Франчайзинговые события в Украине в 2014 году можно разделить на три стадии.
Первая: Майдан. До середины марта месяца бизнес, как и вся страна, находился в абсолютно подвешенном состоянии. Логично, что в это время была перенесена и выставка "Франчайзинг". Основной чертой франчайзинговых сетей в это время была лояльность по отношению к своим франчайзи: где позволяли торговать дополнительным товаром, где позволяли открывать/закрываться не по графику сети и другое. С точки зрения всего рынка проявилась негативная тенденция - не всем франчайзерам удалось в каждый момент времени точно знать, сколько у него работающих франчайзи. Нарушение статистики для рынка в целом это "особенность", для отдельной компании "начало конца". Вы не знаете, сколько у вас точек, вы не можете спрогнозировать с них доход, вы не можете составить бюджет франчайзингового отдела, франчайзинговый бизнес убыточный.
Мы не увидели новых франчайзеров на рынке в это время, обещанные выходы на рынок иностранцев тоже не произошли. Даже на выставке "Франчайзинг", которая прошла в апреле, не произошло сдвига во франчайзинговой активности: говорили много среди небольшого количества участников, сделки по покупке, в основном, произошли в сегменте недорогих мобильных франшиз - стрит-фуд, кофейни, услуги. Но выставка зафиксировала начала следующего психологического момента - ждем изменений.
Вторая: война. К огромному сожалению, изменения произошли, но совершенно в другую сторону, чем ожидалось - в худшую. Накал страстей вокруг Крыма, Севастополя, а затем Донецкой и Луганской областей, активная фаза военных действий на востоке никоим образом не стимулирует спокойное развитие бизнеса, приток инвестиций и повышение покупательского спроса.
На этой стадии появились:
1. "новые франчайзи - переселенцы" - экономически активные предприниматели, которые покинули горячие территории и ищу места приложения своих усилий и оставшихся денег. С одной стороны они ищут возможность быстро войти в новый бизнес, с другой, часть из них, готова приобретать действующий бизнес, фактически для того же самого. На рынке появилась активность по выбору франшиз и появились сделки на покупку недвижимости, уже используемой под бизнес;
2. вопросы "что делать с мои бизнесом в Крыму, Севастополе, Донецке, Луганске" - в каждом случае ответ индивидуален, и во многом зависит от того, с какой стороны границы вы видите себя. Не сладко сетевым франчайзинговым компаниям в такой ситуации - что делать со своими и франчайзинговыми точками на территории, с другой стороны псевдо-границы. В результате таких трансформаций на крымской территории стал резко вопрос "а откуда мы", и начался процесс новой самоидентификации - мы местная компания или мы иностранцы в этой стране, с вытекающими процессами регистрации юридических лиц, дочерних компаний, организации международных платежей, таможенного оформления, найма персонала по другим условиям и т. д. На франчайзинговую статистику это повлияет тем, что в течении этого года ряд компаний поменяют в своем описании страну происхождения (или основную страну ведения бизнеса);
3. Сложности, а точнее "невозможности" полностью соответствовать всем законам переходного времени. В результате часть бизнесов, покупок/продажей недвижимости оформлены с помощью примитивных расписок, что аукнется через время.
Третья: - еще полностью не настала, но уже знаем ее черты:
1. активное появление небольших мобильных франшиз. Если на начало года мы фиксировали 564 действующих в Украине франчайзера, то по нашим оценкам на конец года количество таких сетей может достичь 620. Прирост произойдет в основном за счет небольших новых предложений на базе новых бизнесов или на базе сетевых компаний, которые ранее на франчайзинг не обращали пристального внимания;
2. нам будет с вами сложно подсчитать точное количество франчайзи в сетях. Цифра в 22,6 тыс. точек во франчайзинговых сетях, которую удалось собрать в прошлом году, требует тщательной проверки, но смотри пункты в первой стадии;
3. "услуги для потребителей" как отрасль франчайзинга устремилась в погоню за "торговлей", которая всегда лидировала в нашем анализе. И погоня представляет собой именно появление новых предложений, новых коммерческих ниш. Торговля занимает чуть более 50 % франчайзеров, сейчас услуги 25, а далее все другие. За следующий год услуги могут достичь в этой структуре 30-35 %;
4. это время можно называть временем "беготни и массовки" - у вас есть два варианта: или научиться много продавать в каждой точке, тогда точек у вас может быть не много, или много отрывать точек (читай - продавать небольших франшиз), чтобы их даже небольшие продажи создавали вал в сети. Скорее время середнячков прошло.
Андрей Кривонос
Источник: Сайт Ассоциации франчайзинга (Украина), 22.10.14.
Комментарии (0)