- Основная особенность бизнеса по франшизе — системность, понятность и прибыльность продукта, готового к быстрому масштабированию. Только такой проект может быстро и эффективно расти по франчайзинговой модели. В кризис покупку франшизы можно назвать хорошим решением, ведь средства инвестируются в уже проверенный бизнес-проект. К тому же большинство брендов, продающих франшизу, открыто делятся финансовой информацией, а это важный показатель для любого инвестора. Еще одно преимущество компаний, работающих по франчайзингу, достаточное количество ресурсов для обеспечения стабильной закупочной цены, грамотного маркетинга и тренинговой поддержки, словом, — всего, что страхует владельца бизнеса от убытков.
- Во-первых, смотрите на стоимость. Прибыльные модели по определению не могут иметь низкий уровень роялти (6-10%). Многие инвесторы выбирают малобюджетные проекты, а это изначально неверное решение, которое зачастую приводит к банкротству. Если модель действительно работает, значит, франчайзер вкладывает деньги в постоянное развитие, анализ, маркетинг, учебные материалы, новые продукты и т д. — все это стоит денег и, следовательно, повышает итоговую стоимость франшизы.
Во-вторых, обратите внимание на степень открытости компании. Если франчайзер продает реально работающий проект, он с удовольствием расскажет о своем бизнесе: покажет свои финансовые результаты, познакомит с существующими франчайзинговыми точками. В вопросе покупки франшизы прозрачность крайне важна.
В-третьих, не поленитесь самостоятельно проверить франшизу: соберите вторичную информацию в интернете, посетите ее филиал в качестве «тайного покупателя» и, наконец, спросите мнение о перспективе вашей идеи как минимум у 10-12 людей, которым вы доверяете.
- Возможно, это покажется банальным, но франчайзинг подразумевает покупку уже проверенного бизнес-рецепта. Поэтому главное, что нужно сделать при его приобретении, — следовать уже написанным правилам. Конечно, это не означает, что предприниматели не имеют права привносить в бизнес что-то свое, новое, наоборот, они обязаны делать это в рамках уже установленных процедур. Вторая составляющая успеха — личное участие человека в бизнесе. В некоторых странах даже есть условие, что владелец франчайзинга обязан уделять 50% времени делам своей компании. На мой взгляд, это абсолютно адекватный подход, так как в развитии собственного дела должен быть заинтересован в первую очередь сам владелец, а уже потом члены его команды.
- Пожалуй, самой распространенной ошибкой во франчайзинге я бы назвала самодеятельность. Часто новоиспеченный владелец сети пытается изобрести велосипед и решить какую-то проблему по-своему. Конечно, инициативность приветствуется, но по факту с большинством проблем во франчайзинговом бизнесе уже справились тысячу раз до него. Более того, весь этот опыт уже упаковали в подробное руководство, снабдили рекомендациями и описанием рисков. Возможно, предприниматель в итоге сам решит проблему, но наверняка потеряет при этом как минимум время, а быть может, и деньги. С подобными ошибками в нашей сети мы боремся регулярными визитами специальных консультантов по франчайзингу.
Я бы советовала новичкам придерживаться трех правил:
- Я не могу назвать ни одной сферы, где франчайзинг бы не работал — за ним будущее: менее рискованное и более прибыльное. По такой схеме масштабирования успешно могут существовать абсолютно все: рестораны, лаборатории, IT-компании, салоны красоты. Более того, лично я считаю, что бизнес по франчайзингу — это действительно здоровый бизнес. Он объединяет две группы людей: тех, что работают над развитием концепции, анализом потребителя, улучшением операционной модели, и тех, которые «в полях» продвигают продукт в массы. По сути, вторые и есть клиенты первых, из их симбиоза в результате возникает пластичная, адаптивная, клиентоориентированная и живая бизнес-модель.
- Кризис — это оправдание для неудачных бизнес-моделей. Любой проект способен адаптироваться к кризису, научиться существовать в его реалиях. Я убеждена, что для грамотной бизнес-модели в кризис ничего не меняется, для сомнительных же моделей кризис — это своеобразный фильтр: не можешь соответствовать — исчезнешь. Абсолютно такая же история происходит и с франчайзингом: если в кризис он приносит вам прибыль — это успех, если нет — не стоит обманывать себя и своих клиентов.
Комментарии (0)