Очень часто размышления о дополнительном заработке выливаются в следующий вывод: хочешь денег — иди таксуй.
Вроде бы всё просто: установил программу на телефон и получай заявки, можно даже совмещать с основной работой. Главное, чтобы было желание и водительские права.
Между тем, такая простота во взаимоотношениях между владельцами автомобилей и такси породило и другой доступный вид заработка — открытие служб вызова автомобилей.
А почему бы и нет? Новые технологии и появление мобильных приложений привели к модернизации такого бизнеса, как служба вызова автомобиля. Теперь для открытия такси не нужно закупать десятки автомобилей, нанимать штат диспетчеров и выстраивать сложную систему взаимодействия между подразделениями. Всё, что нужно — это специальная программа и чёткое понимание механизма работы.
Но не каждый в реальности знает все «подводные» камни этого бизнеса. Так ли легко организовать работу службы такси даже при наличии всех гаджетов и кажущейся простоты бизнеса? Если у вас нет ответа на этот вопрос, лучше всего обратиться к более опытным предпринимателям, которые уже знают всю специфику рынка такси и готовы поделиться этой информацией в рамках сотрудничества по франчайзингу.
На этом рынке существуют такие франшизы такси, как BlackCab, eTaxi24, TaxiMe, МногоТакси, Максим и другие.
Возможность открыть бизнес «с нуля» без опыта работы на рынке такси может дать только покупка франшизы. В противном случае, проблемы которые существуют в этой непростой сфере поглотят ваш бизнес, не дав ни единого шанса. Наличие теневого рынка, нечёткости в госрегулировании, международные конкуренты — это далеко не полный список сложностей, с которыми придётся столкнуться начинающему предпринимателю.
Но несмотря на такой внушительный перечень трудностей, открытие службы такси не требует внушительных вложений, и тем не менее гарантирует хорошую прибыль. А обилие конкурентов, при правильной организации работы, не мешает новой службе такси получить свою «порцию» клиентов.
БИБОСС расскажет, как откусить кусочек этого лакомого пирога и не подавиться.
Времена больших таксопарков с собственной диспетчерской службой, рекламным отделом и большим штатом сотрудников уже прошли. Потому что прогресс, шагающий семимильными шагами по миру, зацепил и рынок такси, сделав его прозрачным, простым и более легальным за счёт появления мобильных приложений для клиентов и автоматизированных программ вызова автомобилей.
Согласно данным Аналитического центра при правительстве РФ, за последние пять лет количество «таксующих» автомобилей увеличилось более, чем на 20%. Соответственно вырос и объём рынка практически на 85%.
Более того вызов автомобиля стал проще и удобнее для клиентов, и понятнее — для таксистов. Количество пассажиров, которых водитель может обслужить за рабочую смену выросло в разы, а значит увеличилась и дневная выручка, поэтому можно чётко сказать, что все изменения на рынке — к лучшему.
Представитель пресс-службы Яндекс.Такси считает, что развитию транспортных услуг во многом способствовали и усилия городских властей: «Возможность легальному такси ездить по выделенным полосам наравне с общественным транспортом, специальные парковочные места опосредованно повлияли на рынок такси. Поэтому присваивать эту заслугу только агрегаторам было бы не совсем верно».
Совокупность этих новшеств создала новый рынок такси, с другими правилами и другим механизмом работы.
Еще 10 лет назад заказ такси представлял собой довольно сложный процесс: клиенту нужно было найти номер телефона, позвонить, пообщаться с диспетчером и потом минут 30 ждать свою машину.
Службы такси, в свою очередь, затрачивали колоссальные средства на маркетинг, продвижение своего бренда и управление коллективом.
Но всё это было до всеобщей «уберизации», которая сделала таксомоторный бизнес более технологичным и доступным и стала тем самым основным драйвером роста объёма рынка такси.
Шесть лет назад в США появился сервис для вызова автомобилей под названием Uber. Он «поломал» привычную систему такси и открыл новые перспективы как для предпринимателей, так и для простых водителей.
Благодаря появлению приложения Uber таксистом может стать каждый — и этот факт стал революционным для этого рынка.
Как утверждает директор по коммуникациям компании Uber Александр Костиков, благодаря внедрению интернет-технологий в процесс вызова автомобиля, услуга такси стала более доступной, а сам процесс — эффективным: «Интернет-платформы „видят“ все подключенные автомобили и направляют к пользователю ближайшую свободную машину. В результате сократился холостой пробег машин и стало возможным снижение затрат водителей и времени ожидания клиента».
