Развитие франчайзинга на территории России началось относительно недавно, в середине 90-х годов, и сейчас активно набирает обороты. В Европе же франчайзинг развивается уже несколько десятилетий и оказывает активное влияние на формирование экономики стран Евросоюза. Среди них, именно Франция считается лидером европейского франчайзинга. Эксперты РАФ выяснили, как зарождался франчайзинг во Франции и в чем преимущества развития бизнеса в мировом центре красоты и моды.
Франчайзинг во Франции зародился еще в начале предыдущего столетия. На тот момент понятие «франчайзинг» не существовало в экономике. В 1911 году предприниматель Жан Пруво (Jean Prouvost) - директор шерстопрядильной фабрики, дал задание молодому специалисту открыть сеть магазинов по стране, занимающихся продажей фабричной шерсти. Так во Франции появилась первая сеть под именем торговой марки “Laines du Pingouin”. Компания просуществовала до 2000 года и стала настоящим сокровищем Prouvost Group. Появление этой сети уже в начале XX в. дает Франции повод оспорить титул США как «родоначальников франчайзинга».
Несмотря на появление Laines du Pingouin уже во втором десятилетии двадцатого века, основное развитие франчайзинга во Франции пришлось на 70-80-е гг. В этот период стали активно появляться франшизы в сфере услуг, бытового оборудования и общепита. В большом количестве открывались сетевые отели и парикмахерские. Многие из сетей, созданных в то время, по-прежнему являются собственностью основателя. Они расширяются, присоединяя новые франчайзи и применяя инновации в процесс производства.
Однако знаменита Франция не своими отелями и парикмахерскими. Эта страна прежде всего считается законодателем моды: пользоваться французской парфюмерией и носить одежду французских модельеров считается престижным во всем мире. Благодаря такой репутации, франшизы в области продажи одежды и косметики активно экспортируются за рубеж. Бренд Yves Rosher существует в России с начала 90-х годов и вошел в топ самых выгодных франшиз на территории нашей страны по версии РБК. Также популярностью пользуются такие сети как L’occitane, Christian Dior, магазины нижнего белья «Парижанка» и DIM. Сети Lacoste, NafNaf. магазин женских платьев Copie.copine крепко закрепили свои позиции на российском рынке, привлекая большое количество потребителей.
Еще одна сфера развития франчайзинга во Франции - фаст фуд. Французы любят есть со вкусом, но именно формат «быстрого питания» стал набирать популярность в последние годы. Так, в период с 2015 года и до настоящего момента количество сетей общего питания увеличилось со 175 до 186. Одной из причин стало распространение американских франшиз на территории Франции. Бренды США пользуются на территории Франции большой популярностью, на данный момент в стране работает 37 американских филиалов.
Франция активно развивает франчайзинг, создавая и распространяя свои бренды по всему миру. Если в 2008 году существовало 1234 бренда, продвигаемых по франшизе и чуть более 49 тысяч точек продаж, то на данный момент существует уже 1834 сети, более 69тыс. франчайзинговых точек торговли. Число франчайзи увеличивается каждый год примерно на 5-10%.
Такой успех данной модели бизнеса обусловлен, в первую очередь, благоприятной экономической средой: крупный, развитый рынок, удачное территориальное положение и высокий уровень жизни населения. Кроме того, франчайзинг во Франции выполняет социальную роль, борясь с безработицей в стране. Франчайзинговые предприятия задействуют большое количество человеческих ресурсов, таким образом, обеспечивая более 250 тыс. рабочих мест. Общий оборот франчайзи составляет 53 380 000 000 евро, что превышает показатели 2014 года практически в два раза.
Кроме того, развитию франчайзинга на территории Франции способствует юридическая поддержка со стороны государства. Франция – единственная страна в Европе, где принят закон, адресованный франчайзингу. Он создан с целью укрепить позиции среднего и малого бизнеса и уменьшить его зависимость от крупных компаний, специализирующихся на продаже бренда, торгового знака, собственного ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности.
Продвижению франчайзинга во Франции способствует Французская Ассоциация франчайзинга - FFF (fédération français de la franchise). Организация оказывает юридическую поддержку начинающим франчайзи, занимается распространением брендов на мировом рынке, участвует в проведении крупнейших мероприятий в области франчазинга. Самыми значимыми событиями во французском мире франшиз считаются выставка Franchise Expo Paris, а также Top Franchise в Марселе и Mapic в Каннах.
Комментарии (0)