Чек-лист для начинающего франчайзера
Тему франчайзинга как устойчивой и перспективной модели ведения бизнеса активно обсуждают в контексте упаковки, построения продаж, маркетингового продвижения и юридической базы. А вот тему рекрутинга профильных специалистов скромно оставляют в тени. На самом деле здесь есть целый ряд вопросов, и на этапе поиска кадров, так и с точки зрения последовательности подключения к проекту. Поэтому с помощью эксперта по франчайзингу Алены Артюховой Buybrand.ru попробовал составить чек-лист для начинающего франчайзера.
1. Изначально вам необходимо оценить текущее состояние бизнеса, который готовится к работе во франчайзинге и его готовность к масштабированию, поэтому первым в команде появляется специалист с живым опытом во франчайзинге, который проводит аудит, выявляет слабые и сильные стороны, даёт оценку текущей ситуации, определяет, что уже есть в бизнес-модели, а что придётся разрабатывать с нуля. По итогу аудита он составляет подробный план-график работ, что и когда нужно делать, и каких специалистов привлекать к работе. Этого сотрудника не обязательно вводить в штат, он может работать по договору, но здесь важно, чтобы он был внутри проекта. Приготовить проектную документацию вне компании проблематично.
«Необязательно сразу нанимать директора или руководителя отдела. На старте вам эти функции не нужны, всё это будет чуть позже. Мой большой опыт показывает - важно не название должности, а функционал, поставленные задачи и ресурсы для развития франшизы», - говорит Алена Артюхова.
Специалист по франчайзингу работает совместно с владельцем франшизы и его профильными сотрудниками. Но и этого будет мало - ему понадобятся дополнительные специалисты с рынка.
«Поэтому для старта работы я рекомендую сделать бюджет для запуска франшизы сроком на один-два года, где прописать затраты на продвижение франшизы, план продаж, операционные расходы, фонд оплаты труда, определить размер инвестиций, которые вы должны планировать для развития франчайзинга. Здесь же обязательно прописать функционал специалистов», - предупреждает эксперт Buybrand.
2. На этом этапе есть второй вариант. Вы нанимаете консалтинговую компанию, которая вам упаковывает франшизу, и в первое время сами участвуете в разработке франшизы, ведёте переговоры по продаже и, в дальнейшем, сопровождаете первых партнёров.
«Вопрос только в распределении ресурсов и наличии времени. В моей практике был проект, когда три собственника приняли решение запускать франшизу, распределили между собой функционал сроком на три года и обозначили между собой, кто именно будет развивать новое направление в компании. Вариантов может быть много, в каждом бизнесе свой индивидуальный подход», - говорит Алена.
3. После того как у вас появилось 3 действующих партнёра-франчайзи к проекту присоединяется специалист по сопровождению и контролю работы франчайзи. Это очень важный этап для всего франчайзингового направления. Данного сотрудника надо брать обязательно в штат и, по возможности, растить внутри компании. В отличие от приглашённого эксперта этот человек должен максимально знать сущность и начинку бизнеса. Именно он будет отвечать за успех и развитие франшизы у партнёра, следить за выручками, проводить обучение, решать различные операционные вопросы и работать в формате «горячей линии». Этот сотрудник становится «наставником» франчайзи.
«Я рекомендую планировать отдел франчайзинга в самом начале, а формировать по мере появления партнёров, увеличения нагрузки и развития проекта. И этот вопрос лучше не откладывать на потом. Обязательно сделать структуру отдела, прописать основной функционал всех сотрудников и участников проекта, чтобы специалисты знали свои зоны ответственности. Поверьте, когда у вас начнётся активное развитие франшизы, ресурсы придётся распределять с учётом текущих задач, и не всегда будет время вернуться назад. Карта по направлениям франчайзинга с расстановкой основного персонала и расписанным функционалом вам нужна в самом начале создания франшизы», - предостерегает специалист по франчайзингу.
4. По мере разработки и запуска франшизы к вам будут присоединяться специалисты и команда начнет дополнятся: менеджер по запуску и открытию, юрист, IT специалист по настройке CRM, маркетолог по интернет-продвижению, финансист для разработки финансовой модели, специалист по закупкам, управляющий или операционный директор, PR специалист, дизайнер и т.д. Список зависит от формата и бизнес концепции франшизы, но, самое главное, это участие и заинтересованность самого владельца бизнеса в процесс создания и запуска франшизы. Но не нужно быть «везде», ваша зона - решение задач на верхнем уровне.
«Несмотря на то, что рынок франчайзинга довольно молодой, кадры есть и в первую очередь благодаря опытным и ведущим игрокам рынка. У нас достаточно проектов, которые на рынке уже более 12-15 лет, это видно в любом каталоге франшиз>>>. Пока у нас нет отдельной специальности с использованием термина «франчайзинг» и в вузах этому не обучают, такие компании выполняют роль «кузницы кадров». - рассуждает Алена Артюхова. - Вопрос этики конечно важен, и тут много зависит от личности собственника бизнеса, но движение кадров по рынку тоже нормальный процесс и здоровая конкуренция. Плюс бывает, что владельцы бизнеса отказываются от работы по франшизе, и отдел становится не нужен. В общем кадрового голода здесь нет, но помощь профессионала, понимающего специфику работы во франчайзинге, не помешает. Я глубоко убеждена, что успех франшизы делают именно кадры – люди которые разрабатывают, запускают и открывают проекты, сопровождают партнёра иногда в режиме 24/7 и все, кто участвуют в одном большом процессе под названием «франчайзинг».
Комментарии (0)