начинать бизнес самостоятельно или по франшизе? Если у вас есть опыт работы в индустрии красоты, и вы можете обеспечить своему салону хорошую проходимость, отличных мастеров и управленцев, то возможно франшиза вам и ни к чему. Однако если открытие парикмахерской или nail bar-а для вас «тёмный лес», то стоит всё-таки найти себе достойного наставника в лице франчайзора.
Главное, при выборе франшизы, не забывайте о вышеуказанных особенностях сферы деятельности и экономике сегодняшнего дня. Грамотно и критично оценивайте обещания компании, потому что работать с этим бизнесом вам и вкладывать в него свои деньги и средства.
beboss.ru, 20.01.16.
Комментарии (0)