Сделав первый успешный проект, предприниматели часто начинают думать о том, как его растиражировать с помощью франчайзинга. Если человек не задумывается об этом сам, к нему обязательно приходят с такой идеей. Сегодня в рубрике «Своё дело» - о том, почему франчайзинг – это очевидный, но не простой путь развития и о том, как сделать такое сотрудничество успешным.
«Принимая решение о запуске франшизы, заставьте себя посмотреть на свой бизнес со стороны. Есть ли у вас система, которую можно масштабировать, или вы обладаете только товарным знаком и уникальным, как вам кажется, продуктом? Ответьте себе честно на следующий вопрос: если вы исчезнете на неделю и выключите телефон, не рухнет ли все, как карточный домик?», - дает совет Алексей Гисак.
В том случае, если в арсенале – хороший или даже уникальный продукт, но нет системы и владелец вовлечен во все бизнес-процессы, такая компания не может работать по системе франшиз, пишет «Секрет фирмы».
«Уникальный продукт» — абстрактная категория. Скопировать можно что угодно. Тем более, люди приходят, и люди уходят — рано или поздно ваш «уникальный» продукт всплывет в другом месте. Если, конечно, он по-настоящему хорош», - говорит эксперт.
Франчайзи на самом деле платит за систему, которая даст возможность повторить успех, избежав ошибок, которые допустил создатель бизнеса.
«Если вы, как я, делаете бизнес в HoReCa и у вас не больше трех заведений, вы, на мой взгляд, еще не понимаете, в чем состоят объективные факторы успеха. Дела могут идти хорошо просто потому, что вам везет, удачно сложились звезды. Только когда распространите успех еще хотя бы на парочку мест, получите модель и систему, которые нужны вашим потенциальным партнерам», - говорит Гисак.
«Почему я так переживаю о том, как будет работаться моим партнерам? Потому что моя задача — сделать так, чтобы они работали не хуже меня и чтобы франшизные ничем не уступали моим собственным. Если у владельца бизнеса бардак в его заведениях и ему все время приходится тушить пожары, то у его франчайзи это будут не пожары, а стихийные бедствия. Создавая франшизный пакет, вы ищете плохо работающие процедуры, совершенствуете их или устраняете. Франшиза — полный клон вашего бизнеса. Если что-то не работает у вас, не сработает и у партнеров», - говорит бизнесмен.
Важнейшее отличие правильно устроенной системы от модели на ручном управлении – это роль персоналий.
«Если у вас все хорошо, когда смена у Васи, но, когда его меняет Сережа, вечно случается какая-то, ерунда, вашему бизнесу есть куда расти. Искать на место Сережи еще одного Васю не советую. Бывает, что Васи уходят. И что вы тогда будете делать?», - поясняет Алексей Гисак.
В основе всех бизнес-процессов должны быть функции, a не люди. Зависимость от человеческого фактора никуда не приведет бизнес, владелец может стать даже заложником незаменимого сотрудника.
«Почувствовав, что вы от него зависите, он начнет диктовать вам условия, менять правила, угрожать уходом. В результате вы не получите стабильность ни в продукте, ни в сервисе — и тем более ее не будет у ваших франчайзи. Система должна порождать эффективных бойцов, а не бойцы — систему», - говорит эксперт.
Стандартизация технологических процессов — это необходимое, но не единственное условие. Для того, чтобы бизнес начал работать как механизм, который можно воспроизвести, нужно сделать еще две вещи.
«Дайте всем вовлеченным в процесс сотрудникам простые и удобные инструменты для исполнения ваших стандартов. Допустим, в моей технологической карте написано, что соевого соуса нужно ровно 20 мл, а основного — 80 мл. Значит, на уровне системного решения нужно, чтобы во всей сети появились половники именно такого объема. Ну или чуть больше. Решение должно быть системным, и вы должны продумать его заранее, чтобы ваши сотрудники в моменты запары не думали вообще. Чтобы им нужно было помнить только про заказ, который нужно выполнить. Чем больше деталей повару приходится держать в голове, тем больше будет косяков», - констатирует предприниматель.
После того, как стандарты разработаны, нужно довести их выполнение сотрудниками до автоматизма. Достигнуть это можно двумя инструментами: тотальным контролем и ситуативными тренингами.
«Чтобы сотрудник сам все делал как надо, он должен быть глубоко убежден, что его действия очень важны. А как он в этом убедится, если он, к примеру, забывает класть 5 г сахара в вок, а вы этого не замечаете? Получается, нет никакой разницы, кладет он их туда или не кладет. Менеджер должен видеть все, отмечать ошибки и создавать у подчиненных привычку поступать правильно», - поясняет Алексей.
Вспоминая процесс налаживания сети, он говорит:
«Чтобы обеспечить качество работы наших франчайзи, нам пришлось сначала перенастроить собственные процессы. Например, чтобы не нужно было в каждом заведении воспроизводить полный производственный цикл, мы наладили поставки собственного продукта в виде полуфабрикатов. Собрать паззл из четырех элементов — уже готового соуса, начинок, лапши и овощей — проще, чем делать все самостоятельно. Чтобы минимизировать вероятность косяков и ошибок с продуктом на местах, мы укрупнили и упростили и другие процессы.
Собрав идеальный механизм, тщательно пойдите к выбору тех, кому доверите им управлять. Ошибка в выборе партнера может обойтись вам дорого. Я знаю примеры того, как закрытие одного неудачного объекта запускало цепную реакцию. Партнер может переоценить перспективы собственного региона, ему может не хватать операционного опыта и уверенности, он может думать, что за него все сделают. Какие бы ошибки он ни допустил, вы будете расплачиваться вместе с ним».
Комментарии (0)