Водителем Uber может стать любой человек, имеющий автомобиль и необходимые документы, при этом этот человек по факту работает «на себя». Никаких лицензий, разрешений на этот вид деятельности не потребуется, а значит оплаты налогов и прочих отчислений — нет, а этот факт снизил стоимость проезда на такси: теперь такси стало не только удобнее, но и доступнее.
На сегодняшний день Uber работает в 400 городах в 70 странах мира, в том числе в 10 городах в России.
Популярность приложения спровоцировала рост аналогичных сервисов, так во многих странах мира работает Gett, а в России стартовал проект Яндекс.Такси. Тем не менее появление большого числа конкурентов не уменьшило ёмкость рынка, а наоборот спровоцировало увеличение спроса на услуги такси.
Как рассказывает директор по коммуникациям компании Uber Александр Костиков: «По большому счету, наш главный конкурент — это личный автомобиль. Философия Uber — more people in fewer cars (большее количество людей в меньшем количестве машин). Рынок перевозок имеет огромный потенциал, и места на нем хватит и нам, и нашим коллегам по рынку». А значит этот сегмент еще далёк от насыщения.
Российский аналог Uber — Яндекс.Такси появился в 2012 году и работает уже в 16 городах нашей страны, но способ развития этой компании несколько отличается от всеобщей «уберизации»: к системе Яндекс.Такси подключаются в основном крупные таксомоторные парки городов, которых привлекает узнаваемость бренда и возможность экономить на содержании диспетчерской службы и рекламе. Эти статьи расходов еще несколько лет назад составляли львиную часть бюджета каждого такси. Но по факту таксопарки теряют самостоятельность.
Поэтому на рынке существуют федеральные компании, которые работают как с помощью собственного мобильного приложения, так и «по старинке» через диспетчерскую службу. В отличии от Яндекс.Такси и Uber, которые открывают филиалы своими силами, многие подобные компании развиваются при помощи франчайзинга.
Так в результате «технологичной» революции рынок такси разделился на несколько «лагерей»: приложения, помогающие вызвать частного водителя, крупные сетевые службы такси, сформировавшие известный бренд и имеющие единый федеральный call-центр, и таксомоторные парки, которые попросту пользуются услугами и первой, и второй компаний.
Не все такси успели подстроиться под новый рынок. Многие мелкие службы, продолжающие работать по «старинке» просто уходят из бизнеса. Так, например, Татьяна С., бывшая владелица службы такси в Казани, рассказывает историю закрытия своего бизнеса: «В город пришел крупный оператор такси, который сразу же захватил весь рынок, введя новые технологии работы и системный подход. У более мелких компаний было два выхода: закрыться, либо влачить жалкое существование».
Но есть и другой выход: предприниматель может просто купить франшизу известного бренда и с помощью него отвоевать себе часть рынка. Но и в этом случае могут возникнуть проблемы. Как утверждает франчайзи eTaxi24 из г. Казань: «Мы не жалеем о покупке франшизы, но тем не менее считаем, что франчайзор мог бы перед тиражированием бизнес-модели довести ее до ума».
Поэтому на практике лучше заранее знать с чем придётся столкнуться, изучить сферу и поговорить с главными участниками этого рынка: таксистами.
«У служб вызова авто есть две проблемы: низкая стоимость проезда и большое количество нелегалов». Евгений С., таксист, Уфа.
Несмотря на все улучшения и изменения, отрасль не стала совсем прозрачной — доля «теневого» рынка остается значительной. Так по данным правительства на российских дорогах не менее 26% «нелегалов», это цифра средняя по России, но есть регионы, в которых более 60% служб такси — нелегальные.
Что подразумевается под этим понятием? Таксисты вне закона — это водители, которые подрабатывают извозом, для которых такси является побочным заработком. Также есть и «серый рынок», который представлен водителями с разрешениями, но не выплачивающими налоги.
То есть те таксисты, которые являются индивидуальными предпринимателями и тратятся на покупку лицензии, по факту зарабатывают меньше своих «нелегальных» коллег.
А если вычесть из стоимости проезда, которая практически не растет уже несколько лет, бензин, амортизацию и прочие затраты, получается в среднем зарплата около 13 тысяч рублей, которую никак нельзя назвать конкурентоспособной.
Всё это порождает негативные настроения в этой сфере, а также снижает лояльность клиентов такси: многие понимают, что по факту они не защищены — в любой момент вместо адекватного водителя к вам может приехать «наркоман» со стажем, решивший подработать частным извозом.
