Любой предприниматель, задумывающийся о покупке франшизы, сталкивается не только с вопросами доходности планируемого бизнеса, но и переживаниями относительно устойчивости положения компании-франчайзера на рынке. О потенциальной доходности человек может узнать несколькими способами:
1) изучение коммерческого предложения компании-франчайзера (в России функционирует не более 10 профессиональных порталов, посвящённых франчайзингу, где компании активно размещают описания своих франшиз);
2) живое общение с предпринимателями, уже запустившими бизнес по франшизе;
3) эмпирическое наблюдение за активностью спроса на товар/услугу, предоставляемую компанией.
А вот о стабильности франчайзера на рынке зачастую приходится только догадываться. Почему?
1) информация о компании, размещаемая на порталах, не проходит независимую оценку, поэтому франчайзер, как лицо заинтересованное, вправе отразить самую радужную картину, зачастую не соответствующую реальности;
2) в России на сегодняшний день нет регламентирующих франчайзинг-законов, в связи с чем растёт количество так называемых псевдофраншиз, коими, по статистике, является каждая пятая в России. Достаточно вспомнить скандалы с ZaraZara (оригинал - Zara), Евросвязь (оригинал - Евросеть), Арбат-Люкс (оригинал - Арбат-Престиж).
Как обезопасить себя от мошенников, ведущих нелегальный бизнес, и убедиться, что выбор в пользу определённого франчайзера - верный?
1) Выходите на связь исключительно с официальными представителями компании, контакты которых отражены на корпоративном сайте компании. Любые факты посредничества проверяйте.
2) Если на сайте компании вы не встретили франчайзингового предложения, значит его не существует в природе, и любые сторонние предложения о покупке франшизы - удел мошенников. Компания, развивающаяся по франчайзингу, отражает этот факт на всех возможных ресурсах.
3) Перед приобретением франшизы убедитесь, что торговая марка официально зарегистрирована. Для этого достаточно запросить у франчайзера свидетельство о регистрации товарного знака и проверить его номер на сайте РосПатента. Отказ в предоставлении этой информации под любым предлогом должен натолкнуть вас на мысль о недобросовестности контрагента.
4) В процессе диалога с франчайзером желательно выяснить следующие показатели: количество открытых и закрытых точек продаж за год, рост оборота точки по отношению к предшествующим периодам, период окупаемости, средний оборот в сравнимых по численности и уровню доходов городах.
Удивительно то, что из более чем 700 российских франчайзинговых компаний, лишь 13 согласились раскрыть свои показатели для проведения независимой оценки с целью создания национального рейтинга франшиз "Золотой Брэнд". А также среди таких компаний – Независимая лаборатория “ИНВИТРО”, “33 пингвина”, "Шоколадница", "Сбарро" и т.д. Одной из таких компаний является франшиза “Экспетро”, которая недавно отметила 3-летие и сейчас насчитывает 120 магазинов по всей России и в Казахстане. Напомним, в рейтинге ТОП 100 лучших франшиз России по версии БиБосс.ру эти франшизы также заняли лидирующие позиции. Независимые премии дают надежду на то, что количество “открытых” франшиз будет только расти и что франчайзинг в России встанет на цивилизационные рельсы.
Комментарии (0)