Практика реализации продукции через торговые автоматы относительно недавно стала знакома отечественным предпринимателям, в то время как зарубежные коллеги давно обратились к такому варианту бизнеса и, согласно их опыту, розничная торговля товарами высокого массового спроса через автомат приносит владельцу хорошую прибыль, а ассортимент уже не ограничивается стаканчиком горячего кофе или другого вкусного напитка. Современные аппараты позволяют продавать более разнообразную продукцию, делая это максимально удобно и быстро для потребителя.
Несмотря на очевидную привлекательность данного бизнеса, на рынке франчайзинга подобных предложений пока не много. Данный факт может быть связан с тем, что любое дело, которое «тиражируется» через франчайзинг, должно иметь в своей основе продуманные, проверенные и работающие механизмы. Иначе франшиза окажется пустышкой. Многие не понимют всей сути вендинга и поэтому считают, что под его основой нет и не может быть бизнес-концепции.
А между тем, вендинг как относительно новое явление в бизнесе имеет ряд незнакомых для предпринимателей нюансов, не зная которые можно не воспользоваться всеми преимуществами или просто столкнуться со многими проблемами.
Если у вас нет опыта в вендинговом бизнесе, и вы хотите узнать, что вас подстерегает в этой нише или просто хочется всегда быть в курсе изменений рынка, тогда можно обратиться за советом к сведущим специалистам и действующим вендорам. Чем они поделились с нами, читайте в очередном обзоре БИБОСС.
Сегодня в профессиональных кругах часто можно услышать фразу «век вендинга». Торговые автоматы сегодня можно увидеть везде — приходя в университет или в офис на работу, гуляя по улице или в торговом центре. В последние годы рынок вендинга рос и продолжает рости семимильными шагами.
На сегодняшний день в России работают около 165 тысяч торговых автоматов. При этом, по словам Татьяны Шубиной, руководителя отдела PR и рекламы торгово-производственной компании «VendShop»,
с каждым годом рынок вендинга увеличивается в среднем на 20 %.
Рынок вендинга развивается стремительно. В последнее время значительно выросло и продолжает расти количество торговых автоматов, как в Москве, так и в регионах. Наблюдается увеличение разнообразия торговых аппаратов и ассортимента реализуемой через них продукции.
На пути развития вендингового рынка не смог встать даже кризис. Специалисты отмечают, что экономические проблемы практически не коснулись вендоров, в то время как другим предпринимателям приходилось подстраиваться под новые реалии рынка в поиске спасательного круга для своего бизнеса.
Кризис оказался даже на руку производителям вендинговых аппаратов — на рынке заметно резкое импортозамещение торгового оборудования. Связано это, в первую очередь, со значительным ростом цен на импортное оборудование. Тем более, что качество российских автоматов не просто не уступает зарубежным, но и по некоторым параметрам даже превосходит импортные аналоги.
При этом 165 тысяч действующих торговых автоматов — это не окончательные цифры — аналитики обещают, что их количество уже к 2020 году возрастет вдвое.
А значит возрастет и количество предпринимателей, запускающих подобный бизнес — самостоятельно или через франчайзинг.
Это и не удивительно, вендинговый бизнес имеет явные преимущества, начиная от простоты организации и заканчивая отсутствием обременяющей аренды большой торговой площади и складских помещений для хранения товаров. Создать дело намного проще, чем во многих других сферах бизнеса, и за счет минимальных вложений на начальном этапе. К тому же обслуживание даже сети торговых автоматов не требует найма большого штата персонала, не говоря уже о нескольких точках.
Максим Литвинов, директор по продажам компании «Новые вендинговые технологии»:
Плюсом вендинга является возможность войти в бизнес с абсолютно разными денежными вложениями. Можно начать своё дело с покупки 1 торгового автомата, который установишь рядом с домом или с покупки 100 и выше торговых автоматов, чтобы сразу занять весь город или область.
Поэтому эта ниша привлекательна как для начинающих предпринимателей, так и для опытных «сетевиков». Кстати, и для первых, и для последних вендинг может быть источником пассивного дохода — автоматы не требуют много времени на обслуживание, всего 2-3 раза в неделю, и к тому же обладают функцией удаленного контроля при круглосуточной работе.
Рынок остается привлекательным еще и потому, что торговые автоматы не в диковинку, как некоторое время тому назад — массовый потребитель уже приноровился к аппаратам, которые выдают различные товары. Россиянам по нраву продукты питания и напитки для перекуса «на ходу». Наибольшее количество автоматов, согласно компании EMTG, предлагают горячие напитки (50%), снеки — закуски — (40%). Горячая еда и другие товары, судя по всему, менее востребованы, всего 10% автоматов предлагают их потребителям.
Флагманами и основными игроками рынка остаются кофе- и снековые автоматы. Несмотря на то, что зачастую кофе из автомата едва ли можно назвать этим благородным словом, генеральный директор сети автоматических кофеен «Доброе кафе» уверяет, что такие торговые точки могут составить достойную конкуренцию местным кофейням.
