«Я понимал, что женщины больше тратят. Есть кризис, нет кризиса, они всегда найдут деньги на себя», – уверенно говорит Сергей Игохин, новоиспечённый обладатель сети фитнес-клубов для женщин «Броско-фитнес». Пять лет назад с этими же мыслями и уверенностью в росте фитнес рынка Сергей купил франшизу «Броско-фитнес» и открыл свой фитнес-клуб с новой тогда концепцией круговой тренировки. Прошло 5 лет и сегодня Игохин не только обладатель трёх прибыльных клубов в Оренбурге, но и владелец франшизы и всей сети из 11 предприятий в 7 городах. В июне прошлого года Игохин купил сеть «Броско-фитнес», и превратился из франчайзи в франчайзора. Теперь именно он будет развивать сеть женских фитнес-клубов вместо бывшего владельца Евгения Иванова, который сегодня поглощен развитием IT-бизнеса.
Сеть «Броско-фитнес» не просто перешла в управление одного из франчайзи, она была выкуплена им у основателя. Как удалось выяснить, ориентировочная стоимость сделки составила 5 млн. рублей.
Незаурядность этой сделки заключается в том, что передача прав на владение франшизой и покупка всей сети – явление редкое не только для России, но и для мирового рынка франчайзинга.
Франчайзинговые сети обычно не продаются.
Они могут приостанавливать свою деятельность, закрывать предприятия, расторгать договоры с действующими партнёрами и т.д. В России, например, бывали случаи поглощения одним франчайзи своих менее успешных коллег. Так было в сети Milavitsa и в одной из сетей ресторанов, принадлежащей ГК «Росинтер». Но тем не менее, партнёр всегда оставался партнёром с n-ным количеством собственных предприятий, и никогда – владельцем всей сети.
Покупку «Броско-фитнес» в этом случае можно назвать феноменом франчайзинга. А развитие самой сети – пособием для начинающего франчайзора. По словам уже бывшего владельца и основателя сети «Броско-фитнес» Евгения Иванова, «как начинающий предприниматель, я сделал все ошибки, которые могли быть». Тем не менее, не смотря на самокритичность бывшего владельца, сеть «Броско-фитнес» перешла в новые руки прибыльным и действующим бизнесом, несмотря на то, что уже год работала в автономном, «спящем» режиме.
Идея создания собственной франчайзинговой сети фитнес-центров исключительно для женщин пришла Евгению Иванову в 2009 году. К тому моменту он уже был владельцем успешной консалтинговой компании FRANSH Стратегия роста, работающей на рынке управленческого и IT консалтинга. С 2004 года компания работала над построением розничных, филиальных и франшизных сетей. Среди клиентов FRANSH Стратегия роста были такие компании, как ГК «Спортмастер», сеть АЗС «Газпромнефть», сеть отелей «Азимут», Национальный банк сбережений (НБС), «Milavitsa» и многие другие.
По сути, FRANSH Стратегия роста была первой консалтинговой компанией в России, которая комплексно подходила к решению вопроса о развитии бизнеса по франчайзингу, предлагая полный спектр услуг от аудита и анализа «франшизоспособности» до разработки полного франчайзингового пакета и повышения эффективности существующей системы с использованием технологических сервисов для франчайзеров.
Не удивительно, что, в конце концов, Евгений Иванов пришёл к мысли, что пора экстраполировать накопленные знания и опыт на развитие собственного бизнеса по франшизе. Нет, молодой бизнесмен вовсе не собирался открывать собственный фитнес-клуб. Целью было создать франчайзинговую сеть под названием «Броско-фитнес» с использованием уникальных бизнес-процессов и IT-технологий.
5 лет работы в консалтинге позволили создать идеальную концепцию для франчайзинговой сети со своей идеологией и эксклюзивным технологическим оснащением. Иванов подошёл к фитнес-индустрии с другой стороны, предложив свой вариант «начинки» бизнеса в этой сфере.