«Я сама всегда езжу только на такси бизнес-класса, потому что понимаю, что вызвав обычное такси, я ни от чего не застрахована». Татьяна С., бывшая владелица службы такси, г. Казань.
Собрать действительно хорошую команду водителей — это сложно. За хорошим коллективом такси стоит ежедневная работа, собеседования, поверка документов и даже обучение общению с клиентами. Тем не менее служб вызова автомобилей, которые стараются переломить негативное отношение к таксистам становится все больше.
Об этом рассказывает генеральный директор «Много Такси» Иван Легостаев: «Если раньше в представлении обычных обывателей, водитель такси — это отсидевший или же весьма некультурный человек, который к тому же диктует свои условия. То сейчас ситуация меняется: с водителями такси в нормальных компаниях проводится инструктаж, который учит общению с клиентом и выявляет неадекватных персонажей».
Того же мнения придерживается и пресс-служба Яндекс.Такси: «Во многих регионах рынок такси сейчас довольно плохо развит. Очень много нелегалов и бандитов, автомобили в плохом состоянии, жители боятся ездить на такси и используют его только в крайнем случае. Мы же предлагаем качественный сервис, проверенных водителей на хороших автомобилях по доступным ценам».
Поэтому, если вы предложите людям хороший продукт — быстрая подача автомобиля, вежливое обслуживание, понятные цены, то в этом случае ваш бизнес будет востребованным среди клиентов. Для соответствия всем этим требованиям нужна понятная и четкая схема работы, а также уважаемый бренд.
Для того, чтобы стать владельцем такси теперь вовсе не обязательно иметь большой парк авто и обширные знания в этой сфере, достаточно купить франшизу одного из крупных операторов пассажирских перевозок. Таких, как BlackCab, eTaxi24, TaxiMe, МногоТакси и другие.
Данные бизнес-концепции позволяют открыть собственный бизнес с нуля, при этом не набирая большое количество административного персонала. Франчайзор предоставляет не только бренд, но и собственный call-центр, мобильное приложение и технологию работы с частными водителями.
На практике эта система работает следующим образом: в одном из городов открывается офис, в котором сидит несколько сотрудников, занимающихся отбором потенциальных водителей и проверкой их документов, а федеральная компания занимается сбором и распределением заказов от клиентов. На плечи франчайзи ложится только контроль качества услуг, всё остальное делает за них партнер. Доход же франчайзи формируется за счет комиссионных с каждой поездки, а франчайзор получает роялти.
Эта схема удобна в работе как для начинающих предпринимателей, так и владельцев уже действующих таксопарков. Но несмотря на всю простоту остается резонный вопрос: как привлекать клиентов?
Без рекламной кампании не обходится ни одна служба такси, поэтому поинтересуйтесь у франчайзора, как будет проходить завоевание рынка вашего города, а также в какие средства это обойдётся.
По факту сегодняшний рынок такси держится на частных водителях, которые не являются сотрудниками какого-либо из таксопарков, а просто решают заработать на частном извозе. Обычно они подключают сразу несколько приложений такси и работают «на себя», их называют «мерцающими» работниками.
В обязанности же оператора такси на местах входит отбор подобных «частников» и контроль качества обслуживания клиентов.
В свою очередь рекламу и генерирование заказов берут на себя федеральные компании, которые разрабатывают и продвигают мобильные приложения, контролируют call-центр и помогают построить правильную рекламную кампанию.
Реклама — это самая внушительная статья расходов, потому что вы можете иметь высококлассный сервис, замечательных водителей и удобное приложение, но люди не будут о вас знать, а значит ваш бизнес обанкротится.
Но всё-таки самый главный элемент этой системы — клиент, который хочет быстро и недорого добраться до пункта назначения. И насколько быстро и эффективно работает сервис такси, насколько правильно сделано мобильное приложение и автоматизирована схема приёма и передачи заказов, настолько ваш бизнес и будет успешен.
Поэтому важно выбрать действительно высокотехнологичную федеральную компанию, которая будет иметь не только узнаваемый бренд, но и профессиональный штат технических специалистов.
Для этого при выборе франшизы такси обязательно ознакомьтесь со всеми сервисами компании франчайзора: рассмотрите сайт, скачайте приложение и прочитайте отзывы.
И самое главное, пообщайтесь с франчайзи, возможно они укажут вам на недостатки данной франшизы, а понимание этого избавит вас от ошибок на старте проекта.
В любом случае, служба вызова такси — это интересный бизнес, который при правильном подходе может не только окупиться, но и принести внушительную прибыль.
Комментарии (1)