Павел Ашмаренков, генеральный директор компании «Мастер Вендор»:
В своей сети мы используем высококачественную арабику из Индонезии и натуральное молоко российского производства. Благодаря этому, а также за счет технологичного оборудования получается кофе очень достойного уровня, в большинстве случаев даже вкуснее, чем приготовленный бариста.
Так, компании «Доброе кафе» удалось совместить качество напитка как из кофейни и доступность покупки через вендинговый автомат. Если вас заинтересовал бизнес на кофейном автомате, то вам стоит знать и то, что научиться этому делу можно всего за 1 день и уже сразу начинать зарабатывать.
Но каким бы простым на первый взгляд ни казалось начинание, любой бизнес требует во главе разумного и дальновидного предпринимателя. Максим Литвинов, директор по продажам компании «Новые вендинговые технологии», которая развивает сеть торговых автоматов по продаже детских игрушек, сувениров и бижутерии «Мангустин», утверждает, что вендинг как дополнительный заработок не сложен. Однако, чтобы развить сеть автоматов, приносящую стабильный доход, предпринимателю нужно уметь считать, оценивать риски и принимать верные решения, как и в любом другом бизнесе.
Вендинг — это, пожалуй, один из самых легких способов начать свое дело. Вполне приличный старт для начинающего предпринимателя, который при минимальных рисках позволит примериться к миру бизнеса, опробовать свои силы, изучить потенциал рынка и поведение потребителя. Тем более, что при правильном понимании сути вендинга и организации бизнеса, даже точка в 1 кв.м. может оказаться вполне прибыльным предприятием.
Но признаться, не все задумываются о том, что должен просчитать вендор, прежде чем поставить автомат, и какие факторы влияют на успех.
Несмотря на то, что две столицы разделяют 45% рынка торговых автоматов, вендинг постепенно начинает распространяться и в регионах. Сегодня на их долю выпадает около 55% — и это, пожалуй, не предел, конкуренция пока терпит новичков и вместе с тем еще можно успеть занять наиболее выгодные позиции. Среди уже существующих вендинговых точек, наряду с федеральными сетями, подавляющее большинство принадлежит частным предпринимателям, которые устанавливают единичные аппараты. Хотя выгодность бизнеса на одном автомате оставляет сомнения.
Ольга Косец, президент МОО защиты и поддержки малого и среднего бизнеса «Деловые люди»:
Нужно иметь в виду, если вы установите один единственный автомат про продаже, например, кофе, прибыли из такого бизнеса вы не извлечете. Высокую рентабельность эта модель бизнеса показывает, если у вы устанавливаете сеть идентичных по ассортиментному перечню вендинговых аппаратов.
Наличие нескольких точек сети — это только одна составляющая успеха. На что еще следует сделать ставку вендору?
Суть гибкости вендингового бизнеса заключается в том, что стоимость единицы товара, как правило, не превышает 100 рублей. Такие расходы может позволить себе по сути каждый — и школьник, и студент, и тем более взрослый человек.
В связи с этим могут возникнуть вопросы по местам установки вендинговых аппаратов. Согласно ФЗ № 381, орган местного самоуправления разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов, который и определяет места для автоматов. Но реальная возможность плодотворного, а главное быстрого сотрудничества с местными властями вызывает сомнения. Это заставляет обращать внимание многих предпринимателей на частные территории, с владельцами которых можно договориться лично и арендовать небольшую площадь. Но и здесь появляется «палка о двух концах», так как самыми доходными местами для вендингового бизнеса наряду с офисами крупных компаний и торговых центров, считаются учебные заведения, больницы, которые принадлежат местному муниципалитету.
В любом случае «найти» потенциального покупателя не составит труда, главное разместить автомат в общественных местах с наибольшим трафиком проходимости. Но и это делать бездумно нельзя. Попасть точно в цель можно только при правильном соотношении целевой аудитории и продукта. Порой поставить автомат в небольшом офисном центре выгоднее, чем на центральной улице города. Дело в том, что львиная доля успеха, конечно, зависит от выбора места, но это далеко не все.
Как мы уже говорили, сегодня ассортимент вендинговых автоматов не ограничивается кофе и снеками. Иной раз не угадаешь, какой товар окажется востребованным.
Новосибирская компания NPM, например, реализует проект по развитию молочного вендинга. Торговые аппараты компании на сегодняшний день востребованы у фермеров Новосибирской области, Красноярского края и Екатеринбурга.
Дмитрий Чепель, директор по развитию проекта Milkbox компании NPM:
«Для нас это успешный опыт, позволивший попасть и довольно быстро закрепиться на рынке с фермерским продуктом. Несмотря на новизну такого формата продажи, покупатели быстро привыкли приобретать свежее молоко через аппараты MilkBox. Достаточно только разместить простые инструкции и обучить персонал торговой площадки».
