Если вы задумались купить бизнес по франшизе, то поверьте, вас ждет многообразие самых различных вариантов. Как выбрать предложение, которое принесет франчайзи высокий доход и моральное удовлетворение, рассказывает консультант по развитию бизнеса Subway Россия Марина Тукшумская.
Как подсчитали эксперты, 35% всех ресторанов в мире работают по франчайзингу, а в сфере быстрого питания эта цифра доходит до 60%.Франчайзи можно понять: вместе с покупкой франшизы они приобретают пул лояльных бренду потребителей, чего никогда не произойдет при открытии дела с нуля. Кроме того, им достается многократно проверенная бизнес-идея, которую нужно только грамотно использовать.
Но даже при столь привлекательных условиях франчайзинг подойдет не всем. Например, сильным лидерам и независимым натурам, для которых правила использования чужого бренда не указ, лучше отказаться от этого варианта. Если последнее к вам не относится и вы готовы поступиться полной самостоятельностью ради будущих доходов, читайте далее.
Первое, на что стоит обратить внимание — бренд, предлагаемый по франшизе.
От его силы и устойчивых ассоциаций, которые он вызывает в сознании потребителей, напрямую зависит поток Ваших будущих клиентов. Но не путайте бренд с товарным знаком, который просто графически отделяет одну компанию от другой, но не создает дополнительного стимула для покупки.
Второй момент — юридическое оформление сделки. Лучшим вариантом будет договор коммерческой концессии. Правда, всего 20% франчайзоров предложат его, в отличие от соглашений о партнерстве, поставках или оказании услуг, которые практически никак не защищают права франчайзи. В ряде случаев с франчайзи подписывают лицензионный договор, он довольно похож на договор коммерческой концессии, но не обязывает правообладателя предоставлять методическую поддержку по ведению бизнеса. Внимательно прочитайте, на какой срок вам предлагают оформить сделку. Если Subway заключает договоры, причем коммерческой концессии, на 20 лет, то большинство франчайзоров — на 3-5 лет. Получается, что франчайзи инвестирует в бизнес, начнет получать доходы, но в скором времени имеет шансы лишиться их на законных основаниях.
Любой бизнес, в том числе открытый по франшизе, требует от бизнесмена максимального погружения в ход дела, желания расти и развиваться вместе с компанией. Отсюда вопросы: насколько Вам будет интересна выбранная отрасль, являетесь ли Вы сами приверженцем конкретного бренда и потребителем его товаров?
Если аналогичного опыта работы у вас ранее не было, то ключевой момент — это обучение. Одно дело, когда для франчайзи есть школа и консультанты по ведению бизнеса, и другое, когда после покупки франшизы начинается свободное плавание.
Перед сделкой оцените рентабельность бизнеса и возврат инвестиций.
Ни в коем случае не берите бизнес-план у франчайзора! К слову, законодательство США запрещает давать франчайзи обещания о доходах. Сделайте расчет самостоятельно, основные статьи расходов можно, например, посмотреть в калькуляторе на портале Subway. Перед оценкой запросите у франчайзора контакты действующих франчайзи и свяжитесь с ними, возможно, они поделятся конкретными цифрами и опытом развития бизнеса.
Стоимость франшизы складывается из единоразового паушального взноса и ежемесячных роялти. Последние рассчитываются как процент от товарооборота, прибыли или дохода, но существуют компании, которые продают франшизу без последующей уплаты таких компенсаций. Здесь франчайзи стоит не впадать в эйфорию, а задуматься, ведь у правообладателя не будет мотивации помогать ему. Напротив, чем выше роялти, тем больше внимания гарантировано со стороны франчайзора, так как он будет заинтересован в росте прибыльности бизнеса.
Покупка франшизы — это долгосрочный инвестиционный проект, поэтому не жалейте времени на тщательную оценку сделки. Подходите к вопросу комплексно, учитывайте любые мелочи, слушайте себя как бизнесмена, рассчитывающего на высокий доход, и как человека со своими желаниями и предпочтениями. Иными словами, выбирайте и умом, и сердцем.
Комментарии (0)