В «Броско-фитнес» ставка была сделана на выдающийся сервис с Wow-эффектом, который достигался не только благодаря строгим стандартам обслуживания, но и с помощью особой ERP-системы.
Уникальность созданной для «Броско-фитнес» ERP-системы состоит в том, что каждый клиент, приходивший в клуб, сразу же попадал «в оборот». Каждый потенциальный клиент превращался в лида. Каждый клиент, купивший абонемент, проходил все круги сервиса от «Броско-фитнес» снова и снова.
Во главу угла в «Броско-фитнес» ставится Клиент – женщина, забота о её потребностях и возможностях, желаниях и комфорте. Взаимодействие клиентки с фитнес-клубом не ограничивалось только первоначальными обязательными контактами, такими как экскурсия, консультация врача и диетолога, разработка персональной программы тренировки и т.д. IT-система просто не давала персоналу клуба забыть о ком-то – вновь и вновь ставя задачу совершить контакт с каждым клиентом, который попадал в систему.
Для любого сотрудника Броско-фитнес, будь то владелец, администратор или тренер, в системе создавался личный кабинет, настроенный индивидуально под задачи того, кто им пользуется. А синхронизация сайта с мобильным приложением сделала систему максимально удобной для пользования.
Таким образом, регулярное общение и забота со стороны персонала не давали клиентам возможности даже подумать о том, чтобы перестать ходить в Броско-фитнес.
Таким образом только за 4 года работы 60 000 женщин стали клиентками «Броско-фитнес».
При этом каждой из них также предлагался широкий спектр дополнительных услуг. Это давало лишний повод для контакта с клиенткой и служило источником дополнительного дохода фитнес-клуба.
Создание подобной сервис-ориентированной IT-системы, по словам Евгения, потребовало огромных вложений, но они того стоили, так как позволяли добиться максимальной эффективности, что в свою очередь приносило стабильную прибыль.
Благодаря предельно проработанным процессам работы, оригинальной концепции и симпатичного дизайна франшиза «Броско-фитнес» привлекала предпринимателей, и сеть начала активно расти. Иванову удалось продать первые три франшизы в Москве, Оренбурге и Алматы, имея на руках только презентацию и бизнес-концепцию. Нужно заметить, что стоимость франшизы тогда составляла 1 млн. рублей. Баснословные деньги для франшизы в то время.
Первые результаты были многообещающими. Уверенность в успехе подкрепилась последующим всплеском заявок на открытие «Броско-фитнес» по франшизе в разных городах страны. Иванов надолго начал пропадать в командировках, открывая новые и новые клубы.
Таким образом, «Броско-фитнес» рос день ото дня, что позволяло рассчитывать на 100 работающих клубов уже через 3 года. Но свои корректировки в планы франчайзора внесла неопытность и нерегламентированность франчайзинговой деятельности в России.
Проблемы начались не сразу. Первым клубом, который окупил себя меньше чем за год и демонстрировал высокие финансовые показатели, стал фитнес-клуб в Астрахани. Однако именно этот клуб и стал первым в череде тех, кто, обучившись всему у управляющей компании и получив все разработки, вышел из сети, поменяв название на «Быстро-фитнес». Причём при попытке управляющей компании вразумить вышедшего из-под контроля франчайзи, в игру вступили силовые структуры, поддержкой которых заручился астраханский партнёр. Опыт безнаказанного выхода из-под управляющей компании вскоре стали перенимать и другие партнёры. Клубы активно открывались, но и так же активно закрывались. Точнее выходили из сети, продолжая работать уже под другим названием, или попросту прекращая выплачивать роялти.
В это время Иванов всё больше внимания и сил стал уделять другому проекту в IT сфере, делегировав управление и развитие Броско-фитнес своей команде. Именно отход от активного управления франчайзинговой сетью, по мнению бывшего владельца «Броско-фитнес», и стало главной причиной остановки роста.