Причем вендинг — это не всегда реализация товара в том смысле, в котором мы его понимаем. На рынке немало компаний, которые через эти же автоматизированные машины предоставляют услугу клиентам или развивают бизнес в сфере b2b.
Таким образом, вендинг вводит новый формат бизнеса. Я Заряжу и Cameron, например, вовремя заняли пустующую нишу рынка с актуальным для современности продуктом. Вендинговые автоматы этих компаний в сущности своей стали рекламными площадками. Станции Я Заряжу и Cameron предоставляют любому человеку возможность бесплатно зарядить свой телефон. В ожидании «оживления» своего электронного друга клиенту приходится смотреть рекламу, которая «крутится» на мониторе. Основатели сделали ставку на то, что соединили потребность заряжать гаджеты и готовность предпринимателей платить за рекламу. Такая синергия приносит прибыль как через собственные, так и через франчайзинговые предприятия компаний.
На чем остановится фантазия предпринимателей?
На волне всплеска популярности социальной сети Инстаграм, предназначенной для того, чтобы обмениваться и делиться своими фотографиями, появились вендинговые автоматы, подхватившие новую тенденцию. Терминалы Инсталаб и Instamat делают моментальную печать фотографий из личного аккаунта клиента в Инстаграм. Это 2 сети автоматов, которые шагают в ногу со временем, тем самым монетизируя любовь молодёжи к Инстаграм.
То, что вендинг развивался и продолжает развиваться касается не только количества автоматов, но и их качественных характеристик и функций.
В скором времени торговые аппараты будут оснащены связью, которая позволит проводить мониторинг, телеметрию и управлять аппаратом на расстоянии, таким образом умные машины будут составлять 20% всего рынка, отмечает J’son & Partners Consulting.
Татьяна Шубина, руководитель отдела PR и рекламы, торгово-производственная компания «VendShop».
Автоматизация торговли войдет еще во многие сферы деятельности во всех регионах. Вендинг является прекрасным каналом сбыта для производителей абсолютно разной продукции, и мы, адаптируя автоматы под любой товар, видим, что это канал все активнее используется производителями.
Вместе с тем наблюдается тенденция к универсальности торговых автоматов. Разнообразие товаров и услуг первой необходимости, которые могут быть реализованы и предоставлены через вендинг, уже не имеет границ.
Франчайзинговая сеть для укрепления семьи «Розовый кролик» не так давно запустила в Санкт-Петербурге вендинговые автоматы по продаже интим-товаров. Компания первая на российском рынке создала имя федерального масштаба в столь пикантном сегменте.
Сегодня все больше становятся востребованными автоматы, предназначенные для нестандартной и непривычной для продажи через торговые аппараты, продукции. Например, автоматы по продаже жидкостей для электронных сигарет и испарителей. «Мы специализируемся на универсальных торговых автоматах, и поэтому замечаем, что значительно вырос процент приобретаемого у нас оборудования для продажи непродовольственных товаров», — делится Татьяна Шубина.
Тем не менее в России вендинг еще только развивается в этом направлении, поэтому в нашем представлении существуют довольно стандартные и традиционные решения, в основном это продажа штучных товаров, приготовление напитков и оплата платежей. В Японии, пожалуй, самой продвинутой в технологическом смысле стране, посредством автоматов продают даже животных, золото и серебро, часы, лобстеров, сыпучие товары на развес. Существуют автоматы, которые идентифицируют людей для осуществления платежей через отпечаток пальца, готовят при вас обеды. Мини-робот может помассировать ваши уставшие ножки и почистить обувь. Предел у человеческой фантазии вряд ли существует, вопрос только в создании технологии.
Андрей Тушов, исполнительный директор «Конструктор Документов FreshDoc.ru»:
В текущем виде вендинг просуществует недолго. Скучные безмолвные ящики — всего лишь переходное звено. Уже сейчас за рубежом существуют предложения по роботизированной доставке продуктов и отдельных категорий, например, проекты Dodo Pizza с доставкой по воздуху.
И выиграют те предприниматели, которые быстрее других применят эти наработки в бизнесе. Кроме того, более широкое распространение получат инициативы предпринимателей по использованию возможностей торговых автоматов как дополнения к основному бизнесу. Вендинг сегодня предоставляет для этого все необходимые предпосылки и возможности.
В любом случае сегодня это весьма перспективная ниша, которая с легкостью составит конкуренцию традиционным методам торговли. Такой она будет оставаться и в ближайшее время. В то же время можно с уверенностью сказать, что рынок еще не насыщен, и у предпринимателей, заинтересовавшихся вендингом, сегодня есть все шансы отхватить кусочек лакомого пирога. А рынок франшиз поможет открыть свой бизнес на вендинге без рисков и потерь.
Комментарии (0)