Для начинающего предпринимателя есть несколько вариантов открытия своего бизнеса: начать собственное дело «с нуля» или купить уже готовый шаблон — франшизу.
Второй случай предпочтителен для людей без опыта в предпринимательстве, однако, тоже требует определенных знаний, навыков и четкого понимания механизма работы бизнеса, открытого по франчайзингу.
Существуют основополагающие понятия, которые формируют не только окончательные инвестиции в ваш бизнес, но и дальнейшие взаимоотношения с вашим партнером — франчайзором.
Одно из таких понятий франчайзинга — это роялти или, говоря простым языком, «абонентская плата» за пользование брендом и интеллектуальной собственностью франчайзора.
Существует несколько вариантов взимания роялти:
Куда пойдут эти деньги? Большинство франчайзоров при помощи данных ежемесячных платежей покрывает свои расходы на продвижение бренда, либо на обслуживание и консультирование франчайзи.
Причем практически у каждой компании свои «правила игры»: кто-то используют регрессивную или прогрессивную шкалу расчета, кто-то помимо роялти требует отдельной оплаты рекламных расходов, а некоторые франчайзоры вообще не взимают ежемесячных платежей.
Франшиза — это продукт, а за каждый товар, будь то платье или булка хлеба, производитель должен получать деньги, которые идут на покрытие издержек, возникших во время производства изделия, а также формируют прибыль собственника товара.
Потому что любой бизнес создаётся для того, чтобы зарабатывать деньги.
Так и франчайзор, продавая свой продукт — франшизу, рассчитывает получить прибыль. Но поскольку каждый бизнес-проект индивидуален, а значит и расходы на содержание и обслуживание франшизы различаются по своему характеру и объему. Поэтому и возникают различные способы формирования «наценки» на «товар» в виде роялти.
Несмотря на то, что ежемесячная плата за пользование франшизой целесообразна, не стоит забывать, что перед тем, как заключить договор о партнерстве, необходимо проверить насколько экономически обоснован размер роялти.
В развитых странах существует фиксированная ставка роялти для каждой отрасли, в нашей стране франчайзинг — явление молодое, не закрепленное законодательными актами, а значит и фиксированные ежемесячные платежи франчайзоры устанавливают на своё усмотрение.
С франшизами от международных компаний дело обстоит проще: за рубежом размер роялти экономически обоснован и действительно направлен продвижение бренда.
С российскими компаниями всё обстоит гораздо сложнее, каждый франчайзор по своему усмотрению устанавливает размер роялти, и может и не доказывать оправданность его объема и периодичности.
Но вы должны понимать перед тем, как вступать в бизнес, сможете ли вы выплачивать подобные суммы без ущерба для бизнеса.
Поэтому всегда проверяйте наличие роялти в бизнес-плане от компании, предлагающей франшизу, уточняйте у франчайзора тот объем услуг, консультаций, рекламных материалов, которые вам будут оказаны во время действия договора. Если вместо роялти вы обязаны закупать определенный объем продукции франчайзора, проверьте, сможете ли вы реализовать его в указанный период и готов ли партнер пойти на некоторые уступки, в случае если бизнес «не пойдет».
Лояльность франчайзора и его умение не только объяснить, но и обосновать разумность наличия и размера роялти, должно склонить вас в пользу сотрудничества с данной компанией.
Главное качество, которое поможет вам выбрать действительно работающую франшизу — это любопытство. Спрашивайте у франчайзора любую интересующую вас информацию, поверьте любой специалист по работе с клиентами с удовольствием объяснит вам всю суть понятий франчайзинга, механизм работы, роялти и прочие экономические показатели. Лучше разобраться во всех непонятных моментах еще до сделки, чем после называть франчайзора «мошенником».
Комментарии (0)