«Управление франшизной сетью – это особая деятельность, не похожая на обычный бизнес»,
– отмечает Евгений Иванов. – «Очень важно быть лидером, питать людей энергией и мотивацией». Отсутствие лидера чревато стратегическими ошибками, которые совершает команда, нацеленная на определённые цели, приводящие к ежеминутному росту, но влекущие последующий спад и рецессию.
В тот период перед своей командой Иванов ставил задачи сделать каждый клуб максимально прибыльным. Под сомнение ставилось всё. Формат фитнес-клубов менялся от партнёра к партнёру, от города к городу. Мультиформатность привела к тому, что привести всех франчайзи к единому знаменателю и анализировать показатели для дальнейшего развития стало попросту невозможно. Партнёры видели, что могут получать больше прибыли и без советов управляющей компании.
Получив эффективную бизнес модель и эксклюзивное IT-систему в помощь фитнес-бизнесу, партнёрам-франчайзи становилось в тягость носить название Броско-фитнес, соблюдать все требования и тем более выплачивать роялти. Как следствие они начинали искать пути избавиться из-под крыла управляющей компании… и находили их, благодаря тому, что франчайзинг в России не регламентирован законодательно. Нужно отметить, что большинство клубов, вышедших из сети, сегодня продолжают успешно работать на том материале, который они получили как франчайзи «Броско-фитнес».
Спустя некоторое время сеть начала испытывать большие трудности. Пик кризиса пришёлся на 2012 год, когда единственным «верным» клубом остался партнёр из Оренбурга, тот самый Сергей Игохин, ныне владелец. Конечно, в то время у него даже и в мыслях не было становится на место Иванова, тем более, что последний в 2013 году снова взял развитие сети в свои руки.
Работающие сегодня клубы «Броско-фитнес» открылись именно в период с 2013 по февраль 2014 года. Тогда же были закрыты все возможные дыры в договоре франшизы.
Выйти из сети безнаказанно теперь стало невозможным.
Казалось бы, всё вернулось на круги своя. Однако, второй проект Иванова, который развивался параллельно «Броско-фитнес», стал приносить свои плоды. Иванов понимал, чтобы не потерять оба проекта разом, придётся выбирать. И выбор пал на IT-бизнес. «Броско-фитнес» прекратила расти с февраля 2014 года. Команда была распущена, заявки на покупку франшизы перестали обрабатываться. «Броско-фитнес» перешёл в «спящий» режим, но ненадолго.
Чтобы окончательно не загубить своё детище, Иванову пришла идея продать всю сеть «Броско-фитнес». Однако, сказать проще чем сделать.
Франчайзинговая сеть – не парикмахерская, которая может вечно переходить из рук в руки.
Пережившая и взлёты, и падения сеть нуждалась в новом лидере. Человеке, который знает всю подноготную этого бизнеса и готов развивать его так же активно, как это делал Иванов. Таким человеком стал Сергей Игохин, франчайзи «Броско-фитнес», который успешно открыл в своём городе 3 фитнес-клуба.
Конечно, на предложение о покупке всей сети Игохин дал согласие не сразу. Во-первых, предстояло иметь дело с продуктом, который уже больше года не развивается. Во-вторых, необходимо было с нуля выстраивать взаимоотношения с действующими партнёрами. Но с другой стороны, предприниматель из Оренбурга понимал, что в силах выйти на более высокий уровень. Сделать это с другим бизнесом, особенно в сфере торговли, в современных условиях представлялось маловозможным. Взвесив все за и против, Сергей всё-таки решился взять на себя ответственность не только за себя и свой бизнес, но и за бизнес действующих и будущих партнёров «Броско-фитнес». Тем более, сумма сделки показалась Сергею вполне приемлемой, учитывая сколько уже было потрачено и вложено в проект за 5 лет существования.
Сегодня Сергей Игохин активно входит в курс дел – времени терять нельзя. Бывший франчайзи быстро вошёл в роль франчайзера, и теперь уже он ставит перед собой цель открыть за 5 лет 50 новых клубов.
beboss.ru, 12.02.16.
Комментарии (0)